Консультации для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Кузнецова Ирина Викторовна

Данный раздел полезен  специалистам, работающим с дошкольниками снарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателямв уголке природыв уголке природы

Организация дежурства в детском саду для детей с нарушением зрения

Подготовил

учитель-дефектолог

МБДОУ»ЦРР-д/с №3»

Кузнецова  И.В.

Дежурство по столовой

Группы

Действия и оборудование

2-я младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Полная сервировка

Раскладывает столовые приборы:

ложки,

  •  
  •  
  •  
  •  

вилки,

  •  
  •  
  •  

ножи.

  •  
  •  
  •  

Расставляет

хлебницы,

  •  
  •  
  •  
  •  

тарелки,

  •  
  •  
  •  
  •  

чашки с блюдцами,

 

  •  
  •  
  •  

вазочки с салфетками

  •  
  •  
  •  

Расстилает салфетки или скатерти

  •  
  •  

Раздает

второе,

  •  
  •  

третье не жидкое.

  •  
  •  

Убирает посуду после еды на дежурный стол

  •  
  •  

Сметает со стола крошки

  •  
  •  

Выметает пол под столами

  •  
  •  

Нарезает салфетки

  •  
  •  

 Дежурство по подготовке к занятиям

Действия

Группы

Оборудование

Средняя

Старшая

Подготовительная

Раскладывает на конторки

карандаши,

  •  
  •  
  •  

краски, кисти,

  •  
  •  
  •  

Пособия.

  •  
  •  
  •  

Моет

кисти,

  •  
  •  
  •  

банки для воды,

  •  
  •  

розетки для клея,

  •  
  •  

розетки для красок.

  •  
  •  

Убирает в шкаф для пособий

материалы,

  •  
  •  

пособия.

  •  
  •  
  •  

Протирает столы после работы.

  •  
  •  

Готовит все необходимое оборудование для каждого занятия на дежурный стол**

  •  

Убирает материалы и пособия с дежурного стола, на который их собирают все дети за собой.. Приводит оборудование в полный порядок.

  •  

Дежурство в уголке природы

Группы

Объекты и содержание работы

Старшая

Подготовительная

Растения

Поливает комнатные растения.

  •  
  •  

Рыхлит почву.

  •  
  •  

Протирает, сметает пыль с растений.

  •  
  •  

Животные

Моет кормушки.

  •  
  •  

Моет, режет корм для животных.

  •  
  •  

Кормит

Животных

  •  
  •  

Птиц, в том числе зимующих

  •  
  •  

Рыб

  •  
  •  

Выращивает зеленый корм для обитателей уголка природы в группе.

  •  
  •  

Отмечает состояние погоды в календаре природы.

  •  
  •  

Передает дежурство следующим дежурным. Рассказывает о необходимом.

  •  



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта дошкольников с патологией зрения»

Подготовила

учитель-дефектолог

Кузнецова И.В.

Зрительное восприятие-сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интеграцию, категоризацию. С ее помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, форма, величина, их части и детали.

Основной формообразующей структурой объекта является контур. Его восприятие существенно расширяет сферу зрительного опыта, особенно у детей с нарушением зрения. Практический опыт доказал необходимость внедрения в коррекционную деятельность знакомства детей с контуром и различные виды работы с ним.        Для обработки приемов выделения и опознания контура используются следующие этапы:

  1. Обводка прорисованных цветных шаблонов
  2. 2.Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.
  3. 3.Совмещение силуэта с контурным изображением:

А) наложение силуэта на контур

Б) совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения(работа с перфокартами)

Работе рекомендуется начинать с трех объектов, отличающихся по форме

4.Опознание контурных изображений(указывание и называние):

         А) выбор по образцу

         Б) выбор по кратковременной экспозиции образца

         В) выбор по указанию

         Г) выбор по словесному описанию

5. Опознание изображений с неполным контуром

6.Выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля.

