Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребёнка ОВЗ.
презентация по коррекционной педагогике
Данная презентация поможет коррекционным специалистам правильно организовать взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_itogovoy_attestatsionnoy_rabote.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец». Василий Александрович Сухомлинский . В науке роль детско-родительских отношений в воспитании и развитии ребенка получила достаточно широкое освещение: -раскрывается значение семейной атмосферы и среды, -предложены разнообразные формы и методы ее содержательного обогащения, вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, -способы педагогического просвещения родителей. Данной теме посвящены работы таких авторов, как: В.С. Мухина, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.С. Немов , В.А. Гейко , А.И Захаров, Н.А. Менчинская , А.Я. Варга, А.С. Спиваковская , А. Фромм , Р. Снайдер М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер , Э.Г. Эйдемиллер , Г. Хоментаускас и других авторов.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите. Рождение ребёнка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Малыш «не такой как все» изменяет весь ход жизни семьи, является причиной её продолжительной дезадаптации .
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания или травмы нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Понятие « ребенок с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ )» можно разделить на две группы. Одна группа таких детей — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Другая группа детей — это те, кто вошел в группу лица с ограничениями по состоянию здоровья в результате длительной болезни . Группа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: -с нарушением слуха (глухие и слабослышащие); -дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); -с дисфункцией речи; -с патологией опорно-двигательного аппарата; -с проблемами интеллектуального развития; -с поведенческими расстройствами и нарушением общения; - дети с сочетанными, сложными нарушениями развития. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать.
Основной проблемой имеющей важнейшее значение для воспитания ребёнка ОВЗ является неадекватное отношение родителей к его дефекту. Тема работы достаточно актуальна , без понимания внешних и внутренних трудностей и проблем жизни семей, в которых воспитываются дети ОВЗ, невозможно построить конструктивное взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Цель: оказание соразмерной помощи семье и обеспечение конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: -Изучение литературы о роли детско-родительских отношений в воспитании и развитии ребенка. -Изучение психологических особенностей родителей детей ОВЗ. -Определение особенностей организации конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
На семью с ребенком с ОВЗ влияют медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем . Родители не могут прийти к адекватному осознанию сложившейся ситуации. Они часто выбирают две крайности. Некоторые родители делают и то и другое. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. В них деформируются сложившийся стиль внутрисемейных отношений; система отношений с окружающим миром; особенности миропонимания и жизненных ориентаций каждого из родителей.
Проблемы взаимоотношений в семье, имеющей ребёнка ОВЗ: • воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей; • заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей; • вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка; • вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре; • постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей. Анализ семейных взаимоотношений семей, имеющих детей ОВЗ, позволяет выделить следующие их типичные характеристики: - чрезмерная гиперпротекция , - потворствование одним потребностям ребенка и игнорирование других его потребностей, -минимизации обязанностей и запретов для него, -неустойчивость типа воспитания, -наличие воспитательной неуверенности, -фобии потери ребенка и проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Тем не менее, родители детей ОВЗ обладают рядом качеств, особо ценных для социального партнерства с семьей, формирования характера ребенка, его адаптации в обществе.
Фазы развития данного стрессового состояния семьи: 1. « Шок » . Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ. 2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка. 3. « Частичное осознание дефекта ребенка » . Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов. 4. « Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи » . Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ. До четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации.
Жизненные ориентации деформируются по разному у матерей и отцов. Матер и находятся с детьми постоянно. Ребенок с ОВЗ требует от матери гораздо больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок. У отцов детей с ОВЗ зачастую наблюдается другая тенденция: отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке. Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Развод родителей является достаточно частым и печальным следствием появления в семье ребенка с ОВЗ.
Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, характеризуются определенными признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы); • личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; • семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; • социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается; • особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка; • в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, роли, как правило, изменены. Интересы семьи сосредоточены на инвалиде. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребенок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему желательный стереотип поведения. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи часто говорят о нем в третьем лице, лишая возможности выразить собственное мнение.
Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям. В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные особенности родителей детей с ОВЗ, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную категорию детей с ОВЗ. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость также в значительной мере влияют на глубину переживаний родителей и их личностную деформацию.
Родители авторитарного типа Эти родители характеризуется активной жизненной позицией, они во всем стремятся руководствоваться своими собственными убеждениями. Убеждения и советы родственников или специалистов для них не являются решающим аргументом. Такие родители имеют устойчивое желание найти выход из создавшегося положения, справиться с проблемами и облегчить положение ребенка. Они направляют свои усилия на поиски лучшего врача, хорошей больницы, наилучшего метода лечения. Они также обращаются к хорошим педагогам, знаменитым экстрасенсам и народным целителям. Их усилия направлены на преодоление возникающих преград. Именно родители авторитарного типа организуют родительские общества и устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители стремятся решать проблему в целом. Их цель: оздоровление, обучение и социальная адаптация ребенка. Однако авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не понимая его реальных возможностей. Некоторая часть таких родителей склонна не замечать особенности развития своих детей. Они считают, что специалисты предъявляют к их ребенку завышенные требования . Специалистам бывает сложно общаться с этими родителями, так как они склонны противопоставлять себя социальной среде и не соглашаться с общественным мнением. Канал эмоционального отреагирования проблемы у них переведен во внешний план переживаний и проявляется в виде скандалов, агрессии и крика. Авторитарные родители склонны излишне опекать своих детей, не давая им возможности научиться отвечать за свои действия и за свою жизнь. Они часто не учитывают реальные интересы и потребности своих детей (в том числе и в вопросах профессионального обучения), так как привыкли прислушиваться только к своему собственному мнению.
Родители невротического типа Этому типу родителей присуща пассивная личностная позиция, они склонны фиксироваться на отсутствии выхода из создавшегося положения. У них, как правило, не формируется тенденция к преодолению возникших проблем, и они не верят в возможность улучшения состояния здоровья своего ребенка. Самих себя подобные родители оправдывают тем, что у них нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать. Такие родители склонны пассивно идти по жизни. У них нет понимания того, что ряд проблем их ребенка является вторичным и связан не с самим заболеванием, а с их родительской и педагогической несостоятельностью. Как и авторитарные родители, они бывают склонны к чрезмерной опеке и стремятся оградить своего ребенка от всех возможных проблем, даже от тех, с которыми он может справиться собственными силами. Такие родители непоследовательны во взаимоотношениях с ребенком, у них отсутствует необходимая требовательность, они склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого у них часто возникают трудности в вопросах послушания ребенка. В личности таких родителей зачастую преобладают истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Они склонны избегать трудных жизненных ситуаций и решений, отказываются от реального решения возникающих проблем. По отношению к ребенку они демонстрируют повышенную тревожность, постоянно опасаются чего-то, что может повредить их ребенку. Подобная тревожность может передаваться ребенку, становясь причиной формирования у него невротических черт характера.
Родители психосоматического типа. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго типа. Им свойственны более частые смены эмоциональных состояний: то радость, то депрессия. У некоторых из них хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно. Канал эмоционального отреагирования проблемы у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. Проблемы с ребенком, часто скрываемые от посторонних, переживаются ими изнутри. Такой тип реагирования на проблемы становится причиной расстройства здоровья и психики, возникающего как психосоматические нарушения. Для этих родителей характерно стремление посвятить свою жизнь и свое здоровье своему ребенку. Все усилия направляются на оказание ему помощи. Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка, и они также склонны гиперопекать своих детей. Психосоматичные родители, так же как и родители авторитарного типа, стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они сами становятся таковыми, активно участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, получают профессиональное образование, меняя профессию в соответствии с нуждами их ребенка. Некоторые из них становятся выдающимися специалистами в данной области.
Психологические особенности родителей детей с ОВЗ различаются также в соответствии с тем, к какой категории ОВЗ относятся их дети. В значительной мере на психологические особенности родителей влияет наличие или отсутствие внешней выраженности нарушения здоровья у их ребенка. Можно говорить о двух больших группах родителей. Вывод : Исследования показывают, что наиболее травмирующими психику родителей являются внешне выраженные нарушения.
