Консультация для родителей "Развитие графо-моторных навыков у детей-логопатов".
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Алексеева (Соловьева) Марина Владимировна

Информация для педагогов ДОУ о важности развития графо-моторных навыков у детей-логопатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafo-motornyh_navykov_u_detey-logopatov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графо-моторных навыков у детей-логопатов.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

В ходе работы с учителями начальных классов, выяснилось следующее: дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.

Работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,   недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Каким же образом можно развивать ручную умелость в детском саду? Этому способствуют такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, соленого теста и других материалов.

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.

Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.

Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.

Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.

В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми младшего дошкольного возраста можно проводить простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания:

  • прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве («Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»);
  • ритмичные круговые движения («Намотаем нитки», «Соберем веревочку»);
  •  волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях («Летит бабочка»);
  • обведи рисунок;
  • составь картинку по точкам-штрихам и штриховка.

Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, используется в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу.

Вместе с тем штриховка продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.

В старшем дошкольном возрасте работа ведется в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей-логопатов укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки,   воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.

Работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой целенаправленной работе родители, с одной стороны и педагоги, с другой, решают очень важные задачи:

  • влияние на интеллектуальное развитие ребенка,
  • овладение навыком письма,

а решение этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

В психологии существует термин зрительно-моторная координация. Это согласованная работа глаз и руки. Для такого содружества необходимо, чтобы расположение зрительного, слухового и двигательного центров в коре головного мозга было классическим или традиционным. У правши эти центры находятся в левом полушарии, а у левши в правом. Но среди праворуких много таких, у которых наблюдается «скрытая леворукость», (термин, введённый А.Р.Лурия). Это те случаи, когда, например, ведущая рука и ведущее ухо правые, а ведущий глаз левый. Налицо перекрёстная, или порочная латерализация полушарий. Неправомерно требовать от школьника слаженной работы глаз и руки при таком рассогласовании. Он обязательно будет допускать ошибки на письме. При этом безразлично, пишет ли он буквы, цифры или просто перерисовывает фигурки по клеточкам. Предполагается, что ребёнок, поступающий в первый класс, должен уметь копировать, и специально отработкой этого умения школа занимается мало. Тогда как зрительно-моторная несоотнесённось будет отрицательно сказываться на учёбе очень долго. Поэтому одной из главных задач педагогов будет являться улучшение зрительно-моторной координации ребят.

Источник: использованы материалы с сайта https://pandia.org/text/78/364/320.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа, направленная на предупреждение графо-моторной недостаточности у детей-логопатов

В данной программе рассмотрены  необходимости  прфилактики нарушения письма  у детей с недоразвитием речи. В работе представлен практический материал для развития графомоторных навыков ...

Консультация "Формирование графо-моторного навыка

Методические рекомендации по формированию графо-моторных навыков и подготовки руки к письму у дошкольников с ОНР...

Консультация для воспитателей по автоматизации звуков у детей-логопатов.

Последовательность работы по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи...

Развитие графических навыков у детей логопатов

laquo;Развитие графических навыков у детей-логопатов»Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией кконцу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляетс...

Карточки-тренажеры на развитие графо-моторных навыков и зрительно-моторной координации по мотивам мультфильма "Маша и Медведь"

Материал содержит полезные и эффективные графические упражнения на развитие координации в системе "глаз-рука"....