Для обогащения зрительного опыта детей необходимо использовать целостные и без одного или двух фрагментов изображения. Они развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение.

        В младшей группе предлагаются для опознания хорошо знакомые объекты, цветные изображения, у которых отсутствует один фрагмент, например лиса без хвоста, чайник без ручки, машина без колеса и др..

        Со средней группы предлагаем контурные изображения, отсутствующие фрагменты которых устанавливаются после более тщательного зрительного анализа, например, лейка без ручки, пила без 2-3 зубьев и др..

Следующим этапом работы является дорисовка изображений по образцу.

Примерные варианты заданий с контурными изображениями и их усложнение в разных возрастных группах

Виды

занятий

Мл. гр.

Ср. гр.

Ст. гр.

Подг. гр

Игры с вкладышами

(соотнесение силуэтного и контурного изображений)

Объекты простые по форме, близкие к геометрическим эталонам

Форма объектов усложняется

Объекты сложной формы

Объекты сложной формы

Обводка объектов по контуру

Обводка объектов по внутреннему контуру

Обводка объектов по внешнему контуру

Обводка по точкам, Обводка через кальку(введение понятия «контур»)

Получение контура объекта путем соединения точек по цифрам

Совмещение силуэтного и контурного изображений

Наложение силуэта на контур

Совмещение силуэтного и контурного изображений способом зрительного соотнесения(работа с перфокартой)

Работа с перфокартой, кол-во объектов увеличивается до 7, усложняется их конфигурация

Количество объектов на перфокарте увеличивается до 10, контурное изображение соотносится с силуэтным

Раскрашиванние контурных изображений

Контур полный, цветной

Контур полный черного цвета

Линии контура тонкие, прерывистые

Дорисовка неполного контура, закрашивание

Заполнение контура методом выкладывания

По образцу

По образцу, по кратковременной экспозиции

Без образца, с добавлением лишних деталей

Заполнение нерасчлененного контурного изображения

Идентификация контурных изображений

Выбор контурного изображения по образцу(выбор из 2-3 объектов). Прямой контраст

Выбор и опознание(узнавание и называние) объекта по кратковременной экспозиции образца из 4-5 контурных изображений. Прямой и обратный контраст

Выбор и опознание из 6-8 контурных изображений по словесному указанию(«Найди изображение утки»,

«Обозначь фишкой») Прямой, обратный и средний контраст

Выбор и опознание из 8-10 контурных изображений по описанию или загадке. Электрифицированные таблицы. Прямой, обратный и слабый контраст.

Опознание объекта по неполному контуру

Соотнесение, узнавание и называние единичных объектов

Предлагаются объекты с более сложной конфигурацией контура, выбор производится из 3-4 объектов

Узнавание объекта по неполному контуру, дорисовка до целого контурного изображения. Выбор производится из 5-7 объектов

Узнавание объекта по неполному контуру, совмещение 2-х контуров, изображенных на прозрачной пленке, до получения целого контурного изображения. Кол-во объектов до 10

Работа с неполным контуром

______________

Дорисовка контура до целого изображения, объекты простые по форме. Нахождение второй половины симметричного объекта способом зрительного соотнесения

Дорисовка контура до целого изображения

Дорисовка контура до целого изображения по клеткам

Получение полного изображения с помощью зеркала

Опознание объекта по объемному контуру на ощупь

Единичные объекты простой формы

Выбор из 2-3 заданных объектов

Выбор заданного объекта из 4-7

Выбор заданного объекта из 8-10

Опознание объекта в разных положениях контура в перцептивном поле по отношению к оси

Контурные изображения располагаются ряд или столбики

4-5 объектов даны с разворотом в 45 градусов

6-7объектов даны с разворотом в 45,90,180 градусов

6-7объектов даны с разворотом в 45,90,180 градусов

Опознание объектов в различных проекциях, позах

Фас и профиль

Фас и профиль, полупрофиль

Объекты расположены с разворотом в 20, 40, 60 градусов

Объекты расположены с разворотом в 20, 40, 60 градусов

Варианты игровых упражнений

«Угадай, чей контур?» (мл.гр.)

