«Использование информационных и коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Л.Н

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального (коррекционного) образования, в том числе – в практику работы учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_l.n._ikt.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование информационных и коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда»

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального (коррекционного) образования, в том числе – в практику работы учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

- Существенно изменяется и характер его основной деятельности игровой – в дошкольном возрасте и учебной – в школьном.

- Изменяются и его любимые герои и увлечения.

- Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, коррекционный педагог  должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к занятию с использованием ИКТ логопед не должен забывать, что это  занятие, а значит составляет его план исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы:

- систематичности,

- последовательности,

- доступности,

- дифференцированного подхода,

- научности и др.  

При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Компьютер может использоваться во всех формах работы логопеда:

- на логопедических занятиях;

- при подготовке диагностических и дидактических материалов;

- при взаимодействии со смежными специалистами и родителями;

-для повышения собственной профессиональной компетентности

Компьютер может использоваться на всех этапах работы логопеда:

- при проведении диагностики;

- при подготовке занятия;

- в процессе логопедической работы.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1.         В функции учителя-логопеда компьютер представляет собой:

-  источник учебной информации;

-  наглядное пособие;

-  тренажер;

- средство диагностики и контроля.

2.        В функции рабочего инструмента:

- средство подготовки текстов, их хранение;

-  графический редактор;

            - средство подготовки выступлений;

 - вычислительная машина больших возможностей.

Занятию, подготовленному и проведенному с использованием ИКТ, свойственно следующее

- приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);

- управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;

- интерактивность и диалоговый характер обучения -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Оформление документации

- ИКТ обеспечивают порядок и эстетику в ведении документации, упрощает работу с документами. «От руки» уже ничего не пишется.

В электронной папке логопеда хранятся:

- программы,

- отчеты,

- планы работы,

- речевые карты,

- необходимые бланки,

- образцы характеристик,

- справки,

- списки,

- расписание логопедических занятий.

Использование Интернет ресурсов для поиска программных средств учебного назначения

Интернет ресурсы, повышающие эффективность поиска литературы

- Логопедическая библиотека

- Педагогическая библиотека – логопедия

- Педагогическая библиотека

Инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения

- Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы Microsoft  PowerPoint и использование их в работе с детьми.

- Мультимедийное логопедическое занятие  в программе Power Point.

- Логопедическое интернет-занятие

Самостоятельное создание дидактических пособий по различным направлениям логопедической работы по развитию

- слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных)

- зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке)

- словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд)

 - фонематических процессов

 - лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы,  - ---    электроприборы, одежда, посуда, весна, город)

- грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы)

-  связной речи (сказки)

-  письма (однокоренные слова)

- чтения (поиграем-почитаем, Муркина семья)

Мультимедийное логопедическое занятие  в программе Power Point

На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером составляет часть занятия,

- по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту детей, и

- сочетающуюся с традиционными методами коррекции нарушений  речи.

  Такая практика позволяет решить многие проблемы коррекции речи, в частности  - профилактики и коррекции оптических нарушений у  дошкольников и младших школьников. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. Игры презентации позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти.

Немаловажной является игровая форма, в которой предлагается подобранный  материал - привлекательная для детей и создающая дополнительную мотивацию для активного участия ребенка в коррекционном процессе

Безусловные преимущества занятий-презентаций заключается:

- в экономии времени при подготовке к занятиям;

- в отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала;

- в повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия;

- в возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется разномодальный подход к коррекционной работе, когда аудиальные методы сочетаются с визуальными.

Наряду с  устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.

- Опыт проведения подобных занятий позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике предупреждения и устранения нарушений письменной речи.

Список литературы:

  • Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.
  • Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.
  • Ходченкова О.А. Использование ИТ в работе логопеда детского сада, www.iteach.ru.
  • Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999. 
  • Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие  для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.

Данная статья посвящена компьютерным технологиям в коррекции речевых нарушений у детей. В статье описываются различные информационно компьютерные технологии...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Компьтерные технологии в современной жизни человека. Компьютер и дети-логопаты. Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда....

Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....

Презентация. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда....

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...

Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...