Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Плуталова Софья Алексеевна

В материале представлен обобщенный опыт по коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями развития. Описан алгоритм применения здоровьесберегающих технологий, формирования базовых учебных действий и других жизненно важных компетенций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Красногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Подготовила: учитель-дефектолог отделения для детей инвалидов и детей с ОВЗ Плуталова С.А.

Слайд 2

Понятие «тяжелые множественные нарушения развития» ТМНР – сочетание двух и более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например: сочетание – глухоты и слабовидения, Умственной отсталости и слепоты, Нарушения ОДА и глухоты и др.

Слайд 3

Структура дефекта при нарушении слуха Причины: инфекционные заболевания ( менингит, отит,грипп ) родовые травмы интоксикации прием антибиотиков наследственность

Слайд 4

Структура дефекта при ДЦП Причины: инфекционные заболевания матери во время беременности родовые травмы интоксикации несовместимость крови матери и плода по резус -фактору

Слайд 5

Структура дефекта при нарушении зрения Причины: внутриутробные инфекции Асфиксия Родовые травмы Недоношенность Наследственность Токсоплазмоз

Слайд 6

Структура дефекта при нарушении речи Причины: инфекционные заболевания матери во время беременности внутриутробная гипоксия родовые травмы эндокринные заболевания

Слайд 7

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха Рассадка детей: не более 2-х метров от педагога при двустороннем снижении слуха – в центре; при одностороннем – лучше слышащим ухом к центру 1 этап (подготовительный) – выявление индивидуальных возможностей разборчиво воспринимать звучащую речь Создание благоприятных условий: отсутствие шума и одновременного говорения нескольких человек во время занятий; уменьшение эффекта эхо ( обеспечивается мягким покрытием пола, звукопоглащающим пробковым экраном) Постоянная громкость речи педагога слегка замедленного темпа 2 этап ( дофонемный ) – различение неречевых звуков: по характеру звучания ( шумы, голоса животных, музыка) по акустическим свойствам (громкость, длительность, высота)

Слайд 8

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха 3-й этап (фонемный) – формирование подсистем языка: фонетики,фонематики , лексики, грамматики Приемы работы по развитию фонематического восприятия: Различение «не слова» и слова путем показа отдельных предметов, действий и их серий Фиксация на акустических различиях фонем и на изменение значения слова Слова предъявляются в следующей последовательности: начинающиеся с контрастных фонем ( Маша-каша, ложка – кошка, рога-нога ) Начинающиеся с оппозиционных фонем ( зуб –суп, дом- том, пить –бить) Различающиеся гласными звуками ( дом-дым, лак –лук, мошка-мушка) Отличающиеся последней согласной фонемой ( нож-нос, сом-сон-сок)

Слайд 9

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха 4-й этап (интегрированный) – формирование связной речи. Приемы работы: Воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех или смежных помещениях Процедура проведения: двое детей размещаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости и в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное 2) Запоминание и воспроизведение ( моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через магнитофон, колонки компьютера, телефон 3) Пересказ текста, озвученного разными дикторами (мужским, детским, женским голосами) и воспринятого через технические устройства 4) Декламация стихотворений и небольших текстов 5) Составление рассказов

Слайд 10

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения Рассадка детей До 0,4 – первые столы От 0,4 – последние столы Без косоглазия С окклюдером – закрыт правый глаз – сидит справа, пособие – слева. Косоглазие сходящееся – сажаем в сторону закрытого глаза, пособия – в сторону открытого глаза. Косоглазие расходящееся – сажаем в сторону открытого глаза, пособия – в сторону закрытого

Слайд 11

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения ДДиан Диагноз XXX Что страдает Гиперметропия (дальнозоркость) Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций на фоне сходящегося, реже расходящегося косоглазия, нарушение внутриглазного давления, тупая боль в лобной области и около глаз, чувство рези и жжения в глазах, быстрое утомление, при высокой степени плохо видят и вдаль и вблизь Миопия( близорукость) Плохо видят отдаленные предметы, снижение цветоощущения Анизометропия Снижение остроты зрения, изображение двоится, монокулярное зрение Катаракта 0,2 и ниже, сужение поля зрения, поиск движениями головы, изменения хрусталика, нарушение глазодвигательных функций

Слайд 12

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения ДДиан Диагноз XXX Что страдает Астигматизм Острота зрения снижена и не коррегируется , плохо видят и вблизи и вдали, отсутствие бинокулярного зрения Альбинизм Нарушение светоразличения , нистагм Амблиопия Снижение остроты зрения, нарушение контрастной чувствительности на глазу с высокой остротой зрения, нарушение бинокулярного зрения Атрофия зрительного нерва Снижение остроты зрения, сужение поля зрения до 40-60 градусов 180 – N ( горизонтально) 110 – N (вертикально)

Слайд 13

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения Обучение ориентировке в пространстве Все предметы должны быть на постоянных местах Не должно быть острых предметов Комментирующая речь педагога Взрослый сопровождает ребенка со стороны хуже видящего глаза Занятия в одном пространстве комнаты Основные разделы коррекционной работы: обучение ориентировке в пространстве, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

Слайд 14

Коррекционная работы со слепоглухими детьми

Слайд 15

Методика «прямой установки» И.А. Соколянского В зависимости от индивидуального уровня развития ребенка особым образом выстраивались взаимодействие и взаимоположение ребенка и взрослого. 1 этап - педагог становится сзади ребенка, руки ребенка накладываются ладонями на тыльную поверхность кистей рук взрослого. В таком положении взрослый действует с предметами, а ребенок пассивно сопровождает его действия движениями своих рук. Ребенок на этом этапе может быть пассивен по отношению к предмету, но должен быть активен в отношении движения рук взрослого.

