Конспект "В гости к индейцам" старший возраст.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект совместного занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект "В гости к индейцам". | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместимое интегрированное занятие для детей с ТНР
Баранова Оксана Аркадьевна,
педагог-психолог;
Смородинова Татьяна Александровна
учитель-педагог
МБДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары
Психические процессы (внимание, воображение, память, мышление, целенаправленное поведение, моторика) развиваются у ребенка при непосредственном участии речи. У дошкольников с тяжелым нарушением речи (ТНР) речевые нарушение чаще всего сочетаются с нарушениями психических функций: вербальная память и продуктивность запоминания; низкий уровень восприятия и воображения; неустойчивость или ограниченные возможности распределения внимания, в развитии словестно-логического мышления; нарушения общей мелкой, мимической и артикулярной моторики. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, низкая познавательная активность, трудности в общении, низкая регуляция произвольной деятельности. Дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.
Тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.
Чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР была эффективной, важно, чтобы учитель-логопед и педагог-психолог работали во взаимодействии.
Интегрированное занятие
для старших дошкольников с ТНР
«В гостях у индейцев»
Цель занятия:
- скорректировать высшие психологические функции детей;
- развитие слухового внимания;
- научить детей классифицировать домашних и диких животных;
- развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, сформировать умение употреблять предлоги;
- развивать зрительную память, логическое мышление, сформировать умение определять признаки предметов, оттенки основных цветов;
- снизить психоэмоциональное напряжение;
Оборудование:
- массажные коврики,
- ковер,
- столы,
- фотографии обезьян с различными эмоциональными проявлениями (радость, печаль, удивление, страх, злость, ….); карточки с дикими и домашними животными и птицами (пор 12 шт.); карточки, расчерченные на 9 ячеек (по количеству детей); оборудование для песочной терапии (мелкие фигуры животных и птиц); пеналы с геометрическими фигурами; карточка с нарисованным узором и 6 геометрических фигур; карточки огненных цветков (бумажная аппликация цветков с лепестками разной геометрической формы и цвета), аквагрим, салфетки, жевательный мармелад.
Музыкальное сопровождение:
- звуки леса
- музыка для релаксации.
Вступительная часть
Дети заходят зал под музыку (звуки леса), становятся в круг.
Педагог-психолог: Добрый день, дети. (Дети здороваются)
Учитель логопед: Здравствуйте дети.
Педагог-психолог: Ребята, слышите как ветер шумит, как листья шуршать. Это звуки волшебного леса. А хотите мы совершим путешествие в этот загадочный лес. (Дети отвечают)
Учитель логопед: Тогда вперед!!! Но с начало нам надо попасть туда. А для этого мы должны пройти несколько испытаний.
Педагог-психолог: Ребята, вы готовы к испытаниям? Тогда вперед!!!
Учитель логопед: Первое задание –это стать частью леса. Мы тоже должны шуметь как лес. Послушайте какие звуки издает лес? Ш-Ш-Ш; У-У-У; И-И-И; Э-Э-Э……
(дети повторяют); Молодцы ребята. С первым заданием справились. А теперь второе задание:
Педагог-психолог: В лесу много кочек и узких тропинок. Мы должны пройти по ним. (По тропе здоровья-массажным коврам). И со вторым задание мы справились. Вот мы и в волшебном лесу.
Деревня обезьян.
Цель-расширить опыт в понимании и выражении эмоций с помощью мимики.
Педагог-психолог (показывает фотографии обезьян, которые висят на стенде)
- Дети, кого вы видите на фотографии? Какие это обезьяны (веселые, грустные, задумчивые, удивленные, …..)
- Правильно, это фотографии жителей деревни обезьян. Как вы думаете, что чувствуют жители этой деревни? У всех ли одинаковое настроение? (дети отвечают) как вы догадались?
- Что надо нарисовать на этом лице, чтобы показать радость? На этом грусть? Испуг…..
(Примечание: в ходе выполнения заданий подведите детей к выводу, что настроение и чувства выражаются с помощью мимики: улыбки, наступления бровей, выпученных глаз, открытого рта)
Учитель логопед:
- Друзья, предлагаю на время превратиться в жителей этой деревни, сделаем гимнастику.
