Детско-родительский проект «Учусь играЯ»
проект по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско - родительский проект "Учусь играЯ" | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 218 компенсирующего вида»
660005, город Красноярск, ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30
Номинация: Лучший образовательный проект
Детско-родительский проект «Учусь играЯ»
Сроки выполнения проекта: 2018 - 2020гг.
Красноярск
2019 г.
Аннотация:
Данный проект представлен как одна из форм взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Плодотворные результаты в коррекционной деятельности невозможны без сближения двух важных социальных институтов семьи и детского сада. Существует проблема нехватки информации для родителей о содержании коррекционной деятельности и понимания ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста нуждаются в специально организованной коррекционной деятельности в игровой форме и подбором специализированного демонстрационного материала. От уровня овладения игровых навыков зависит результат и качество продуктивно-творческой, познавательной, трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Авторы-разработчики:
Петина Марина Владимировна - заместитель заведующего по УВР МБДОУ №218 тел:
Говядинкина Ирина Александровна - учитель–дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ №218 тел:
Тухто Ирина Анатольевна – воспитатель МБДОУ № 218 тел:
Пятибратова Ирина Павловна – воспитатель МБДОУ № 218 тел:
Суть рассматриваемых вопросов
Дети дошкольного возраста нуждаются в организованной образовательной деятельности по формированию пространственных представлений. От уровня сформированности пространственных представлений зависит результат и качество продуктивно-творческой, познавательной, трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Предназначение данной методической разработки
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей общеобразовательных и компенсирующих групп, а также узких специалистов ДОУ в рамках инклюзивного образования.
Источник практического опыта, положенного в основу разработки
Учение о взаимодействии общего и специфического в формировании пространственных представлений (Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева)
Положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С.Выгодский)
Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической разработки: данная методическая разработка с заявленной целью может видоизменяться от поставленных задач и использоваться в образовательных областях в других формах детской деятельности.
Образовательные области:
«Познавательное развитие» - клубный час, игра-путешествие;
«Физическое развитие» - совместный с родителями спортивный досуг;
«Социально-коммуникативное развитие»- квест;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность;
«Речевое развитие»- досуговая деятельность.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст рассматриваемся, как сенситивный период для развития всех компонентов пространственных представлений. Актуальность и универсальность предлагаемого конспекта «Добудем пирог для Карлсона», в том, что он может быть использован в работе со здоровыми детьми, а также в коррекционной работе с детьми со специфическими образовательными потребностями в рамах инклюзивного образования, что является обязательным требованием к дошкольному образованию при реализации ФГОС ДО.
Данная методическая разработка с точки зрения реализации ФГОС ДО способствует поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности, дает возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности общения. Конспект образовательной деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Настоящая методическая разработка может быть полезна воспитателям общеобразовательных и компенсирующих групп, а также узким специалистам ДОУ в работе с детьми по формированию пространственных представлений, в связи с недостаточностью разработанных методических пособий по данной теме.
Новизна и особенность предлагаемой разработки в сравнении с другими, в том, что игровое действие с детьми происходит на всей территории детского сада, а не ограниченно помещением групповой комнаты.
Структура занятия мобильна и трансформируема, позволяет каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность: в ходе мероприятия дети исходя из собственной мотивации, могут изменять очередность игровых заданий. При этом педагогическая цель занятия будет достигнута.
Еще одна особенность, конспект является полифункциональным: изменяя образовательные задачи конспекта, появляется возможность преобразования из непосредственной образовательной деятельности в деятельности разных видов и культурных практик (например, заменив развивающую задачу, на задачу физкультурной направленности, мы преобразуем занятие в игру-соревнование).
Цель: Активизация интереса и желание детей старшего дошкольного возраста исследовать территорию детского сада, используя пространственные модели.
Задачи:
- Формировать у детей понимание соотношения месторасположения зданий, малых форм, дорог, тротуаров на территории ДОУ с пространственными моделями;
- Побуждать детей словесно обозначать направления, начерченные на пространственных моделях;
- Стимулировать детскую инициативу, самостоятельность в процессе продуктивного взаимодействия детей друг с другом, предлагая проблемные ситуации, проблемные вопросы.
Образовательные области: (интеграция образовательных областей): «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Предварительная работа: Совместно с детьми изготовление макета ДОУ. Работа с пространственными моделями, отображающими территорию групповой комнаты и здания ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда: оформление игровой зоны тремя гелиевыми шарами, пространственной моделью с вложением записки. Накрытые обеденные столы, где по центру выставлено большое блюдо для пирога.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Используемое оборудование, материалы: белое большое блюдо, три гелиевых шарика, записка от Карлсона, пространственная модель макет - ДОУ, схемы – маршруты территории ДОУ в различных вариантах – 5 штук на обороте цифры от 1 до 5, стрелки пяти цветов, фото здания ДОУ разделённого на 5 частей.
