Игра-тренажер "Разноцветные грузовики" для развития речи у детей с ОНР
тренажёр по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лубяко Людмила Васильевна

       Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, деление слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов.

       В фонематическом анализе более сложной формой является вычленение первого и

последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). 

       В школе  работа над анализом речевого  потока проводится в так называемый добукварный  период. Однако период этот очень короткий.

      Для этого необходимо постепенно  подготавливать ребенка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Цель  данного многофункционального тренажера выступает в виде игровой задачи, которая  заложена в названии игры – «»Разноцветные грузовики» и позволяет  быстро и эффективно  достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.

Задачи:

Основные задачи,  решаемые в ходе игровой ситуации:

1. Формировать знания по обучению ребёнка основам фонетики:

  •   выделять слоги в слове, определять   их кол-во  (хлопками в ладоши, по коленям, по столу, шагами,  ладонью под подбородком);    
  •   определять первый (последний) звук в слове;
  •   различать звуки  по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий);

2.  Пополнять и активизировать словарь по лексическим темам.

3. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.

Дополнительные задачи, решаемые в ходе игры:

 Развивать  межполушарные взаимосвязи:

  •   «загружать» слово из одного слога в верхний ряд ящиков, из 2-х слогов  - в средний ряд, из 3-х слогов – в нижний ряд;
  •   пространственную ориентацию и мелкую моторику (закреплять свою картинку на липучке, хорошо прижимая пальчиком, чтобы «груз»  не упал);
  •   закреплять  представления о цвете, которым обозначается символ  звука;
  •   развивать слуховое внимание и логическое мышление

4.  Повышать активность и инициативу дошкольника.

Возраст:  дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители.

Можно играть как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Ожидаемый результат:

  •   расширяется словарный запас по всем лексическим темам;
  •   формируются фонематические процессы: навыки звукового анализа слов, что поможет подготовить ребенка к успешному обучению  в школе, будет способствовать профилактике дисграфии и дислексии.

Описание результатов
            Данный тренажер  создает условия и способствует речевой активности дошкольников.
            Несформированность фонематического слуха может быть  основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии в школе.
            С использованием игры-тренажера операции фонематического анализа проходят   у дошкольников без всякого принуждения, помимо того, формируется правильное звукопроизношение и фонематический слух.
            У   тех ребят, которые имели значительные отклонения в развитии фонематических процессов,  благодаря использованию игр-тренажеров,  активнее формируется фонематический слух, пополняется  и активизируется словарь по лексическим темам.

Используемая литература:

  1.  Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С.-П., Детство-Пресс, 2018
  2.  Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
  3. В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми», М., Айрис-пресс, 2015

Используемые материалы:

  • картон для «грузовиков»;
  • бумага для карточек «товара»;
  • «липучки»;
  • ламинат.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лубяко Людмила Васильевна Красноярский край, Кежемский р-н, г. Кодинск . МБДОУ «Солнышко» учитель-логопед Игра-тренажер "Разноцветные грузовики"

Слайд 2

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, деление слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ слов. В фонематическом анализе более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). В школе работа над анализом речевого потока проводится в так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Для этого необходимо постепенно подготавливать ребенка в этом плане уже в дошкольном возрасте. Цель данного многофункционального тренажера выступает в виде игровой задачи, которая заложена в названии игры – «»Разноцветные грузовики» и позволяет быстро и эффективно достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Задачи: Основные задачи, решаемые в ходе игровой ситуации: 1. Формировать знания по обучению ребёнка основам фонетики: выделять слоги в слове, определять их кол-во (хлопками в ладоши, по коленям, по столу, шагами, ладонью под подбородком); определять первый (последний) звук в слове; различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий ); 2. Пополнять и активизировать словарь по лексическим темам. 3. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. Дополнительные задачи, решаемые в ходе игры: Развивать межполушарные взаимосвязи: «загружать» слово из одного слога в верхний ряд ящиков, из 2-х слогов - в средний ряд, из 3-х слогов – в нижний ряд; пространственную ориентацию и мелкую моторику (закреплять свою картинку на липучке, хорошо прижимая пальчиком, чтобы «груз» не упал); закреплять представления о цвете, которым обозначается символ звука; развивать слуховое внимание и логическое мышление 4. Повышать активность и инициативу дошкольника. Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет), учитель-логопед, воспитатели, родители. Можно играть как индивидуально, так и с подгруппой детей. Ожидаемый результат: расширяется словарный запас по всем лексическим темам; формируются фонематические процессы: навыки звукового анализа слов, что поможет подготовить ребенка к успешному обучению в школе, будет способствовать профилактике дисграфии и дислексии .

Слайд 3

Упражнения на тренажере «Разноцветные грузовики» (комплекс упражнений) 1. Назвать картинку; 2. На какой вопрос отвечает: «Кто это?» или «Что это?» 3. Назвать классификацию: «Это …фрукт (овощ, транспорт, дикое животное» и т.д .); Определить первый (или последний) звук в слове; 4. Определить цвет грузовика; 5. Определить, сколько слогов в данном слове и поставить свой «груз» в нужный ряд, выставив цифру, обозначающую количество слогов.

Слайд 4

Закрепление материала на «липучках» позволяет развивать мелкую моторику у детей, т.к. требует мышечного напряжения: снять «неправильный» товар и поменять на другой.

Слайд 5

«Загружаем» товары на грузовики по лексическим темам («товар» можно грузить на разные грузовики, но лексическая тема должна быть единой в пределах «грузовика») Например: В красный грузовик – овощи В желтый грузовик – домашние животные В зеленый грузовик – дикие животные В синий грузовик – животные жарких стран

Слайд 6

Фонематический анализ: 1. Выделять слоги в слове, определять их количество и «загружать» на разные уровни. -Раздели слово – на слоги (хлопки, шаги, ладонь под подбородок), посчитай, сколько слогов в слове (например, в слове «белка» два слога). -В какой ряд будешь «грузить» этот товар? (слове «белка» два слога , поэтому во второй ряд, где два квадрата ). Поставь цифру, обозначающую количество слогов. Различать гласный – согласный ( твердый или мягкий ) звуки . -Определи, какой первый (последний) звук в твоем слове: например, «белка» – первый звук « бь » (или последний звук «а»). -Подумай в машину какого цвета ты будешь «грузить» свой товар. -Назови цвет грузовика: грузовик зеленого цвета (или красного). -А теперь, посмотри на цифру, которая обозначает слоги и складывай свой товар в машину нужного цвета в тот ряд, где лежат товары , в которых 2 слога (второй ряд). Успехом тренажера как средством развития речи у детей является элемент соревнования.

Слайд 7

Описание результатов Данный тренажер создает условия и способствует речевой активности дошкольников. Несформированность фонематического слуха может быть основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии в школе. С использованием игры- тренажера операции фонематического анализа проходят у дошкольников без всякого принуждения, помимо того, формируется правильное звукопроизношение и фонематический слух. У тех ребят, которые имели значительные отклонения в развитии фонематических процессов, благодаря использованию игр-тренажеров, активнее формируется фонематический слух, пополняется и активизируется словарь по лексическим темам. Используемая литература: Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», С.-П., Детство-Пресс, 2018 Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с. В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми», М., Айрис-пресс, 2015 Используемые материалы: картон для «грузовиков»; бумага для карточек «товара»; «липучки»; ламинат .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...