Статья "К вопросу о важности применения тактильной стимуляции в работе с детьми с ТМНР"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шелкунова Вероника Шарафутдиновна

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных чувств восприятия человека. Заключается в способности чувствовать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности имеют различный характер.

Дети с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на простейшем примитивном уровне, следовательно, обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_taktilnaya_stimulyatsiya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных чувств восприятия человека. Заключается в способности чувствовать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности имеют различный характер.

Дети с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на простейшем примитивном уровне, следовательно, обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Важнейшим условием при проведения упражнений, направленных на тактильное восприятие, является их поэтапное освоение. Часто встречная  реакция ребенка (двигательные, кожные, эмоциональные) не соответствуют силе воздействия раздражителя. Чтобы избежать яркого эмоционального отклика вначале организуется спокойное, медленное исследование пассивным образом-рукой взрослого и совместно взрослым и ребенком. Постепенно при положительной реакции ребенка упражнения становятся все более активными.

Я в работе использую такую схему упражнений по тактильной стимуляции:

  • Прикосновения: поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.д.;
  • Соприкосновение с материалами с различной фактурой, плотностью, температурой;
  • Умение различать тактильно вышеуказанные материалы.

Приведу примеры игр и игровых упражнений, направленных на стимулирование тактильного восприятия прикосновением.

 - массаж рук и ног;

- поглаживания. Поглаживания с небольшим давлением. Для данного типа упражнений хорошо подходят потешки, четверостишия, например «Коза рогатая», «Сорока-ворона»

- разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц), отлично подходит игра «Рельсы-рельсы, шпалы –шпалы…»;

- игры с воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой во время которых происходит легкий массаж тела;

- игры с теплыми предметами с проговариванием потешек, детских четверостиший и др. совместно с массажем

Совместные упражнения взрослого с обучающимися, направленные на стимуляцию чувствительности тела с использованием предметов округлой формы (воздушный шарик, теннисный (мохнатый), резиновый, пластмассовый (гладкий) мячики, массажные мячики и валики и др.):

- игры и упражнения в «сухом» бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках и др.);

- укладывание обучающегося различные по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками», застежками и пр.);

- опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;

- игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бриться, щеткой – сметкой с волокнами и др.;

- игры и упражнения с использованием приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам, ногам;

- ритмичное похлопывание с проговариванием потешек, детских четверостиший и др.

Упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на движение вибрации. Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков. Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки).

Упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др. игры и упражнения с водой (теплая и холодная)).

Совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ;

- влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и т. д.);

- игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и др.);

- упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный (прикосновение к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками типа «Мякиши» и др.);

- заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой, льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;

- прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).

Упражнения на удержание предмета и исследование его ртом обучающегося: сосать, облизывать, пробовать на вкус, удерживать предмет и исследовать его глазами ( с перемещением/ без перемещения).

Стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными), сопровождающими действия с прослеживающим взглядом и т.п.

Кинезиотерапевтические упражнения на активацию мышечных реакций обучающегося:

- стимуляция сторон с помощью материалов различной фактуры;

- украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками;

- стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;

- массаж щек ребенка (приемы логопедического массажа).

Телесноориентированные упражнения направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого: брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Шла большая черепаха» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами и т.п.

Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результат соприкосновения объектов с наружным покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновение к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно – двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

  • Лепка из глины, пластилина, теста;
  • Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • оригами (конструирование из бумаги);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
  • игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • игры с пазлами;
  • сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
  • игры с водой разной температуры;
  • игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)

Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...

Сенсорная интеграция, как инновационный подход в работе с детьми с ТМНР.

Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инноваци­онные образовательные технологии. Стремление педагогов придать своей профессиональной деятельности инновационный характ...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

Мастер-класс для родителей: «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ТМНР».

Метод сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подоб...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР

В материале представлен обобщенный опыт по коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями развития. Описан алгоритм применения здоровьесберегающих технологий, формиров...

Значимость мотивации в работе с детьми с ТМНР.

Дети с тяжелыми нарушениями развития могут испытывать трудности в обучении и взаимодействии с окружающим миром. Создание мотивационного контекста, который выходит за пределы стандартных методов,...