«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»
статья по коррекционной педагогике
Вся наша страна переживает этап модернизации, этап изменения и обновления системы образования. Содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_v_prakticheskoy_deyatelnosti_uchitelya.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»
Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Только при этом условии его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский.
Вся наша страна переживает этап модернизации, этап изменения и обновления системы образования. Содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Мир, в котором живет, учится и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании коррекционно-развивающей работы, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.
Одной из основных технологий в работе учителя – дефектолога является педагогическая технология ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития дошкольников.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Основа личностно-ориентированного образования — понимание и взаимопонимание. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей обучающихся. Учитываю индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика т.е. учитель - дефектолог постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
Дидактический материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана ребенком, поэтому необходимо задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Обязательно учитывается уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разрабатывается дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
- Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
- Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии :
- Побудить к познавательной активности, к возникновению потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
- Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами коррекционной работы учителя-дефектолога.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов. Он утверждал, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.
Классификация здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); (слайд с алгоритмами одевания)
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация); (слайд про уголки уединения)
- коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).
Видео логопедия (здоровьесберегающие технологии)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
— это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. ИТ является ведущим условием для функционирования продуктивного коррекционно-развивающего процесса.
Интерактивная модель обучения подразумевает активное взаимодействие детей с учителем-дефектологом посредством ИТ. В помощь педагогу развиваются различные технологии интерактивного обучения и воспитания, то есть методы, позволяющие сделать коррекционно-развивающий процесс интересным и насыщенным. К ним, в том числе, относится использование различного интерактивного оборудования.
Преимущества
Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал интересными презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами.
Основные плюсы использования интерактивных технологий:
- Повышается качество преподносимого материала. Внедрение интерактивных технологий позволяет использовать на занятиях различные схемы, картинки, красочные презентации и многое другое для эффективного усвоения изучаемого материала.
- Пробуждается познавательный интерес. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе занятия. Помогает задействовать чувства каждого обучающегося, сформировать интерес к изучаемой теме. Облегченная форма подачи материала при помощи элементов анимации и компьютерного конструирования способствует вовлечению в обсуждение.
- Устанавливаются доверительные отношения.
Многие специалисты отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского творчества, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого воспитанника.
Интерактивные инструменты и оборудование:
Интерактивное оборудование является мощным мультимедийным инструментом для современных образовательных учреждений. Каждое устройство имеет свое программное обеспечение для проведения занятий. Оно может быть подобрано в самых разнообразных комплектациях в зависимости от потребностей ДОУ и школы.
- Сенсорные столы и доски. Уникальные устройства с экраном и компьютером. Помогают выводить на экран различные изображения, схемы, карты для наиболее эффективной и увлекательной подачи материала. Фильм про световой стол.
- Сенсорные комнаты. Специально обустроенные помещения, которые позволяют развить творческие способности, мелкую моторику рук ребенка и минимизируют гиперактивность. Значительно повышают жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.
- Интерактивные игровые комплексы. Специализированное оборудование, которое помогает овладеть практическими навыками работы с информацией. Способствует быстрому освоению компьютерной техники, инженерии в игровой форме.
- Инфоматы и интерактивные стойки. Интерактивные киоски эффективны для показа различных роликов и презентаций.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства .
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации воспитанникам, средством осуществления которых является компьютер.
Концептуальные положения:
• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем-дефектологом коррекционного процесса.
• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
• Поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности методики:
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ребенка и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах коррекционно-развивающего процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. При этом для ребенка он выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта развития, досуговой среды.
В функции педагога компьютер представляет:
- источник информации ;
- наглядное пособие ;
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- графопостроитель, графический редактор;
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- применении различных информационных сред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ «Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре»
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ«Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельностиинструктором по физической культуре»...
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – логопеда»
laquo;Использовани...
Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктором по физической культуре
Приоритетным направлением в своей работе считаю формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья ребёнка, формирование ад...
Применение современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котор...
Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ.
Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ. Ю.А. Поздеева , воспитатель, учитель — дефектолог...
Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...