Каждый из этих периодов может стать источником сильной личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ. Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно актуальной. Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения. К ризисные периоды в жизни родителей детей с ОВЗ.
Для успешного становления личности и приобретения целостного социального опыта, необходимы согласованные взаимодействия родителей и педагогов. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, для решения участниками значимой для них проблемы или задачи. Главными характеристиками взаимодействия считаются такие как: взаимопознание , взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия -для личностного роста, -развития личностного потенциала, -развития навыков рефлексивного поведения, -открытие новых взглядов на взаимодействие, когда находится баланс и гармония с миром и прежде всего с самим собою (эмоционально-душевный комфорт), -развития эффективных навыков общения: вербального и невербального, - саморегуляции .
Целью организации конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья : формирование у родителей детей ОВЗ адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития и адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в коррекционное обучение их детей. В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:
Индивидуальные методы работы родителями Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода образовательного учреждения к их ребенку: 1.Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей. 2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами. 3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач. 4. Участие ребенка в деятельности ДОУ: в праздниках, развлечениях, непосредственной образовательной деятельности, совместных играх. Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»
Формы работы специалистов с родителями .
Конструктивное взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Такие семьи требуют больше внимания, со стороны педагогов образовательных учреждений. Необходимо использовать различные формы работы с семьёй — как групповые, так и индивидуальные. Но учитывая особенности семей, в которых воспитываются дети ОВЗ, на первых этапах работы, должны преобладать индивидуальные формы, так как у чет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья . «С рождением больного ребёнка жизнь не кончается. Она просто становится на планку выше». Т.А. Никольская- мать «особых» детей.
Заключение. Изучив особенности семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, можно прийти к следующим выводам: 1.Понимание типологии личностных изменений родителей детей с ОВЗ позволяет определить набор необходимых психокоррекционных средств, направленных на оказание помощи семьям. 2.Воспитание ребенка с отклонениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания или травмы нарушает весь привычный ритм жизни семьи. 3. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость также в значительной мере влияют на глубину переживаний родителей и их личностную деформацию. 4.Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. 5.Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. 6.Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.
7.Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы особенности развития и здоровья ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей ОВЗ должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи. 8.Для успешного становления личности и приобретения целостного социального опыта, необходимы согласованные взаимодействия родителей и педагогов. 9. Главными характеристиками взаимодействия считаются такие как: взаимопознание , взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. 10. Целью организации конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья :формирование у родителей детей ОВЗ адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития и адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в коррекционное обучение их детей. 11. Необходимо использовать различные формы работы с семьёй — как групповые, так и индивидуальные. Но учитывая особенности семей, в которых воспитываются дети ОВЗ, должны преобладать индивидуальные формы работы, так как учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Используемая литература: Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997. Евдокимова Е.С. «Управление взаимодействием детского сада и семьи». Журнал Управление ДОО. – 2008. - №5. – С.8. Зверева О. «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей». Журнал Дошкольное воспитание. – 2016. - №5. – С.70. Коротаева Е.Н., «Социальное партнерство детских садов при организации работы с семьёй». Справочник старшего воспитателя ДОО. – 2013. - №2. – С.44. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. »Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии». — М., 2008. Пюра , Д. С. «Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ» / Д. С. Пюра , М. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 247-250 . С.Ю. Танцюра, С.М.Мартыненко , Б.М. Басангова «Сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ» Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2020.-64с. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина// Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни.
Из опыта работы. Использование современных нетрадиционных методов взаимодействия с родителями (законными представителями) детей для формирования представлений о здоровом образе жизни....
Презентация. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста "Воспитатели и родители - партнеры"
Презентация педагогического проекта. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста. "Воспитатели и родители - партнеры."...
Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребёнка.
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитат...
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Осуществление взаимодействия учреждений образования....
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....