Отчёт из опыта работы. Использование интерактивных игр в работе с детьми ОВЗ по развитию речи
материал по коррекционной педагогике

Колобова Альбина Юрьевна

Отчёт из опыта работы

Использование интерактивных игр в работе с детьми ОВЗ по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

Использование интерактивных игр в работе с детьми ОВЗ по развитию речи

СТРЕЖЕВОЙ

2019 г.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т.е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Практика же свидетельствует об увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития, представленные на слайде.

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2.Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудования и интерактивных игр.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Но многие ДОУ еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры.

Интерактивные игры вызывают у детей:

• познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают мелкую моторику, координацию;

• развивают двигательную память;

• повышают работоспособность головного мозга;

• готовят руку к письму.

В целях повышения интереса детей к речевой активности нужно вести работу по созданию многофункциональных пособий для использования их в подгрупповой, индивидуальной, совместной и затем в самостоятельной деятельности с детьми. Также нужно обновление старых дидактических материалов с целью расширения их развивающего компонента.

Используемая литература:

  1. Кузеванова, О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М.:1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....

Презентация опыта работы "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы"

В презентации представлен опыт работы по использованию интерактивного оборудования в работе с дошкольниками в рамках преемственности ДОУ и школы. Данный опыт разработан совместно со старшим воспитател...

«Использование интерактивных технологий в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс ДОУ ИКТ для эффективной работы  с детьми, имеющими особенности речевого развития.Введение.Стремительный рост информационного потока, разви...