Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Головина Мария Юрьевна

Совместный проект учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация совместного проекта « Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» corowina.ucoz.com Авторы: Кузнецова Мария Юрьевна, учитель-логопед Комарова Любовь Александровна, педагог-психолог Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Рамонский детский сад общеразвивающего вида №1

Слайд 2

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека .

Слайд 3

АННОТАЦИЯ Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей актуальна для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте закладывается характер и основные черты личности ребёнка, недостатки развития эмоционально-волевой сферы складываются в устойчивые привычки и негативные особенности личности. Это является одной из главных проблем и требует внедрения новых методов работы с дошкольниками. Данный проект направлен на развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через: 1.Расширение представления об эмоциях, эмоциональных состояниях людей. 2.Изучение особенностей эмоционально – волевой сферы дошкольников. 3.Разработку и внедрение сказкотерапевтических коррекционно – развивающих образовательных мероприятий, направленных на формирование произвольности психической активности, развитие фонематического слуха, совершенствование эмоционально – волевых процессов.

Слайд 4

Актуальность За последнее время возросло количество детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. Возникла необходимость обеспечения полноценного психологического базиса для развития речи, а также развития и коррекции эмоциональной сферы детей. Со стороны эмоционально-речевого развития наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, заторможенность или двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость… Эмоционально-экспрессивная лексика дошкольников с речевыми нарушениями выборочна и фрагментарна. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживанию контакта с ними. Работа с такими детьми требует систематизированной совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога. С этой целью нами был разработан психолого-педагогический проект по сопровождению детей с речевыми нарушениями. Работа в рамках проекта опирается в соответствии с ФГОС ДО на следующие принципы : - Самоценность детства; - Полноценное проживание всех его этапов; - Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - Поддержка детской инициативы; - Сотрудничество с семьёй.

Слайд 5

Проблема исследования: Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний - эмоциональная лексика. Распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Чем больше ребенок знает какие бывают эмоции, чем больше владеет эмоциональной лексикой, тем точнее он поймет состояние другого человека. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предмет исследования: методы, приёмы, техники управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Формулировка проблемы. Учитель-логопед - Обследование речи, в том числе и ее эмоциональной стороны; - использование на занятиях специальных приемов по активизации психических процессов; - ведение работы по расширению эмоциональной лексики; - работа над выразительностью речи, развитием выразительных связных высказываний и речевой коммуникации. Педагог-психолог - Обследование психических процессов в речевом плане; ознакомление детей с основными эмоциями; развитие невербальных средств общения, межполушарного взаимодействия с помощью кинезиологических упражнений. - Проведение согласно плану совместных итоговых мероприятий; - разработка рекомендаций для родителей; - повышение компетенции педагогов ДОО по данной теме.

Слайд 7

Содержание и этапы проекта I этап: Подготовка методического обеспечения проекта; психолого-педагогический мониторинг эмоциональной сферы детей; разработка сценариев сказочных путешествий; информирование родителей в вопросах развития эмоциональной сферы детей; повышение компетенции педагогов по данной проблеме . II этап: Апробация совместных мероприятий; создание информационных ресурсов для родителей; творческие отчеты педагогов. III этап: Обобщение опыта работы по проектной деятельности; проведение итоговой диагностики; подготовка презентации содержания проекта.

Слайд 8

План работы по проекту. Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями сентябрь диагностика анкетирование анкетирование октябрь «Приключение Буратино» (игрушки) Рекомендации логопеда по развитию выразительности речи Консультации психолога по развитию э-в сферы. ноябрь «Гуси-лебеди» (перелетные птицы) Подборка игр на развитие э-в сферы. Сочинение «Сказка о радости» декабрь «Снежная королева» (Зима. Забавы) Картотека «Психогимнастика», Игротека «Игры на развитие эмоциональной лексики» январь «Теремок» (дикие животные) Изготовление дидактических пособий. Стенд «Дети с эмоциональными проблемами» февраль «Царевна-лягушка» (транспорт) Альбом «Я рисую настроение» Игротека «Преодоление негативных эмоций» март «Заюшкина избушка» (Весна) Мастер-класс «Игротерапия» Составление творческих рассказов. апрель «Волк и семеро козлят» (профессии) Фотогалерея «Мир эмоций» Фотогалерея «Мир эмоций» май «Дюймовочка» (насекомые), диагностика Презентация проекта Открытое мероприятие

