Картотека игр на развитие дивергентного мышления: способности к детализации.
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Елена Васильевна Краснова

Игры для дошкольников на развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_detalizatsii._otv_krasnova_e.v.docx364.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека игр

 на развитие дивергентного мышления: способности к детализации

                                  Подготовила:

                                                             педагог-психолог  Краснова Е.В.

Игры для дошкольников на развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Игра «Художник в зоопарке»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.

Игра «Незаконченный сюжет»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создания  целостного предмета или сюжета.

Игра «Придумай животное»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

Творческое упражнение «Что за птица?»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

- Какой характер у той или иной птицы?

- С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

- Кто враги?

- О чем она поет?

- Из чего и как строит гнездышко?

- Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Цель: Способствовать развитию у детей дивергентного мышления. Развивать у детей способность к детализации: учить конкретизировать (оживлять) изображения.

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Игра «Художник»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Игра «Фантазёры»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Игра «Что сейчас и что потом»

Цель: развитие способности к детализации.

Инструкция: покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Игра «Рисунок в несколько рук»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.

Игра «Расскажи, что ты видишь»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Игра «Шкатулка со сказками»

Цель: Развитие способности к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку.

Задания на развитие способности к детализации.

Задание 1.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Задание 2.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.

Представь, что твой велосипед (как вариант: Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Задание 3.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Задание 4.

Цель: развитие творческого воображения.

Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем

каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.

Задание 5.

Цель: развитие сенсомоторной и познавательной сфер, развитие воображения

Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся

на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».

Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:

- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или

шершавую; круглую или квадратную?

- Какого цвета твоя «рыбка»?

- Она тяжелая или легкая?

- Теплая или холодная?

- В каком море она плавала?

- Кто были ее друзья?

- Как она попала в нашу речку?  и т.п.

После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок на ощупь ищет свою рыбку (если не получится на ощупь, то с открытыми глазами).

Задание 6.

Цель: развитие творчества на примере конструирования

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние

снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.

Задание 7.

Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.

Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т.п.)

Задание 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Детям предлагается посмотреть на облачко (как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Игра  «Превращение»

Цель: активация в ребенке  творческого потенциала, создание позитивных образов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям превратить каждый кружок (треугольник) в какое-нибудь интересное, необычное изображение: «Постарайся придумать что-то такое, его бы никто ругой придумать не смог».

G:\ДЕТАЛИЗАЦИЯ\1.jpg

Игра «Нарисуй целое»

Цель: развитие творческого  воображения.

Ход игры. Взрослый раздает карточки с разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит снова найти свою картинку и снова нарисовать.

G:\ДЕТАЛИЗАЦИЯ\img12.jpg

Упражнение «Что было, что будет»

Цель: развитие воображения, поиск причин возникновения тех или иных ситуаций.

Ход.  Взрослый показывает ребенку любую сюжетную картинку. Предлагает рассказать , что сейчас происходит, а затем пофантазировать, что было до этого сюжета и как дальше будут развиваться события.

G:\ДЕТАЛИЗАЦИЯ\03labp66f1292519400.jpg

Упражнение «Танцы»

Цель: развитие творческого воображения в движении

Ход игры: Для танцев потребуется специально подобранная музыка. Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать». Включается музыка. Воспитатель дает детям различные задания:

 Сейчас мы танцуем очень весело, мы веселимся.
 А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.
 А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые, злые.
 Злость прошла, и мы танцуем радостно.
 А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и  взлетаем вслед за ним.
 А теперь мы танцуем свободно и легко.
 А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
 А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.
 Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.

Игра «Друдлы»

Цель: развитие креативного мышления.

Предложить ребенку додумать или дорисовать картинку. 

Вариант 1.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a33/0004b19a-3924e695/img13.jpg

Вариант 2.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_575dcdbbb1257/img19.jpg

Игра «Удивительная ладонь»

Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbc4d0cd1913/965816_1.jpeg                                         https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbc4d0cd1913/965816_2.jpeg

Игра «Поможем художнику»

Цель: развитие способности к детализации, развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины».

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант.

Игра «Чего на свете не бывает?»

Цель: развитие способности к детализации,  развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Ход игры:

Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста»

Формирование дивергентного, креативного мышления у детей – одна из важных и актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решени...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто не...

Игры на развитие дивергентного мышления для старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для воспитателей родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста....

Игры на развитие дивергентного мышления для детей средней группы

Картотека игр для воспитателей и родителей, направленных на развитие дивергентного мышления детей средней группы детского сада....

«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...