Развитие графических навыков у детей логопатов
консультация по логопедии

Марина Михайловна Харина

 «Развитие графических навыков у детей-логопатов»

Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к
концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется
в двигательном поведении ребенка. Это характерно, в основном, для детей с
временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторым другим недостаткам речевого развития. У детей с недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики.      Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

Проблемы, возникающие при обучении письму:

Низкий темп письма

Быстрая утомляемость при письме

Неровная, “дрожащая” линия

“Угловатое” письмо, трудности в написании овалов

Слишком сильный нажим

Трудности в воспроизведении формы графических элементов

Несоблюдение размера графических элементов

Несоблюдение наклона письма

большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо

Нежелание выполнять письменные упражнения

Сползание букв со строки

Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков): 

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации

Цель: формирование тонких, координированных движений рук.

В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

 

Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Цели: научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями,

следить взглядом за запутанными изображениями, сравнивать две картинки и находить в них несоответствие, находить ошибки в рисунках, учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия, воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.

 

Формирование графических навыков

Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.   С детьми младшего дошкольного возраста  можно проводить простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»; ритмические круговые движения «Намотаем нитки», «Соберем веревочку»; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях «Летит бабочка».  Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка.  

 

Обучение рисованию

Цель: научить детей ориентироваться на листе бумаги, сформировать представлений детей о движении руки при изображении, изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками, развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче учатся писать

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графо-моторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное,

чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей  с нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon razvitie_graficheskih_navykov_u_detey_logopatov.pdf192.6 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

Развитие графических навыков у детей на занятиях росписи по дереву.

Декоративное рисование.Составление узоров.Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает  воспитателю сделать процесс развити...

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  Уделяя в дошкольном возрасте должно...

Развитие графических навыков у детей 5-6 лет

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи.  Эти задания помогут научить ребенка:·  ориентироваться в тетради в крупную клетку;·  рисовать прямые ...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...