Коррекционная и профилактическая работа с детьми с нарушением зрения в старшей группе.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем мире. 80% окружающей информации ребёнок получает через зрение. Нарушение зрительных функций приводит к снижению точности и скорости восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_v_starshey_gruppe.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная и профилактическая работа с детьми с нарушением зрения в старшей группе.
Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить её. Зрительное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем мире. 80% окружающей информации ребёнок получает через зрение.
Нарушение зрительных функций приводит к снижению точности и скорости восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В работе с детьми, имеющими нарушение зрения большое значение, имеет и профилактическая работа.
Офтальмологи рекомендуют, цветовое разрешение в зеленых, желтых, оранжевых тонах.
На занятии детей надо рассаживать сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
Дети со сходящимся косоглазии работают на вертикальной поверхности, а дети с расходящимся на горизонтальной.
Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные.
При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.
Таким образом, профилактическая коррекционная работа с детьми, имеющих дефект зрения способствует тому, что к концу пребывания в детском саду дети усваивают сенсорные эталоны: цвет, форма, величина; научатся ориентироваться в пространстве, что поможет им успешно обучаться в массовой школе.
1) Игры и упражнения на активизацию зрительного восприятия и внимания.
- Игры с «волшебным» фонариком (на прослеживание в каком углу он зажегся; сколько раз; какого цвета);
- Зрительный поиск фигур, отличающихся сначала по 1 признаку, затем по 2, 3 и т.д. (игры «Найди такой же по цвету предмет», «Найди предмет одинаковой формы и цвета», «Найди предмет такой же формы, цвета, размера» и др.).
Дети учатся сами выделять из разнообразной группы предметов объекты, объединенные общими признаками. Задачи, поставленные в таких играх, требуют распределение зрительного внимания и детального анализа объектов;
- Использование «зашумленных картинок» – ребенок находит спрятанные изображения (листы можно поместить в файлы и по ним ребенок может вести пальцем или палочкой, фломастером);
- Упражнения с активизацией предметной деятельности: «Построй такой же домик, как на схеме», «Выложи так же, как на образце». Усложнение: показать схему или образец на несколько секунд, затем убрать; ребенок воспроизводит;
- В конце каждого занятия включать игровые моменты. Например, «Чудесный мешочек» – ребенку еще раз дают те предметы, которые он обследовал в начале занятия – определить предметы на ощупь;
2) На развитие объема зрительного восприятия и внимания:
- Предложить ребенку набор предметов (от 3 до 10). В течение 3-4 секунд ребенок рассматривает набор, а затем в другом наборе предметов находит те, предметы, которые были в первоначальном наборе. При этом лучше, чтобы ребенок сопровождал свой выбор словами, смог обосновать его;
- Игра «Найди одинаковые предметы».
Описание игры: в конце занятия можно раздать листы с разнообразными изображениями предметов, как только ребенок увидит заданную фигуру, которую нужно найти в каждой строке – обводит ее или закрашивает, или штрихует.
- Игры «Какого предмета в ряду не хватает?», «Что изменилось?», «Найди 6 отличий», «Найди 5 отличий, которые допустил художник».
3) Игры на развитие произвольного внимания:
- Например, «Самый зоркий». (Описание игры: для игры берется набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты. Детям на несколько секунд под счет «Раз, два, три – внимательно смотри» показывается та или иная картинка. Затем ее прячут и ребенку следует быстро отыскать ее среди 4-5 других);
- Игра «Что лежит в волшебном мешочке?». Задание: внимательно посмотреть на игрушки и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1, 2 или 3 игрушки в мешочек. (Дети по команде воспитателя открывают глаза и перечисляют спрятанные игрушки);
- Игры без вспомогательных образцов – эталонов: «Найди одинаковых гномов», «Найди одинаковые варежки», «Найди футболистов в одинаковой форме» и т.п.
Для обогащения зрительного восприятия на занятиях по математике можно задействовать и другие сенсорные процессы (в частности – осязательное восприятие).
Обследование любого предмета или изображения проводить двумя руками. Обе руки
при этом должны действовать синхронно, а их функции распределяются таким образом: правая рука – поисковая, левая – контролирующая. Например, на определение формы геометрических фигур: левая рука может фиксировать начальный пункт обследования предмета, правая – проводит по всему предмету, последовательно выделяя все его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, т.е. соединяется с левой рукой.
При обследовании объемных геометрических фигур (шар, конус, цилиндр) следует сначала обращать внимание на форму этих предметов, а затем – на размер (у плоскостных – сначала на размер, затем на форму).
Коррекционное обследование сложных фигур животных начинать с головы, затем переходить к туловищу и остальным деталям. Например, игра на занятии «Сосчитай всех зверей на поляне» (с открытыми и закрытыми глазами).
Восприятие (при ознакомлении на занятиях с новыми и малознакомыми объектами) должно сопровождаться подробной инструкцией педагога, словесным объяснением, в котором характеризуя выделенные признаки, педагог излагает или напоминает способ осязательного обследования. Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, то воспитатель может взять его руки в свои и проделать работу совместно с ребенком.
Когда процесс осязательного обследования станет более автоматизированным, воспитатель может называть только части предмета, подлежащие более детальному изучению.
Учитывая связь зрительного восприятия с развитием мелкой моторики руки, рекомендуется для развития мелкой моторики применять разнообразные игровые приемы:
- Например, посчитать, сколько бусинок в бусах для Барби (обводя их по контуру пальцами), определить, из каких геометрических фигур они сделаны, и определить фактуру их поверхности; перерисовать на лист бумаги все бусинки – геометрические фигуры;
- Использовать разные прописи (со штриховкой изображения, дорисовкой, обведением по контуру);
- Использовать отдельные упражнения (соединение по точкам; вырезывание нарисованных фигур; обрывание по уже обколотому контуру);
- Использовать на занятиях нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, сочетая их с разными заданиями. Например, пальцевую технику – для рисования геометрических фигур, разукрашивания внутри контура, для ориентировки на микроплоскости (математический диктант: указательным пальцем нарисовать в верхнем левом углу треугольник, в нижнем левом углу – квадрат, в верхнем правом углу – круг, в нижнем левом углу – прямоугольник, в центре – круг и соединить все эти фигуры между собой линией (предположим, волнистой);
- Использовать приемы лепки (например, вылепить 5 шаров и найти цифру, обозначающую количество этих предметов на числовой ленте).
- Рекомендуется при ознакомлении с цифрами и в дальнейшей работе использовать художественное слово (стихи, загадки, поговорки, пословицы), занимательные моменты.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет более эффективно развиваться зрительное восприятие, будут формироваться познавательные способности, что в дальнейшем послужит основой успешного формирования предпосылок будущей учебной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.
РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения в старшей группе по формированию предметных представлений . Тема «Собираемся в гости к бабушке» (Одежда)
1.Закреплять знания о сезонной одежде (зимняя одежда, летняя одежда); развивать умение вычленять среди множества одежд зимнюю одежду и летнюю одежду.2.Развивать умение узнавать одежду в разной модальн...
Собрание - практику в подготовительной специализированной группе "Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения"
Родителям наглядно показанно, как правильно проводить зрительную гимнастику, её разновидности( с предметами, по словесному указанию, с использованием световой указки, в стихотворной форме).Упражнялись...
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы
цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...