Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
В материале представлен обобщенный опыт по коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями развития. Описан алгоритм применения здоровьесберегающих технологий, формирования базовых учебных действий и других жизненно важных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «тяжелые множественные нарушения развития» ТМНР – сочетание двух и более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например: сочетание – глухоты и слабовидения, Умственной отсталости и слепоты, Нарушения ОДА и глухоты и др.
Структура дефекта при нарушении слуха Причины: инфекционные заболевания ( менингит, отит,грипп ) родовые травмы интоксикации прием антибиотиков наследственность
Структура дефекта при ДЦП Причины: инфекционные заболевания матери во время беременности родовые травмы интоксикации несовместимость крови матери и плода по резус -фактору
Структура дефекта при нарушении зрения Причины: внутриутробные инфекции Асфиксия Родовые травмы Недоношенность Наследственность Токсоплазмоз
Структура дефекта при нарушении речи Причины: инфекционные заболевания матери во время беременности внутриутробная гипоксия родовые травмы эндокринные заболевания
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха Рассадка детей: не более 2-х метров от педагога при двустороннем снижении слуха – в центре; при одностороннем – лучше слышащим ухом к центру 1 этап (подготовительный) – выявление индивидуальных возможностей разборчиво воспринимать звучащую речь Создание благоприятных условий: отсутствие шума и одновременного говорения нескольких человек во время занятий; уменьшение эффекта эхо ( обеспечивается мягким покрытием пола, звукопоглащающим пробковым экраном) Постоянная громкость речи педагога слегка замедленного темпа 2 этап ( дофонемный ) – различение неречевых звуков: по характеру звучания ( шумы, голоса животных, музыка) по акустическим свойствам (громкость, длительность, высота)
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха 3-й этап (фонемный) – формирование подсистем языка: фонетики,фонематики , лексики, грамматики Приемы работы по развитию фонематического восприятия: Различение «не слова» и слова путем показа отдельных предметов, действий и их серий Фиксация на акустических различиях фонем и на изменение значения слова Слова предъявляются в следующей последовательности: начинающиеся с контрастных фонем ( Маша-каша, ложка – кошка, рога-нога ) Начинающиеся с оппозиционных фонем ( зуб –суп, дом- том, пить –бить) Различающиеся гласными звуками ( дом-дым, лак –лук, мошка-мушка) Отличающиеся последней согласной фонемой ( нож-нос, сом-сон-сок)
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха 4-й этап (интегрированный) – формирование связной речи. Приемы работы: Воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех или смежных помещениях Процедура проведения: двое детей размещаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости и в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное 2) Запоминание и воспроизведение ( моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через магнитофон, колонки компьютера, телефон 3) Пересказ текста, озвученного разными дикторами (мужским, детским, женским голосами) и воспринятого через технические устройства 4) Декламация стихотворений и небольших текстов 5) Составление рассказов
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения Рассадка детей До 0,4 – первые столы От 0,4 – последние столы Без косоглазия С окклюдером – закрыт правый глаз – сидит справа, пособие – слева. Косоглазие сходящееся – сажаем в сторону закрытого глаза, пособия – в сторону открытого глаза. Косоглазие расходящееся – сажаем в сторону открытого глаза, пособия – в сторону закрытого
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения ДДиан Диагноз XXX Что страдает Гиперметропия (дальнозоркость) Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций на фоне сходящегося, реже расходящегося косоглазия, нарушение внутриглазного давления, тупая боль в лобной области и около глаз, чувство рези и жжения в глазах, быстрое утомление, при высокой степени плохо видят и вдаль и вблизь Миопия( близорукость) Плохо видят отдаленные предметы, снижение цветоощущения Анизометропия Снижение остроты зрения, изображение двоится, монокулярное зрение Катаракта 0,2 и ниже, сужение поля зрения, поиск движениями головы, изменения хрусталика, нарушение глазодвигательных функций
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения ДДиан Диагноз XXX Что страдает Астигматизм Острота зрения снижена и не коррегируется , плохо видят и вблизи и вдали, отсутствие бинокулярного зрения Альбинизм Нарушение светоразличения , нистагм Амблиопия Снижение остроты зрения, нарушение контрастной чувствительности на глазу с высокой остротой зрения, нарушение бинокулярного зрения Атрофия зрительного нерва Снижение остроты зрения, сужение поля зрения до 40-60 градусов 180 – N ( горизонтально) 110 – N (вертикально)
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения Обучение ориентировке в пространстве Все предметы должны быть на постоянных местах Не должно быть острых предметов Комментирующая речь педагога Взрослый сопровождает ребенка со стороны хуже видящего глаза Занятия в одном пространстве комнаты Основные разделы коррекционной работы: обучение ориентировке в пространстве, развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
Коррекционная работы со слепоглухими детьми
Методика «прямой установки» И.А. Соколянского В зависимости от индивидуального уровня развития ребенка особым образом выстраивались взаимодействие и взаимоположение ребенка и взрослого. 1 этап - педагог становится сзади ребенка, руки ребенка накладываются ладонями на тыльную поверхность кистей рук взрослого. В таком положении взрослый действует с предметами, а ребенок пассивно сопровождает его действия движениями своих рук. Ребенок на этом этапе может быть пассивен по отношению к предмету, но должен быть активен в отношении движения рук взрослого.