Обезьянка | Язык на нижней губе, руками держатся за мочки ушей |
Улыбнулись | Улыбка |
И немного потянулись | Руки в сторону, губы - хоботком |
Удивились | Брови потянули |
Рассердились | Брови опустили, губы поджали |
Посмотрелись | Один глаз открыт, другой закрыт |
Огляделись | Повернулись вокруг себя |
И увидели кокос | Щеки надуты |
Почесали себе нос | Наморщили нос |
Пожевали | Круговые движения губами |
Проглотили: «Все пока!!!» | Глотательные движения |
Педагог-психолог:
- Ну а мы с вами отправимся в гости. Нас пригласил к себе храбрый охотник. Но чтобы добраться к нему нам придется пройти по тропе страха. Наступает сумерки, становится темно. (Дети с закрытыми глазами под музыку проходят по «дороге здоровья») молодцы ребята. Вот мы с вами в пещере храброго охотника.
«В пещере храброго охотника»
Дети учатся классифицировать диких и домашних животных, птиц.
(Дети работают за столом. Каждому ребенку раздают карточки (по 12 шт.) по 3 карточек домашними животными, с дикими, с дикими птицами и домашними птицами)
Учитель логопед:
- Ребята, у каждого из вас есть трофеи храброго охотника. Но ваши трофеи все перемешались. Ваша задача-распределить все по группам: домашние животные, дикие животные, дикие и домашние птицы. Всего четыре группы.
(Примечание: каждому ребенку задавайте вопросы и выясните кто изображен на рисунке, и к какой группе он относиться.)
Игра «Кто где живет?»
В противоположных углах зала располагаются макеты леса и дома. В центре зала-дикие, домашние животные и птицы. Задача детей-взять любое животное или птицу и отнести в дом или в лес и объяснить свой выбор.
«Мудрый шаман»
Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, сформировать умение употреблять предлоги.
Педагог-психолог: (дети сидят за столом с теми же карточками + карточка расчерченная на 9 ячеек)
- Поиграем еще с вашими трофеями?
-Положите карточку с 9 ячейками перед собой;
-Возьмите карточки с домашним животным и положите в нижний левый угол;
-Возьмите карточки с дикой птицей и положите в верхний правый угол;
-Возьмите карточки с диким животным и положите в верхний левый угол;
-Возьмите карточки с домашней птицей и положите в нижний правый угол;
-Возьмите карточки с домашней птицей и положите в середину;
(Примечание: Контролируйте, как дети выполняют задания,-задавайте наводящие вопросы, например- где лежит домашняя птица, -что у тебя в верхнем правом углу?…..)
Игры с песком (Необходим макет елки и мелкие игрушки животных)
Учитель логопед:
- Пламя «Белый орел» лети ко мне!
- Света, птицу положи на песок. (ребенок ставит птицу на песок)
- Ваня, положи змею в песок;
- Лена, положи гриб под елку;
- Ваня, возьми с елки шишку;
- Света, спрячь медведя за елкой;
- Игорь, посади лису перед елкой;
- Катя, вытащи змею из песка;
(Далее учитель-логопед задает вопросы)
-Света, где птица?
- Ваня, куда ты положил змею?
-Катя, откуда ты достала змею? (Я взяла змею из песка)
-Света, ты куда положила птицу? (Я положила птицу на песок)
-Лена, где гриб? (Гриб растет под елкой)
-Света, где стоит медведь? (Медведь стоит за елкой)
-Игорь, лиса где стоит? (Лиса стоит за елкой)
-Ваня, ты откуда снял шишку? (Я снял шишку с елки)
- Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
Педагог-психолог:
- Многие народы с древних времен украшают свою одежду, посуду, жилище разными фигурами и узорами.
Сейчас мы превращаемся с вами в пещерных художников.