Цели: обучение зрительному соотнесению предметных и контурных изображений, развитие прослеживающей функции глаз

Материалы: карта (вверху 4-5 предметных изображений: игрушки, цветы, транспорт; внизу – их контурное изображение), фломастеры

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть карточку и нарисовать разноцветные дорожки от предмета к контуру, назвать предметы.

«У кого такая игрушка?» (ср.гр.)

Цели: обучение соотнесению предметного изображения с контурным. Развитие внимания, расширение зрительного опыта детей

Материалы: картинки с изображением игрушек(неваляшка, ведерко, мяч, воздушный шар), карточки с контурным изображением тех же игрушек

Ход игры: педагог выставляет перед ребенком карточку с контурным изображением игрушки, просит найти среди картинок, разложенных на столе, такой же предмет. Проверка осуществляется способом приложения и наложения.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов.

Подготовила

учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-д/с №3»

Кузнецова И.В.

Игры с мячом для  детей при сходящемся косоглазии

Направление взгляда вверх и вдаль способствует дивергенции, поэтому на занятиях с детьми, страдающими сходящимся косоглазием, подбираются упражнения, связанные с направлением взгляда вверх и вдаль.

1.Подбрасывание и ловля мяча (друг другу)

2.Бросание мяча вверх, ловля самостоятельно (с хлопками)

3.Бросание о стену и ловля отскочившего мяча

4.Передача мяча над головой(в колонне, сидя, стоя)

5. Забрасывание мяча в кольцо

6.Игра с мячом через  сетку

7. Перебрасывание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка

8. Закатывание  мяч на горку, доску или другой возвышенный предмет

9.Метание мяча в цель (подвижную или неподвижную)

10. Сбивание мячом кегли или другого предмета(бросая мяч)

11. Подбрасывание мяча вверх (чей мяч выше подлетит)

12.Ловля шарика (на удочку)

13.Бросание мяча в даль(кто дальше бросит)

14.Бодминтон

15.Бросание мяча через обруч

16.Соревнование «Кто первый принесет мяч» (бросать можно  вверх и вдаль)

Игры с мячом для  детей при расходящемся косоглазии

Направление взгляда вниз и в близь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому упражнения проводятся с направлением взгляда вниз и в близь.

1.Прокатывание мяча в ворота

2.Прокатывание мяча вокруг кеглей, кубов

3.Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо)

4.Скатывание мяча с возвышенности(наклонная горка, доска)

5.Забрасывание мяча в лунку, ведерко (перпендикулярно)

6.Отбивание мяча об пол  со стихами (стоя, прыгая, во время ходьбы)

7.Прокатывание мяча назад (индивидуально и коллективно)

8.Забрасывание мяча в корзину с расстояния

9.Прокатывание мяча вокруг себя (не сдвигаясь с места)

10.Прокатывание мяча во время ходьбы на четвереньках

11.Футбол

12.Прокатывание мяча ногой (на определенное расстояние)

13 «Сбей кеглю» (прокатывание мяча)

14. «Докати мяч до флажка»

15. «Подкати мяч ногами» (сидя на полу)



Предварительный просмотр:

Консультация для музыкального руководителя

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Подготовила

учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-д/с №3»г.Тула

Кузнецова Ирина Викторовна

Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка с нарушением зрения.

        Музыкально-ритмическое воспитание способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей со зрительной патологией. В движениях под музыку дети учатся управлять своим телом, координировать движения рук и ног. Ранняя  коррекция имеющихся у детей недостатков физического развития очень важна, так как является основой для создания условий успешного овладения детьми важнейшими для их жизнедеятельности навыками. В процессе обучения пению дети учатся владеть своим голосом. У них развивается выразительная, интонационно богатая речь.

