Знакомство с технологией фасилитации.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Смысл фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasilitatsiya_1.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение. Встреча №1.
Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с понятием технологии фасилитации.
Почему возникла такая необходимость. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДУ выделяет сотрудничество ДУ с семьей.
В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы выделены компетенции педагога, необходимые для социального развития воспитанников, в том числе умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Необходимо вернуть семье ее роль в воспитании детей, помочь современным родителям, нередко думающим, что дошкольное учреждение должно и обязано решать за них все задачи проблемы воспитания их ребенка.
Решение этих задач возможно лишь при правильно организованной системы взаимодействия на основе идеи общественного договора и социального партнерства.
Все это требует наличия от педагогов качеств, позволяющих поддерживать конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Педагогам необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.
К сожалению, современные педагоги нередко используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач взаимодействие с семьей: просвещение, контроль действий родителей, указание на их ошибки, недостатки воспитания. Подобное отношение часто вызывает активное сопротивление.
Не находя контакта с семьями воспитатели берут на себя все больший объем работы, что в воспитании детей не всегда является эффективным.
Новая философия взаимодействия с семьей позволяет решить эти задачи. Ее суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого родителя, стимулирующего других субъектов.
Наша задача - педагогическое просвещение родителей, но не с помощью длинных и нудных лекций, а с помощью АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, которые связаны с переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. Результатом этого является новый статус участника образовательного процесса как заинтересованного лица.
( Мозговой штурм, круглые столы, игры, тренинги и т. д.)
1.Упражнение «Подари улыбку соседу справа».
Цель: снятие эмоционального напряжения, установление положительного фона.
2.Мини-лекция « Технология фасилитация».
Фасилитация (производное от англ. Глагола facilitate) –облегчать, помогать, способствовать.
Фасилитация как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.
Фасилитация как результат-зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).
Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка.
Традиционным базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.
Безусловно, воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни.
В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО ориентированы на раскрытие перед родителями (педагогами) дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений, навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности.
Смысл фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.
Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками. и т.д.
Задача фасилитации-решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных конфликтных ситуаций.
Итог фасилитации - это организованные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.
Функции фасилитации-стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.
Формы фасилитации-взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.
Технологии фасилитации-это различные процедуры, в процессе которых участники делат определенные выводы.
Установки фасилитации-принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость, конгруэнтность.
3.Презентация.
4.Игра «Север».
Закройте глаза и укажите направление севера. Обсуждение.
Наглядный пример того, что мы все движемся в одном направлении, но часто не достигаем цели.
5.Проблемная ситуация.
Цель: в ходе обсуждений выбрать наиболее оптимальные решения проблемной ситуации для всех участников образовательного процесса.
1 группа обсуждает: Аню всегда приводят в детский сад после завтрака, мама требует, чтобы ее ребенка покормили, дома они не успевают позавтракать. Часто приходят во время занятия, что нарушает образовательный процесс.
2 группа обсуждает: Андрюша новый мальчик в группе. Регулярно обижает других детей, дерется, отбирает игрушки, если воспитатель делает ему замечание, начинает истерику, падает на пол, кричит.
6.Упражнение « Общение с родителем это…»
Цель: обобщать знания, полученные в ходе работы с родителями.
1 группа перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».
2 группа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова - «родителем».
7.Подведение итогов, обсуждение полученных знаний ,выражение собственных чувств и эмоций, полученных в процессе совместной работы.
ВСТРЕЧА №1.
«Знакомство с понятием фасилитации»
Дата:06.10.2015г.
Ведущий: Палей О.Я. педагог-психолог.
Цель: знакомство с понятием «технология фасилитации».
Задачи:
- повышение профессионального уровня педагогов;
- выбор и обсуждение новых методов в работе педагога со всеми субъектами образования, для успешной и продуктивной деятельности ДОУ;
- сплочение коллектива.
1.Игра – приветствие.
2.Мини-лекция на тему «Технология фасилитации».
3.Презентация на тему «Технология фасилитации».
4. Упражнение «Север».
5.Упражнение «Проблемная ситуация».
6.Упражнение «Общение с родителями это…»
7.Рефлексия.
Используемая литература: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014,№4.; Г.Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг»; Ю.В.Атемаскина, Л.Г.Богославцев «Современные педагогические технологии в ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»
Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи....
Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ
Хорошо раскрыто само понятие фасилитации. Выделены основные виды данной технологии, которые можно использовать на родительских собраниях. Последовательно расписаны, как роли так и сам ход меропри...
Оптимизация процесса взаимодействия педагога с детьми и родителями, посредством использования в работе технологий фасилитации.
В этом материале я делюсь своим опытом в работе с детьми и родителями, с использованием технологий фасилитации....
Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.
Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями «Родительские собрания в ДОУ с использованием технологии фасилитации». (Wor...
Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьей в ДОУ
Работа с семьей в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздейст...
Консультация с использованием технологии фасилитации «Как справится с детскими капризами?»
Консультация для педагогов...
Использование технологий фасилитации, как форма взаимодействия с родителями
отчет по теме самообразования. Технология фасилитации при работе с родителями...