Слайд 16

2 этап - совместные действия активность обучаемого направляется на то, что именно делал взрослый. Ребенок начинает ощупывать руки взрослого и прикасаться к предмету, с которым тот действует. 3 этап - положение рук изменяется: руки взрослого перемещаются сверху рук ребенка. Сначала ребенок продолжает придерживаться руками взрослого, но постепенно руки взрослого как бы ослабевают, становятся более пассивными, а руки ребенка все более активизируются. И наконец, пальцы взрослого «сползают с рук ребенка», но взрослый продолжает стоять и двигаться рядом, чтобы помочь, подхватить и направить действия ребенка.

Слайд 17

Алгоритм процедуры «мытьё рук» Дойти до ванной Включить свет Проверить подставку для ног Забраться на нее Включить холодную воду Включить горячую воду, отрегулировать температуру Взять мыло и намылить руки Положить мыло на место Смыть мыло с рук Выключить горячую воду Выключить холодную воду Спуститься с подставки Вытереть руки Повесить полотенце на место Выйти из ванной Выключить свет Закрыть дверь

Слайд 18

Календарная система Я. ван Дайка Календарь – ряд коробок, в которых помещены предметы символы будущей деятельности Осмотр коробки Вкладывание в руки символа- предмета будущей деятельности Воспроизведение соответствующего жеста в совместной деятельности Мыло – символ умывания Флажок – символ зарядки ( Круг?) Чашка – символ завтрака ( Чай?) Мешок с игрушками – символ занятия

Слайд 20

Содержание коррекционной работы: Формирование базовых учебных действий 1) Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся 2) Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: А) по образцу Б) подражанию В) по инструкции

Слайд 21

Формирование базовых учебных действий: 1) Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся 2) Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: А) по образцу Б) подражанию В) по инструкции

Слайд 22

Человек Гигиена тела -выполнение отдельных операций при мытье рук: открывание крана намачивание рук намыливание рук мылом растирание намыленных рук смывание мыла с рук закрывание крана вытирание рук полотенцем Туалет - сообщение о желании сходить в туалет («Хочу в туалет») Обращение с одеждой и обувью -узнавание предметов одежды и обуви: куртка шапка брюки свитер ботинки - расстегивание: липучки молнии - застегивание: липучки молнии Прием пищи - использование ложки при приеме пищи

Слайд 23

Сенсорное развитие: зрительное восприятие Зрительное восприятие - фиксация взгляда на лице человека - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз - прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом: по горизонтали (вправо/ влево); по вертикали (вверх/ вниз); по кругу (по/против часовой стрелки); вперед/назад - прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом

Слайд 24

Сенсорное развитие: слуховое восприятие Слуховое восприятие - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха: Справа слева - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча: справа слева - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: справа слева - прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Слайд 25

Сенсорное развитие: кинестетическое восприятие Кинестетическое восприятие - адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: холодный теплый - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре : гладкий шероховатый - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.): густой жидкий - адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов - адекватная реакция на давление на поверхность тела - адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Восприятие запаха - адекватная реакция на запахи: Продукты питания

Слайд 26

Альтернативная и дополнительная коммуникация Коммуникация - установление зрительного контакта с собеседником - реагирование на собственное имя - приветствие собеседника: жестом (пожать руку) словом «Привет» - выражение своих желаний: жестом словом «Дай» предложением «Лена, дай» - выражение просьбы о помощи: жестом словом «Помоги» предложением «Лена, помоги» - выражение согласия: жестом (кивок головы) словом «Да» - выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом «Нет» - прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом «Пока»

Слайд 27

Развитие речи Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь - различение по именам: членов семьи других воспитанников СРЦН педагогов - понимание слов, обозначающих предмет: кружка тарелка ложка стул стол шкаф яблоко банан носки куртка футболка брюки шапка ботинки мяч - понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой твой - понимание простых предложений: нераспространенных («Оля ест» и др.) распространенных («Оля ест яблоко» и др.) Экспрессивная речь - называние своего имени - называние имён: членов семьи педагогов

Слайд 28

Коррекция поведенческих проблем П Проблема поведения Функ Функция поведения. Способ коррекции. Коррекция неадекватного крика, плача. Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. Коррекция эмоционально-аффективных стереотипий Аутостимуляция . Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка заменяют прослушиванием музыки. Коррекция двигательных (пробежки); сенсорно-двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом) Аутостимуляция . Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (игра с машинкой, мячом, сенсорной панелью).

Слайд 29

Мониторинг эффективности

Слайд 30

Мониторинг эффективности

Слайд 31

Литература: Жигорева , М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ , высш . учеб. заведений / М. В. Жигорева . — М.: Академия, 2006. – 240с. Логопедия. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Эксмо , 2017. – 608с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...