Слайд 9

Результаты реализации проекта I Этап: - аналитический отчет об использовании современных образовательных технологий, развивающих эмоциональную сферу. II Этап: - тематическое планирование; сценарии мероприятий; рекомендации педагогам и родителям; III Этап: - видео открытого мероприятия; сказки и творческие рассказы; дидактические пособия и фотогалерея; презентация проекта. Участники проекта: Учитель-логопед; педагог-психолог; дети старшего дошкольного возраста; педагоги и родители воспитанников. Ожидаемые результаты: Повысится уровень эмоционального благополучия детей, адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе; Изменится социальное позиционирование педагогов; Повысится уровень родительской компетентности; Обновятся формы и содержание работы с детьми на основе педагогического взаимодействия.

Слайд 10

Система работы: Направления работы: - Диагностическое (диагностика состояния эмоционального словаря, диагностика интонационной стороны речи (по Артемовой Е.Э.); диагностика вербализации эмоций в ходе игровых ситуаций; диагностика эмоциональной сферы детей); - коррекционно-развивающее (индивидуальные и фронтальные занятия, тематическая объединенность занятий, комплексное планирование); - консультационное (индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей); - психопрофилактическое (применение и обучение приемам развития эмоциональной сферы, выразительности речи, мимики и жестов).

Слайд 11

Консультирование индивидуальное и групповое Стендовая информация Творческие задания, мастер-классы Работа с педагогами и родителями

Слайд 12

Работа с детьми ( в основе тематики - путешествие по сказке ) Формы работы: игры, задания, упражнения Виды деятельности: общение; индивидуальная, совместная, конструктивная, изобразительная Приемы: одобрение поведения, создание ситуации успеха, придумывание сказок, анализ образцов поведения ….

Слайд 13

Перечень возможных упражнений по развитию эмоциональной сферы дошкольника: 1.Упражнения с зеркалом. 2. Использование моделей. 3. Работа над сказками и рассказами. 4.Проведение эмоционального аутотренинга через эмоциональную идентификацию с любым персонажем. 5.Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок. 6. Использование музыкальных произведений. 7. Занятия изобразительной деятельностью.

Слайд 14

Выводы Работа на основе уровневого подхода к развитию аффективной системы детей, осуществляемая в триединстве педагоги - родители - дети с применением вышеперечисленных коррекционно-развивающих приемов, позволяет обеспечить социальное, психологическое и соматическое здоровье и благополучие детей. Данное направление работы может являться одним из вариантов сопровождения эмоционального развития детей с особенностями в развитии.

Слайд 15

Список используемой литературы 1. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г. 2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г. 3. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г. 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение – М., Теревинф, 2008 г.-224 с. 5.Практикум по психологии дошкольника: Г. А. Урунтаева — Москва, Академия, 2009 г.- 368 с. 6.Автор шаблона – Коровина И.Н. corowina.ucoz.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...

Развитие эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы предназначен для реализации целей и задач в рамках области "Социально-коммуникативное развитие" с детьми старшего дошкольного возраста. К организационно-педагогическим условиям формировани...

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Влияние кинезиологических упражнений на развитие процессов познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данный материал предназначен для родителей . содержание консультации напрвленно на ознакомление родителей с кинезиологическим  упражнениями детей старшего дошкольного возраста,которые положительн...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Выступление "Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста"

В период дошкольного детства происходит интенсивное ста­новление личностной и эмоциональной сфер ребенка. Личность формируется в процессе социа­лизации, которая предполагает усвоение ребенком ...