Игра-тренажер "Разноцветные грузовики" для развития речи у детей с ОНР
тренажёр по коррекционной педагогике (старшая группа)
Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, деление слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
В фонематическом анализе более сложной формой является вычленение первого и
последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова).
В школе работа над анализом речевого потока проводится в так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий.
Для этого необходимо постепенно подготавливать ребенка в этом плане уже в дошкольном возрасте.
Цель данного многофункционального тренажера выступает в виде игровой задачи, которая заложена в названии игры – «»Разноцветные грузовики» и позволяет быстро и эффективно достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
Основные задачи, решаемые в ходе игровой ситуации:
1. Формировать знания по обучению ребёнка основам фонетики:
- выделять слоги в слове, определять их кол-во (хлопками в ладоши, по коленям, по столу, шагами, ладонью под подбородком);
- определять первый (последний) звук в слове;
- различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий);
2. Пополнять и активизировать словарь по лексическим темам.
3. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
Дополнительные задачи, решаемые в ходе игры:
Развивать межполушарные взаимосвязи:
- «загружать» слово из одного слога в верхний ряд ящиков, из 2-х слогов - в средний ряд, из 3-х слогов – в нижний ряд;
- пространственную ориентацию и мелкую моторику (закреплять свою картинку на липучке, хорошо прижимая пальчиком, чтобы «груз» не упал);
- закреплять представления о цвете, которым обозначается символ звука;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление
4. Повышать активность и инициативу дошкольника.
Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Можно играть как индивидуально, так и с подгруппой детей.
- расширяется словарный запас по всем лексическим темам;
- формируются фонематические процессы: навыки звукового анализа слов, что поможет подготовить ребенка к успешному обучению в школе, будет способствовать профилактике дисграфии и дислексии.
Описание результатов
Данный тренажер создает условия и способствует речевой активности дошкольников.
Несформированность фонематического слуха может быть основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии в школе.
С использованием игры-тренажера операции фонематического анализа проходят у дошкольников без всякого принуждения, помимо того, формируется правильное звукопроизношение и фонематический слух.
У тех ребят, которые имели значительные отклонения в развитии фонематических процессов, благодаря использованию игр-тренажеров, активнее формируется фонематический слух, пополняется и активизируется словарь по лексическим темам.
Используемая литература:
- Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С.-П., Детство-Пресс, 2018
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
- В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми», М., Айрис-пресс, 2015
Используемые материалы:
- картон для «грузовиков»;
- бумага для карточек «товара»;
- «липучки»;
- ламинат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра-тренажер для развития речи детей с ОНР | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, деление слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов. В фонематическом анализе более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). В школе работа над анализом речевого потока проводится в так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Для этого необходимо постепенно подготавливать ребенка в этом плане уже в дошкольном возрасте. Цель данного многофункционального тренажера выступает в виде игровой задачи, которая заложена в названии игры – «»Разноцветные грузовики» и позволяет быстро и эффективно достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Задачи: Основные задачи, решаемые в ходе игровой ситуации: 1. Формировать знания по обучению ребёнка основам фонетики: выделять слоги в слове, определять их кол-во (хлопками в ладоши, по коленям, по столу, шагами, ладонью под подбородком); определять первый (последний) звук в слове; различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий ); 2. Пополнять и активизировать словарь по лексическим темам. 3. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. Дополнительные задачи, решаемые в ходе игры: Развивать межполушарные взаимосвязи: «загружать» слово из одного слога в верхний ряд ящиков, из 2-х слогов - в средний ряд, из 3-х слогов – в нижний ряд; пространственную ориентацию и мелкую моторику (закреплять свою картинку на липучке, хорошо прижимая пальчиком, чтобы «груз» не упал); закреплять представления о цвете, которым обозначается символ звука; развивать слуховое внимание и логическое мышление 4. Повышать активность и инициативу дошкольника. Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители. Можно играть как индивидуально, так и с подгруппой детей. Ожидаемый результат: расширяется словарный запас по всем лексическим темам; формируются фонематические процессы: навыки звукового анализа слов, что поможет подготовить ребенка к успешному обучению в школе, будет способствовать профилактике дисграфии и дислексии .
Упражнения на тренажере «Разноцветные грузовики» (комплекс упражнений) 1. Назвать картинку; 2. На какой вопрос отвечает: «Кто это?» или «Что это?» 3. Назвать классификацию: «Это …фрукт (овощ, транспорт, дикое животное» и т.д .); Определить первый (или последний) звук в слове; 4. Определить цвет грузовика; 5. Определить, сколько слогов в данном слове и поставить свой «груз» в нужный ряд, выставив цифру, обозначающую количество слогов.
Закрепление материала на «липучках» позволяет развивать мелкую моторику у детей, т.к. требует мышечного напряжения: снять «неправильный» товар и поменять на другой.
«Загружаем» товары на грузовики по лексическим темам («товар» можно грузить на разные грузовики, но лексическая тема должна быть единой в пределах «грузовика») Например: В красный грузовик – овощи В желтый грузовик – домашние животные В зеленый грузовик – дикие животные В синий грузовик – животные жарких стран
Фонематический анализ: 1. Выделять слоги в слове, определять их количество и «загружать» на разные уровни. -Раздели слово – на слоги (хлопки, шаги, ладонь под подбородок), посчитай, сколько слогов в слове (например, в слове «белка» два слога). -В какой ряд будешь «грузить» этот товар? (слове «белка» два слога , поэтому во второй ряд, где два квадрата ). Поставь цифру, обозначающую количество слогов. Различать гласный – согласный ( твердый или мягкий ) звуки . -Определи, какой первый (последний) звук в твоем слове: например, «белка» – первый звук « бь » (или последний звук «а»). -Подумай в машину какого цвета ты будешь «грузить» свой товар. -Назови цвет грузовика: грузовик зеленого цвета (или красного). -А теперь, посмотри на цифру, которая обозначает слоги и складывай свой товар в машину нужного цвета в тот ряд, где лежат товары , в которых 2 слога (второй ряд). Успехом тренажера как средством развития речи у детей является элемент соревнования.
Описание результатов Данный тренажер создает условия и способствует речевой активности дошкольников. Несформированность фонематического слуха может быть основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии в школе. С использованием игры- тренажера операции фонематического анализа проходят у дошкольников без всякого принуждения, помимо того, формируется правильное звукопроизношение и фонематический слух. У тех ребят, которые имели значительные отклонения в развитии фонематических процессов, благодаря использованию игр-тренажеров, активнее формируется фонематический слух, пополняется и активизируется словарь по лексическим темам. Используемая литература: Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С.-П., Детство-Пресс, 2018 Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с. В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми», М., Айрис-пресс, 2015 Используемые материалы: картон для «грузовиков»; бумага для карточек «товара»; «липучки»; ламинат .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...