Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация
В нашем дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников, по ознакомлению с родным краем, историей семейских , формированию социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству истории, природы Забайкалья, ее культуре, уважительно- к жителям края. Несколько лет в ДОУ функционирует музей семейского быта, вместивший атрибуты быта, культуры, истории семейского народа. Кроме того, в музее созданы все условия для проявления активности детей, при организации работы реализуется принцип интерактивности- приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир ( « музей – лаборатория», « музей – театр», « музей – игровое пространство»). Музейная комната используется не как музей для хранения экспонатов, а как предметное пространство для ознакомления детей только с историей , культурой староверов. Создание музея –это возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Основная цель открытия музея.: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю; знакомство с культурными традициями семейского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов. Задачи :
1.Познакомить детей с народным традициями, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представления о культуре семейских; воспитывать интерес к истории и народному творчеству.
2.Расширять представления детей о быте, жизни семейских.
3. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
4. Развивать воображение детей. активизировать совместную деятельность родителей, детей и педагогов детского сада. обогащать предметно-пространственную среду ДОУ.
Направленность музея: социально - коммуникативное, художественно - эстетическое, познавательное.
Музей-результат совместной работы воспитателей, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к семейскому укладу жизни односельчан.
В нашем селе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание музея в ДОУ, т.к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником семейского народа и его культуры.
« музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-воспитателя , ребенка-экскурсовода заинтересовать детей.
Формы работы : беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; образовательная деятельность , народные праздники и народные игры , развлечения ,экскурсии для детей; дидактические игры; интерактивные игры ; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Ведь главное - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление о народных традициях староверов.
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию музея и истории односельчан : они участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Считаю, если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Родители воспитанников - наши первые и главные помощники: охотно принимают участие в образовательной деятельности и пополнении предметно-пространственной среды музея . Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.
На вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность педагогов, детей и родителей научит их, и не только ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования
Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального компонента, позвол...
Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС
Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...
«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»
Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...
статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста....
Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...
Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
МБДОУ Детский сад « Ласточка» с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е Представлениепедагогического опыта работы ...