        Большое значение для компенсации зрительной недостаточности у детей имеет развитие их слухового восприятия. Этому уделяется много внимания в процессе музыкально-ритмического воспитания. Правильно организованное музыкально-ритмическое воспитание детей данной категории, учитывающее особенности их психофизического развития, способствует преодолению имеющихся у детей вторичных отклонений в развитии.

        Специально подобранные музыкальные произведения обогащают представления ребенка с патологией зрения об окружающем мире, наполняющих его объектах и происходящих явлениях. С этой целью, знакомя детей с музыкальным произведением, в основе которого лежит конкретный образ, педагог показывает детям соответствующую игрушку, предмет или картинку. Игрушки используются и в различных музыкально-ритмических упражнениях. Это помогает детям эмоционально воспринимать музыкальные произведения и качественно выполнять разучиваемые упражнения.

        Музыка помогает детям с патологией зрения лучше понять природу, способствует развитию их наблюдательности, представлений о красоте природы. Например, детей учат слышать, выделять в музыкальном произведении звуки, напоминающие различные явления природы (например, звуки дождя, капели, журчание ручейка, шум ветра).

                Одной из задач, решаемых в процессе музыкального воспитания, является формирование представлений детей о мире человеческих чувств, переживаний. Это обогащает личность каждого ребенка, способствует нравственному развитию.

        Таким образом, роль музыкально-ритмического воспитания необычно велика в воспитании полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в подготовке его к дальнейшей жизни, создает хорошую основу для формирования у детей навыков социально-адаптивного поведения.

Коррекционное значение музыкальной непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения.

        Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое значение придается развитию у детей музыкальной восприимчивости, так как это способствует коррекции поведения детей, снятию напряженности, созданию у детей положительного эмоционального настроя.

        Формирование музыкально-ритмической деятельности у детей с нарушением зрения идет от поэтапного показа движений к обучению детей действовать по подражанию. Осуществляется это на основе использования всей анализаторной системы ребенка: нарушенного зрения, слуха, двигательной чувствительности. Речь педагога и самого ребенка имеет огромное значение в регуляции музыкально-двигательной деятельности детей, в создании связи между словом и образом музыкального ритма, движения.

        Решая общие музыкальные задачи или задачи развития ритмических движений, необходимо ставить и коррекционные задачи, решение которых обеспечивает восстановление нарушенных зрительных функций, а также коррекции вторичных отклонений в развитии детей, например, таких как нарушение развития основных движений, ориентировки в пространстве.

        В процессе музыкальной НОД могут проводиться специальные коррекционные игры и упражнения, в которых укрепляются мышцы глаз, развиваются прослеживающие функции глаз, развивается бинокулярное зрение: игры и упражнения направленные на обучение детей ориентировке в пространстве, развитие полисенсорного восприятия пространства. Много внимания должно уделяться развитию у детей координированности рук и ног, так как при зрительной патологии эта двигательная функция нарушена. Рекомендуется широкое использование  различных атрибутов, игрушек.

Методика проведения музыкальной непосредственно образовательной деятельности в детском саду для детей с нарушением зрения.

        Методика проведения и содержания музыкальной НОД отличается от той, которая применяется в массовом детском саду. Так, разучиваемые упражнения следует показывать детям с близкого расстояния, детям с очень низкой остротой зрения надо повторить показ неоднократно: если этого недостаточно для успешного его выполнения ребенком, применяют совместное выполнение. Воспитатель принимает активное участие в процессе музыкальной НОД, помогает детям правильно выполнять ритмические и музыкальные движения. Так, для лучшего усвоения ребенком ритма движения, воспитатель, взяв ребенка за руку, движется вместе с ним.

        Специфичность проведения НОД с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается также и в том, что музыкальный руководитель использует подробные словесные объяснения разучиваемых движений, чаще обращается к чувственному восприятию детей, связывая их с воспринимаемой музыкой. У детей формируют музыкальные образы, опирающиеся на конкретные явления окружающей действительности, связанные с конкретными предметами и действиями, знакомыми детям.

