Арт-педагогика как развивающая технология
методическая разработка по коррекционной педагогике

Носенко Юлия Николаевна

Арт-педагогика как развивающая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-pedagogika_kak_razvivayushchaya_tehnologiya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-педагогика как развивающая технология

Носенко Юлия Николаевна, воспитатель  муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка»

Арт-педагогика сегодня является одной из наиболее активно развивающихся областей научного знания. Несмотря на то, что понятие «арт- педагогика» как особое направление в современной педагогической науке, на сегодняшний день в России пока не получило еще достаточно полного и точного определения, творчески мыслящие педагоги все чаще начинают использовать в своей практике различные приемы, методы и технологии арт- педагогики. Можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России.

Понятие арт-педагогики Арт-педагогика (искусство + педагогика) – технология развития и обучения детей с целью формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую и другую). Напомним, что арт-терапия (от лат. ars – искусство и греч. therapeia – лечение) – это технология лечения и развития при помощи искусства и творчества.

Актуальность проблемы изучения и внедрения арт-педагогики

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что с одной стороны, арт-педагогика сегодня очень востребована и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов к этой работе, с другой. Причѐм, применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая, профилактическая коррекционно-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.

Проблемы, решаемые арт-педагогикой

Арт-педагогика: облегчает процесс обучения и ребѐнку, и педагогу; - даѐт материал для анализа результатов диагностики уровня общего и художественно-эстетического развития воспитанников (диагностический подход); - позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся личный и личностный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми, а значит, успешно реализовывать личностно-ориентированный подход; - помогает наладить отношения между педагогом и детьми, создать оптимальные условия для ведения диалога, без чего невозможно продуктивное обучение, воспитание и развитие – диалогический и оптимизационный подходы; - даѐт социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, которые могут возникать в процессе общения детей с педагогом или с другими детьми (учащимися); - содействует сохранению целостности личности, воздействуя в процессе обучения на эстетическую и эмоционально-нравственную сферы личности.

Основные (общие и частные) задачи арт-педагогики

Общие задачи арт-педагогики и арт-терапии: общее и художественно- эстетическое развитие; формирование основ художественной культуры; социальная адаптация личности средствами искусства. Частные задачи арт-педагогики: - разработка содержания и коррекционно-развивающих педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоничное развитие детей (в т. ч. с проблемами); - активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка, в т. ч. с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализовано-игровой); - обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка; - обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка (в т. ч. с проблемами) с помощью искусства; - осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер; - создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.

Единые задачи арт-педагогика и общей педагогики - помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, - научиться жить вместе с другими людьми в социуме, - научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Иными словами, помочь развивающейся личности в еѐ социализации, развитии и самореализации. Значение арт-педагогики

Перефразируя замечательные слова В.А. Сухомлинского, что «педагогика должна стать наукой для всех», думается, что сегодня можно сказать то же самое и об арт-педагогике.

Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические (обучающие) подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально- художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно - эстетической и т.д.).

Опыт работы многих педагогов, использующих арт-педагогику в своей педагогической деятельности, показал, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные виды, техники, методы и приѐмы арт- педагогики.

Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Арт-педагогика интегрирует средства обучения, воспитания, развития и искусства, оказывает комплексное воздействие на мотивационную, креативную и стороны личности ребенка, развивает его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности через мотивы, воображение, импровизацию, знания, умения, навыки. Таким образом, пришло время переосмыслить методы и формы приобщения детей дошкольного и школьного возраста к искусству и преобразовать традиционную практику организации данной работы в образовательных учреждениях. Особое внимание при этом необходимо уделять раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, поощрению его самовыражения при помощи художественной и творческой деятельности, формированию его как гармоничной личности.

Литература:

1. Альтшулер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.

2. Антипова Н.А. Артпедагогика в групповой работе с дошкольниками. – М., «Первое сентября», 2013.

         3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.- М., 2007.

4. Никишина И.В. Арт-терапия как здоровьеразвивающая технология. – Электронное методическое пособие, 2013.

Носенко Ю.Н. воспитатель  муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №1 «Росинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального  компонента, позвол...

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...

Музейная педагогика, как инновационная технология в ДОУ

Данную статью можно использовать как консультацию для педагогов на педсоветах....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»  Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...

Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

МБДОУ  Детский   сад    «  Ласточка»  с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е  Представлениепедагогического опыта работы ...

Арт-педагогика как развивающая технология

Арт-педагогика как развивающая технология...