Среда взаимодействия "взрослый-ребенок": внеситуативно-личностное общение, совместная познавательно - исследовательская и творческая деятельность.
Среда взаимодействия "ребенок-ребенок": деятельность в группе, в парах, в микрогруппах.
Среда отношения к миру, другим людям, к себе: выражает свои эмоции и чувства, анализирует, принимает решения, планирует.
Планируемый результат: дети с интересом исследуют территорию детского сада, легко ориентируются по заданному маршруту, используя пространственные модели.
Примерный ход деятельности
1 часть Мотивационно-побудительный этап в групповой комнате.
Педагог вводит детей в игровую комнату, где накрыты обеденные столы, а по центру выставлено большое круглое блюдо. Педагог переводит взгляд на оформленную гелиевыми шарами игровую зону, там же выставлен макет детского сада с вложенной запиской.
Педагог выжидает реакцию детей. Дети первые находят макет, обсуждают между собой, что это за здание на макете.
Педагог: Ребята, что это (удивленно, указывая на макет)? Макет чего? Как же вы решили, что это макет нашего детского сада? (педагог выслушивает ответы детей).
Основной этап
Педагог мотивирует детей на описательный рассказ и сравнительный анализ, с опорой на пространственную модель (макет детского сада) и представления детей о здании ДОУ. (Здание двухэтажное, серого цвета, три входа, один из них центральный, 10 веранд с прогулочными участками, тропинки, приусадебный участок, физкультурная площадка, с большим количеством белых окон и т.д.)
Один из воспитанников на макете находит записку и обращается к умеющему читать ребёнку или к педагогу за помощью в прочтении.
Педагог читает записку: «Привет, малыши! Сегодня я летал над вашим садиком и фотографировал его! Я понял, что он у вас самый красивый! С деревьями, горками, квадратным бассейном по центру, а уж сколько у вас игровых участков! Но пока я летал, очень проголодался. Мотор мой заглох, и мне пора бы подкрепиться. А ваш повар пообещал меня угостить пирогом с повидлом, только если я подарю ему фотографию вашего детского сада. Мотор мой не запускается, да и сил уже нет! (печально) Сижу на крыше и ничего не могу сделать. Можете мне помочь? Пожалуйста!
Педагог обращается к детям: Ребята, вы поможете Карлсону? (ответы детей)
Педагог дочитывает записку: Оставляю вам шарики. Вы скорей, скорей летите, фото сада соберите!
Педагог удивляется и ждет, когда кто-нибудь из детей выскажет, что на шариках, мы долететь не сможем.
Педагог: Тогда что же мы будем делать? Раз вы решили помочь Карлсону, нужно что-нибудь придумать. Как же мы сфотографируем детский сад? (выслушивает варианты ответов)
Воспитатель выслушивает мнения детей и подводит итог: из окна мы сможем сфотографировать только территорию детского сада, а самого здания видно не будет. Дети предлагают выйти на улицу.
2 часть на территории детского сада.
Педагог с детьми выходит на улицу через центральный вход. У входа на асфальте лежат пять стрелок (желтого, красного, синего, зелёного, оранжевого) цветов, направленных в разные стороны в веерном порядке. На конце стрелок выложены карточки с цифрами по порядку от 1 до 5.
Педагог: Ой, какие яркие стрелки! Сколько их много! Как вы думаете, для чего же они?
Дети осматривают стрелки и берут в руки карточки с цифрами, на обороте которых изображена схема маршрута. Один из воспитанников замечает это.
Педагог: Почему стрелки разного цвета? И что это за цифры? А уж не Карлсон ли это подготовил для нас испытание? Ну что же мы с вами с этими маршрутами будем делать?
Педагог выслушивает мнения детей, при этом сам берет в руки одну из схем и пытается её прочитать. Дети подсказывают, что можно по стрелочкам указанным на схемах дойти до конечного пути.
Педагог: Что же Карлсон хотел нам подсказать этими схемами? Он же просил просто сфотографировать детский сад? Мы с вами отправимся по маршрутам?
Дети выбирают как они пойдут по пяти маршрутам и какой маршрут будет первый.
Педагог: Это вы здорово придумали, что мы отправимся с первого маршрута все вместе, ведь вместе будет проще разгадывать выдумки Карлсона.
Один из воспитанников, в чьих руках находится схема № 1, выполняет роль проводника.
Педагог произносит имя воспитанника – проводника и просит проговаривать направления движения по заданной схеме, чтобы остальные дети не сбились с пути.
Педагог: Ну, вот и конец первого маршрута, для чего же мы пришли на ваш прогулочный участок?
Дети обегают территорию прогулочного участки и находят подвешенный к веранде один из элементов фото детского сада. Выясняют, что изображено на фото.
Ребята, что же это? (педагог выслушивает предположения детей). Я бы сама не догадалась, что это часть фотографии детского сада! Ай да Карлсон, ай да выдумщик. Но ведь это не целое фото Детского сада, о котором нас просил Карлсон. (выдерживает паузу, тем самым активизируя детей на рассуждения. Дети предлагают пройти по маршруту № 2).