        Особенностью музыкальной НОД в детском саду для детей со зрительной патологией является то, что они проводятся с максимальным использованием разнообразной атрибутики: лент, мячей, обручей, султанчиков, искусственных цветов, флажков, платочков.

        При разучивании песен или движений, при знакомстве с музыкальными произведениями необходимо использовать красивые яркие дидактические игрушки, крупный иллюстрационный материал, демонстрационные картины.

        В процессе музыкальной НОД детей учат выполнять движения подражательного характера. Для этого используют:

  • показ характерных поз музыкальным руководителем, воспитателем по ритмике, ребенком.
  • демонстрация характерных поз с использованием дидактических игрушек (большая кукла, медведь, заяц).
  • использование крупных иллюстраций с изображением характерных поз.

        Детям предлагают внимательно рассмотреть предлагаемую позу, затем звучит музыкальная характеристика персонажа или изображение позы. Ребенок повторяет движение соответственно образцу. Таким образом, формируются зрительно-двигательные-слуховые связи.

        Используется также прием обыгрывания игрушек под определенную музыку, отгадывание мелодии музыкального произведения по иллюстрациям. Все новые предметы, игрушки, иллюстрации, которые педагог использует на своих занятиях, предварительно даются в группу, где рассматриваются и обыгрываются детьми под руководством воспитателя. Полученные детьми в процессе музыкальной НОД знания и умения закрепляются в повседневной жизни, в играх детей на прогулке.

        Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у дошкольников со зрительной патологией, необходимо уделять некоторое время обучению детей перестроениям в колонну, в пары, в круг, учить свободно передвигаться по залу в различных направлениях; делать различные перестроения. Подобные упражнения следует проводить с постепенным усложнением, учитывая возраст и зрительно-двигательные возможности детей.

        Большое значение для компенсации зрительной недостаточности имеет формирование у детей чувства ритма. Детей следует учить передавать ритм хлопками, топаньем, ударами в барабан, бубен, с помощью металлофона, погремушек, колокольчиков, ложек, трещоток и т.д. начинать следует с обучения детей передачи простейших ритмических рисунков, постепенно их усложняя.

        С детьми, испытывающими трудности овладения музыкально-ритмическими движениями и восприятия музыки, проводят индивидуальные занятия, на которых отрабатывают наиболее трудные для детей элементы музыкальных упражнений.

           Музыкальный руководитель поддерживают тесный контакт с тифлопедагогом, который помогает подобрать для занятий коррекционные упражнения, игры с учетом зрительных и двигательных возможностей детей.

        



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игры и упражнения, направленные на

развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения»

Подготовила

 учитель-дефектолог

МБДОУ «ЦРР-д/с №3»

Кузнецова И.В.

Игры  на формирование ориентировки "на себе"

"Солнышко"  

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                            

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино.  Буратино будет показывать  движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

"Контролер"

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми  парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными  - в правый.

Игры  на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

"Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Дорога в школу".

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает  где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее,  в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

"Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Оборудование: -

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры  на ориентировку в пространстве

с точкой отсчета "от себя" и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Оборудование: -

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: -

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры  на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.        

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на  ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно  дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни),  запомнить  свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры  на ориентировку в микропространстве

"Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.                                                              

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".              

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.                                  

"Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

"Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.        

 Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком.   Теперь ребенок  задает  направление   движения, а педагог выполняет это задание. Буквы  можно  менять                                                        в зависимости от загаданного слова.                                                                                                                                                                                      

 "Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости,  формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

"Стрелоплан"

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие "Стрелоплан".

Содержание: детям прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

"Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры  на  ориентировку с помощью схем

и планов маршрута, планов пространства

"Адресное бюро"                      

Цель: учить ориентироваться на карте города,  располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.                                                      

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети  по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

 "Астрономы"         

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование:фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.        

Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом

"Где Маша?"

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план                

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....