Развитие графических навыков у детей логопатов
консультация по логопедии
«Развитие графических навыков у детей-логопатов»
Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к
концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется
в двигательном поведении ребенка. Это характерно, в основном, для детей с
временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторым другим недостаткам речевого развития. У детей с недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.
Проблемы, возникающие при обучении письму:
Низкий темп письма
Быстрая утомляемость при письме
Неровная, “дрожащая” линия
“Угловатое” письмо, трудности в написании овалов
Слишком сильный нажим
Трудности в воспроизведении формы графических элементов
Несоблюдение размера графических элементов
Несоблюдение наклона письма
большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо
Нежелание выполнять письменные упражнения
Сползание букв со строки
Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации
Цель: формирование тонких, координированных движений рук.
В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Цели: научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями,
следить взглядом за запутанными изображениями, сравнивать две картинки и находить в них несоответствие, находить ошибки в рисунках, учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия, воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.
Формирование графических навыков
Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке. С детьми младшего дошкольного возраста можно проводить простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»; ритмические круговые движения «Намотаем нитки», «Соберем веревочку»; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях «Летит бабочка». Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка.
Обучение рисованию
Цель: научить детей ориентироваться на листе бумаги, сформировать представлений детей о движении руки при изображении, изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками, развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче учатся писать
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графо-моторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное,
чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graficheskih_navykov_u_detey_logopatov.pdf | 192.6 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....
Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....
Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...
Развитие графических навыков у детей на занятиях росписи по дереву.
Декоративное рисование.Составление узоров.Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает воспитателю сделать процесс развити...
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью. Уделяя в дошкольном возрасте должно...
Развитие графических навыков у детей 5-6 лет
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи. Эти задания помогут научить ребенка:· ориентироваться в тетради в крупную клетку;· рисовать прямые ...
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...