Особенности изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений.
статья по коррекционной педагогике по теме
Характерные особенности рисунков умственно отсталых дошкольников . Уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений.
^ Рисунки умственно отсталых дошкольников имеют следующие характерные особенности:
- неполнота, фрагментарность изображений (только стена или крыша у дома; ствол дерева без веток; «головоног» вместо человека и т.п.);
- отсутствие в рисунках целостного образа («разорванность» изображения, разбросанность элементов по пространству листа бумаги: дверь у дома висит в воздухе, окна размещены вне стен; руки у человека нарисованы отдельно от туловища и т.п.);
- упрощение и искажение формы изображаемых объектов (отсутствие замкнутости при изображении контуров предметов и их частей; уподобление одной формы другой: квадрат в виде круга, круг в виде треугольника; смешение и искажение форм);
- наличие различного рода нелепостей, обусловленных непониманием смысла изображенных частей или деталей предметов (дом с двумя крышами — вверху и внизу; дверь на крыше дома; ветки только с одной стороны дерева и т.п.);
- неправильная передача в рисунке пространственных отношений между элементами одного предмета, перестановка этих элементов и размещение их на листе бумаги изолированно друг от друга;
- отсутствие цветовых характеристик в нарисованных предметах (раскрашивание изображения любым, первым попавшимся карандашом);
- непропорциональность частей рисунка, смещение изображения относительно центра листа, несоответствие размеров рисунка и листа бумаги. Однако эти недостатки
характерны также и для нормально развивающихся детей.
Качественное своеобразие рисунков умственно отсталых детей дошкольного возраста в значительной мере объясняется недоразвитием их сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности. Многие недостатки обусловлены нарушением моторики и задержкой в развитии зрительно-двигательной координации.
Следует подчеркнуть, что изобразительная деятельность складывается у умственно отсталых дошкольников лишь непосредствен но перед их переходом в специальную школу.
Екжанова Е.А. выделяет уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями:
^ Уровень организации процесса изобразительной деятельности может оцениваться следующим образом: принятие или отказ от задания; понимание условий задания; характер рисуночной деятельности; речевое сопровождение; отношение к созданным изображениям; необходимость и достаточность педагоги- ческой помощи; практическое использование графических материалов и средств.
^ Уровни сформированности графических образов и графических действий в соответствии с закономерностями становления изобразительной деятельности оцениваются как: каракули, головоноги, фрагментарные изображения, недифференцированная схема, переход к дифференцированной схеме, дифференцированная схема.
^ Уровень отражения социальных представлений графическими средствами оценивается по следующим параметрам: наличие или отсутствие в рисунке субъекта изображения; элементы сходства изображения персонажа и реального субъекта; половая и возрастная идентификация изображения реальному субъекту; отражение динамики и связей между персонажами в сюжетном рисунке; наличие или отсутствие передачи в рисунке эмоционального состояния персонажа.
^ Для изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений характерно:
- отсутствие стойкого интереса к результатам;
- слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
- затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
- обилие графических штампов;
- статичность рисунков по форме и содержанию;
- отсутствие преднамеренного вы бора цвета, соответствующего замыслу изображения;
- бедность цветовых решений;
- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;
- отсутствие планирующей речи;
- наличие сопровождающей речи примитивно фиксирующего характера.
Знаково-символическая функция этих детей формируется с запаздыванием и имеет ряд специфических особенностей, которые затрудняют переход ребенка на качественно новый уровень овладения изобразительной деятельностью. В частности, ассоциирование собственных изображений с конкретными предметами отсутствует до окончания дошкольного возраста; большинство изображений состоят из каракуль, головоногов или фрагментов предметов; отмечается уподобление форм даже при изображении хорошо знакомых предметов. Дети затрудняются отобразить в рисунках свой личный и социальный опыт. В процессе рисования дошкольники чаще всего молчат, их деятельность носит неустойчивый характер, отмечается соскальзывание на предметно-игровые действия.
Овладение рисованием есть овладение знаковыми системами, оно включает усвоение функций знака как обозначения и сообщения. Ссылаясь на теорию Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии ребенка, можно сказать, что овладение знаком — это есть овладение социальным средством. При та- ком подходе обучение приобретает развивающий характер. В противном случае накопленные ребенком знания, умения и представления не приобретают достаточного уровня обобщения и не становятся ступенькой для дальнейшего психического развития.
Процесс усвоения знаков имеет строгую иерархичность. Например, сначала ребенок овладевает графическими образами как знаками изображаемых предметов, и лишь затем его надо знакомить с условными знаками графического характера — пиктограммами, буквами, цифрами, схемами. При этом онтогенетически овладение знаками проходит в три этапа — узнавание, сличение, называние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566365","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3566369","at...
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В материале освещены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ссылкой на высказывания и опыты ведущих специалистов в этой области....
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта
Проблема развития познавательного интереса дошкольников является актуальной, так как от уровня сформированности интеллекта зависят результаты обучения, развития и коррекции личности дошкольника....
Особенности тьюторского сопровождения детей с ЗПР и интеллектуальным нарушением
Методические рекомендации...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...
«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...