Педагог вместе с детьми возвращаются на исходную позицию к центральному крыльцу.
Педагог: Ну, а сейчас по какому маршруту пойдем? Дети выбирают маршрут. Один из воспитанников берёт на себя роль проводника и оречевляет направление передвижения.
Группа детей совместно с воспитателем подходят к бассейну. Сбоку борта бассейна один из воспитанников находит прикреплённую вторую часть фотографии детского сада. Дети рассматривают фото и определяют, какая часть здания изображена на этом элементе.
Мне уже не терпится узнать, куда же приведут нас следующие схемы. А вам? Тогда – за дело!
Педагог с детьми отправляется на исходную. Дети выбирают маршрут и проводника. Проводник проговаривает направления движения по схеме и приводит группу детей к дереву на приусадебном участке. Дети ищут элемент фото.
Педагог: Какие же вы молодцы! Настоящие следопыты! Сколько уже элементов мы нашли? Не устали? Отправимся дальше?
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети выбирают маршрут и проводника. Проводник ведёт группу по схеме и проговаривает повороты и ориентиры. Группа детей подходят к физкультурному участку. Дети ищут элемент фото. Четвёртый элемент фото прикреплен к шведской стенке. Дети обсуждают и оречевляют сходство здания на фото и реального здания ДОУ.
Педагог: (устало) Ребята, а сколько маршрутов нам осталось пройти? (удивленно и радостно) Всего один! Ну, тогда скорее, не терпится найти последнюю картинку!
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети выбирают проводника и отправляются по последнему маршруту. Проводник ведёт группу по схеме и проговаривает повороты и ориентиры. Группа детей подходит к центральной клумбе. Дети ищут элемент фото. Под камнем находят пятый – последний элемент фото.
Педагог: Ну что ж ребята, все маршруты пройдены? Что же дальше делать с этими фотографиями? (Выдерживается пауза, пока один из воспитанников не догадается собрать пять элементов в одну единую картинку). Карлсон наверное проголодался, да и у нас подходит время обеда.
А Что же нужно сделать с этой фотографией? Для чего она нужна Карлсону? (ответы детей по воспоминаниям послания – записки от Карлсона).
Педагог: действительно! Нам нужно отнести фотографию садика нашему повару и обменять на пирог с повидлом.
Дети совместно с педагогом составляют в рамку 5 элементов фото и получают целое изображение здания детского сада.
Рефлексивный этап
Педагог: Как же здорово, что у нас были такие внимательные проводники и поисковики. Мы нашли все пять элементов! (радостно восклицает педагог) Мы помогли Карлсону? Как мы это сделали? (педагог выслушивает эмоциональные высказывания детей).
Педагог: Ну, кто пойдёт к повару?
Дети выбирают того, кто понесёт на кухню фотографию детского сада в рамке и обменяет её на пирог с повидлом. Воспитатель выслушивает предложения детей, поощряет и поддерживает детскую инициативу, при необходимости принимает просьбу помощи от воспитанников.
Повар выдает детям пирог и просит сначала пообедать, а пирог оставить на десерт. Дети несут пирог в группу и выкладывают на большое блюдо в центре обеденного стола, переключаются на другой режимный момент: переодевание, мытьё рук и обед с последующим десертом. Угощение для Карлсона остаётся на блюде и во время сон часа убирается с заменой на записку «Спасибо за помощь! Пирог был очень вкусный! До скорых встреч».
Содержание методической разработки
Титульный лист……………………………………………………….1
Аннотация…….……………………………………………………….2
Пояснительная записка……………………………………………….3
Примерный ход деятельности……………………………………….5
Содержание……………………………………………………………9
Список рекомендуемой литературы…………………………………9
Приложение № 1 фото ДОУ из 5 элементов..……………………..10
Приложение № 2 фото пространственной модели ДОУ………....11
Приложение № 3 маршрут 1 …………………..…………………..12
Приложение № 4 маршрут 2.…………………………………........14
Приложение № 5 маршрут 3 ……..………………………………..16
Приложение № 6 маршрут 4 …………………………………..…..18
Приложение № 7 маршрут 5……………………………………..…20
Список рекомендуемой литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966. № 6.
4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов "Семейный калейдоскоп". Номинация "Лето в Мурманске"
Проект "Активный отдых". Актуальность, цель, задачи, этапы работы, выступления участников проекта.Результат : фоторепортаж, слайд-шоу "Активный отдых летом в Мурманске".Итог : сертификат в номинации "...
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"
В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....
Детско-родительский проект "Учимся, играя!"
Педагогический, краткосрочный проект. Цель: развивать речь детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями по совершенствованию фонематических представлений....
Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...
Проект "Учимся - играя, играя - познаем"
Проек длительностью 5 месяцев с детьми второй группы раннего возраста....