«Использование информационных и коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального (коррекционного) образования, в том числе – в практику работы учителя-логопеда.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_l.n._ikt.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование информационных и коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда»
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального (коррекционного) образования, в том числе – в практику работы учителя-логопеда.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.
- Существенно изменяется и характер его основной деятельности – игровой – в дошкольном возрасте и учебной – в школьном.
- Изменяются и его любимые герои и увлечения.
- Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, коррекционный педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Что же такое ИКТ?
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
При подготовке к занятию с использованием ИКТ логопед не должен забывать, что это занятие, а значит составляет его план исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы:
- систематичности,
- последовательности,
- доступности,
- дифференцированного подхода,
- научности и др.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Компьютер может использоваться во всех формах работы логопеда:
- на логопедических занятиях;
- при подготовке диагностических и дидактических материалов;
- при взаимодействии со смежными специалистами и родителями;
-для повышения собственной профессиональной компетентности
Компьютер может использоваться на всех этапах работы логопеда:
- при проведении диагностики;
- при подготовке занятия;
- в процессе логопедической работы.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. В функции учителя-логопеда компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
2. В функции рабочего инструмента:
- средство подготовки текстов, их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений;
- вычислительная машина больших возможностей.
Занятию, подготовленному и проведенному с использованием ИКТ, свойственно следующее
- приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);
- управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;
- интерактивность и диалоговый характер обучения - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Оформление документации
- ИКТ обеспечивают порядок и эстетику в ведении документации, упрощает работу с документами. «От руки» уже ничего не пишется.
В электронной папке логопеда хранятся:
- программы,
- отчеты,
- планы работы,
- речевые карты,
- необходимые бланки,
- образцы характеристик,
- справки,
- списки,
- расписание логопедических занятий.
Использование Интернет ресурсов для поиска программных средств учебного назначения
Интернет ресурсы, повышающие эффективность поиска литературы
- Педагогическая библиотека – логопедия
Инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения
- Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft PowerPoint и использование их в работе с детьми.
- Мультимедийное логопедическое занятие в программе Power Point.
- Логопедическое интернет-занятие
Самостоятельное создание дидактических пособий по различным направлениям логопедической работы по развитию
- слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных)
- зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке)
- словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд)
- фонематических процессов
- лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, - --- электроприборы, одежда, посуда, весна, город)
- грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы)
- связной речи (сказки)
- письма (однокоренные слова)
- чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья)
Мультимедийное логопедическое занятие в программе Power Point
На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером составляет часть занятия,
- по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту детей, и
- сочетающуюся с традиционными методами коррекции нарушений речи.
Такая практика позволяет решить многие проблемы коррекции речи, в частности - профилактики и коррекции оптических нарушений у дошкольников и младших школьников. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. Игры презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти.
Немаловажной является игровая форма, в которой предлагается подобранный материал - привлекательная для детей и создающая дополнительную мотивацию для активного участия ребенка в коррекционном процессе
Безусловные преимущества занятий-презентаций заключается:
- в экономии времени при подготовке к занятиям;
- в отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала;
- в повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия;
- в возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется разномодальный подход к коррекционной работе, когда аудиальные методы сочетаются с визуальными.
Наряду с устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.
- Опыт проведения подобных занятий позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике предупреждения и устранения нарушений письменной речи.
Список литературы:
- Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.
- Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
- Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада, www.iteach.ru.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
Данная статья посвящена компьютерным технологиям в коррекции речевых нарушений у детей. В статье описываются различные информационно компьютерные технологии...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Компьтерные технологии в современной жизни человека. Компьютер и дети-логопаты. Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда....
Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".
quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....
Презентация. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда....
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...
Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...