2 этап - совместные действия активность обучаемого направляется на то, что именно делал взрослый. Ребенок начинает ощупывать руки взрослого и прикасаться к предмету, с которым тот действует. 3 этап - положение рук изменяется: руки взрослого перемещаются сверху рук ребенка. Сначала ребенок продолжает придерживаться руками взрослого, но постепенно руки взрослого как бы ослабевают, становятся более пассивными, а руки ребенка все более активизируются. И наконец, пальцы взрослого «сползают с рук ребенка», но взрослый продолжает стоять и двигаться рядом, чтобы помочь, подхватить и направить действия ребенка.
Алгоритм процедуры «мытьё рук» Дойти до ванной Включить свет Проверить подставку для ног Забраться на нее Включить холодную воду Включить горячую воду, отрегулировать температуру Взять мыло и намылить руки Положить мыло на место Смыть мыло с рук Выключить горячую воду Выключить холодную воду Спуститься с подставки Вытереть руки Повесить полотенце на место Выйти из ванной Выключить свет Закрыть дверь
Календарная система Я. ван Дайка Календарь – ряд коробок, в которых помещены предметы символы будущей деятельности Осмотр коробки Вкладывание в руки символа- предмета будущей деятельности Воспроизведение соответствующего жеста в совместной деятельности Мыло – символ умывания Флажок – символ зарядки ( Круг?) Чашка – символ завтрака ( Чай?) Мешок с игрушками – символ занятия
Содержание коррекционной работы: Формирование базовых учебных действий 1) Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся 2) Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: А) по образцу Б) подражанию В) по инструкции
Формирование базовых учебных действий: 1) Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся 2) Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: А) по образцу Б) подражанию В) по инструкции
Человек Гигиена тела -выполнение отдельных операций при мытье рук: открывание крана намачивание рук намыливание рук мылом растирание намыленных рук смывание мыла с рук закрывание крана вытирание рук полотенцем Туалет - сообщение о желании сходить в туалет («Хочу в туалет») Обращение с одеждой и обувью -узнавание предметов одежды и обуви: куртка шапка брюки свитер ботинки - расстегивание: липучки молнии - застегивание: липучки молнии Прием пищи - использование ложки при приеме пищи
Сенсорное развитие: зрительное восприятие Зрительное восприятие - фиксация взгляда на лице человека - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз - фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева: На уровне глаз Выше уровня глаз Ниже уровня глаз - прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом: по горизонтали (вправо/ влево); по вертикали (вверх/ вниз); по кругу (по/против часовой стрелки); вперед/назад - прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом
Сенсорное развитие: слуховое восприятие Слуховое восприятие - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха: Справа слева - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча: справа слева - локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: справа слева - прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
Сенсорное развитие: кинестетическое восприятие Кинестетическое восприятие - адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: холодный теплый - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре : гладкий шероховатый - адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.): густой жидкий - адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов - адекватная реакция на давление на поверхность тела - адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Восприятие запаха - адекватная реакция на запахи: Продукты питания
Альтернативная и дополнительная коммуникация Коммуникация - установление зрительного контакта с собеседником - реагирование на собственное имя - приветствие собеседника: жестом (пожать руку) словом «Привет» - выражение своих желаний: жестом словом «Дай» предложением «Лена, дай» - выражение просьбы о помощи: жестом словом «Помоги» предложением «Лена, помоги» - выражение согласия: жестом (кивок головы) словом «Да» - выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом «Нет» - прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом «Пока»
Развитие речи Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь - различение по именам: членов семьи других воспитанников СРЦН педагогов - понимание слов, обозначающих предмет: кружка тарелка ложка стул стол шкаф яблоко банан носки куртка футболка брюки шапка ботинки мяч - понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой твой - понимание простых предложений: нераспространенных («Оля ест» и др.) распространенных («Оля ест яблоко» и др.) Экспрессивная речь - называние своего имени - называние имён: членов семьи педагогов
Коррекция поведенческих проблем П Проблема поведения Функ Функция поведения. Способ коррекции. Коррекция неадекватного крика, плача. Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. Коррекция эмоционально-аффективных стереотипий Аутостимуляция . Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка заменяют прослушиванием музыки. Коррекция двигательных (пробежки); сенсорно-двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом) Аутостимуляция . Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (игра с машинкой, мячом, сенсорной панелью).
Мониторинг эффективности
Мониторинг эффективности
Литература: Жигорева , М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ , высш . учеб. заведений / М. В. Жигорева . — М.: Академия, 2006. – 240с. Логопедия. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Эксмо , 2017. – 608с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...