Использование интерактивной игры в индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Кузьмичева Альбина Алексеевна

Данная публикация раскрывает опыт использования в работе мультимедийных презентаций в образовательной деятельности с детьми с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной игры в индивидуальной

коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ

Введение

 В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

 Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде «…Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы)». Цифровые технологии можно рассматривать как одно из средств обучения, которые обеспечивают специальные условия для получения детей с ОВЗ качественного образования.

Мультимедийные презентации, как часть цифровых технологий, играют в моей работе роль незаменимого помощника для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов. Главная задача их введения в образовательную деятельность – это максимальное развитие возможностей ребенка, а также коррекция имеющихся отклонений в его развитии. Их использование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. [3]

Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который я могу использовать без предварительной обработки. Причем имеющийся материал чаще не соответствует по содержанию и не учитывает принципы обучения и воспитания детей с ЗПР. Поэтому создание собственных презентаций  остается актуальной задачей на данном этапе.   

Основная часть

Интерактивная игра создается мною как путешествие по сюжетам знакомых сказок, например, «Колобок», «Репка», «Семеро козлят» и т.д. Данный выбор продиктован интересом воспитанников к сказкам. Сказки позволяют выйти за границы сюжета, немного пофантазировать и педагогу, и ребенку.

Игра помогает мне решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи одновременно, интегрировать разные образовательные области программы в одно занятие, повышать мотивацию ребенка к решению познавательных задач.

Игра включает в себя несколько этапов. В начале занятия необходимо сконцентрировать внимание ребенка. Поэтому в интерактивную игру включаются такие задания, как «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Фотограф» и т.п.

Решая задачу коррекции зрительного восприятия, предупреждения развития оптической дисграфии  я предлагаю ему сложить сюжетную картинку из нескольких частей и назвать сказку, отгадать предмет по его фрагменту, узнать зашумованные картинки.

Т.к. данные игры созданы с использованием анимации, то ребенок имеет возможность проверить свои ответы, тем самым решается важная задача формирования самоконтроля.

После чтения сказки важно проконтролировать, насколько хорошо дети запомнили сюжет сказки, ее последовательность и героев. Этому способствуют такие интересные задания как,  «Кого не было в сказке?»,

«Кто лишний?», «Что сначала, что потом?».

Развитию мышления способствуют задания на исключение лишнего предмета из группы и группировку предметов по общему признаку.

В сказке «Репка» ребенок называет и обобщает овощи, колобку помогает найти лишние предметы, объясняет свой выбор.

В своих играх я обязательно ставлю задачу обогащения и закрепления представлений детей об окружающем мире. В сказке «Колобок» ребенку предлагается угостить медведя, положив в корзину угощение, помочь животным найти потерявшихся детенышей. В игре по сказке «Теремок» , «Репка» он подбирает животным жилища, называет их. Таким образом, решается важная задача речевого развития воспитанника. С целью формирования грамматического строя речи включаются игры «Один-много», «Чей хвост, чья морда?», «Чего не хватает?».

Формирование счетных навыков  представлены заданиями на счет. В сказке «Волк и семеро козлят» ребенок помогает козе посчитать козлят. Вместе с колобком он дарит лисе и считает цветы.

В играх мною решаются задачи уточнения и активизации понятий величины, временных и пространственных понятий. Например,  деревья высокие и низкие, дорожки длинные и короткие, репка большая и маленькая и т.д.

Благодаря работе с компьютером у детей формируются волевые качества, такие как, самостоятельность, усидчивость, умение преодолевать трудности, доводить начатое до конца. Становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов

Кроме коррекционно-развивающих задач, использование презентаций помогает решать и задачи воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, умения придти на помощь героям, оценить их поступки.

                                                       Заключение.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение разработанных презентаций позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

Список информационных источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об

образовании в Российской Федерации"

3. Никольская, И. А. Применение информационных технологий в

процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А.

Никольская, Е. В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное

пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно- практической конференции; 20–21 мая 2010 г. : В 2 ч. / ред. кол.: Н. Е. Разенкова,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе

Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...

«Технологии использования элементов игры бадминтон в образовательной деятельности с детьми для развития координационных способностей дошкольников»

Бадминтон - спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких физических качеств как быстр...

Использование интерактивной игры «Робомышь» в работе с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно – деятельностный подход) имеет особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы занятия были интере...

«Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.   Воспитание и образование – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребёнка.   Интерактивное обучение – это специальная форма о...

Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры

Оказание помощи педагогам ДОУ в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях...

Использование интерактивной игры с детьми ОВЗ

Использование интерактивной игры с детьми ОВЗ...