Садитесь на ковер. (Дети садятся на ковер)
Я вам показываю карточку с узором, посмотрите на нее и запомните. Все запомнили? А теперь разложите из своих карточек точно такую же. (Раздает разные геометрические фигуры разной формы и цвета)
-Молодцы, все запомнили. А сейчас вы будете делать свои узоры. Каждый из вас раскладывает свой узор.
- Вот и наши огненные цветы. Посмотрите, какие они? Одинаковые или разные? Расскажите каждый про свой цветок: какого цвета и какой формы у него лепестки.
Учитель логопед:
- Ребята, какие вы молодцы. Вы почти что индейцы из племени «Майя». Осталось только одно-боевая раскраска. Каждое племя имеет свою боевую раскраску. Сейчас вы будете разрисовывать сами себя. (Дети сидят за столом. Педагог раскладывает на столах аквагрим и салфетки.)
Пальцем правой руки возьмите белую краску и нарисуйте круг на правой щеке;
пальцем правой руки возьмите белую краску и поставьте точку на левой руке;
пальцем правой руки возьмите красную краску и нарисуйте круг на левой щеке;
пальцем правой руки возьмите красную краску и поставьте точку на подбородке.
-А теперь посмотрите на себя, у всех получилось правильно? Это боевая раскраска племени «Огненный цветок».
Правда здорово!!!Теперь вытирайте руки и ложитесь на ковер.
(Включается музыка)
Педагог-психолог:
-Закройте глаза….Расслабьтесь…..Вы спокойны, вам хорошо, приятно…. Поднимите руки вверх….. Разведите в сторону….. Опустите их на ковер…. Ладони раскрыты.
(Учитель-логопед кладет каждому ребенку в руки жевательную мармеладку)
Глубоко вздохнули….выдохнули… сели и поели.
Подведение итогов:
Учитель логопед:
-Давайте вспомним:
Где мы побывали? (У мудрого шамана, в пещере храброго охотника)
Что мы делали? (Показывали обезьян, рисовали на лице, делили добычу)
Педагог-психолог:
- Ребята, давайте еще раз встанем в круг. Возьмитесь за руки.
Поблагодарите друг друга за участие, помощь. Взаимовыручку. Сегодня вы были очень дружными, послушными и смелыми! На этом наше путешествие закончилось. Нам надо возвращаться в сад. Мы должны пройти обратно по кочкам и тропинкам, послушать и изобразить звуки леса и вы в садике. (Дети возвращаются в сад)
Использованная литература:
- Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001 г.
- Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018 г.— № 27 (213).
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 1982 г.
- Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом с использованием макетов, схем и дидактических игр на тему: «Федора Егоровна ждёт гостей» (средний дошкольный возраст)
Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р...
Конспект занятия по обучению связной речи "В гостях у Смешариков". Возраст 6-7 лет.
Конспект занятия по обучению связной речи "В гостях у Смешариков". Возраст 6-7 лет....
Конспект непосредственной образовательной деятельности рисование и социальный мир Тема: «В гостях у хохломы» Возраст 5-6 лет.
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности рисование и социальный мирТема: «В гостях у хохломы»Возраст 5-6 лет....
"Викторина "В гостях у сказки ". Возраст: 3-4 года.
https://vk.com/wall-194162895_6 "Викторина "В гостях у сказки ". Возраст: 3-4 года....
Конспект интегрированной организованно-образовательной деятельности по творчеству поэта Г.Тукая и композитора Ф.Яруллина "Шурале у нас в гостях" (старший дошкольный возраст)
Данный материал относится к образовательной области - художественно-эстетическое развитие, где плавно сочетаются чтение художественной литературы, музыка и художественное творчество.Связующим звеном я...
План интегрированной деятельности детей в летний период "У бабушки в гостях". Младший дошкольный возраст.
Интересное, увлекательное путешествие детей к бабушке в гости. В деятельности дети закрепляют свои умения раскашивать, клеить. Деятельность проходит легко и весело, так как происходит смена деят...
"К солнышку в гости" группа раннего возраста 2023 г
Сценарий праздника 8 марта для детей группы раннего возраста «В гости к солнышку» Воспитатель: Тестова Ирина Валентиновна Цель: создать у детей радостное, ...