индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
(Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с синдромом Дауна)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnyy_marshrut.docx | 95.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Согласовано: Утверждено:
Зам. заведующей Заведующая МБДОУ
по УВР МБДОУ детский сад № 11 детский сад№11 «Березка» «Берёзка»
Е. В. Тодоренко Г.Я.Амерханова _______________ _________________
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка
с синдромом Дауна.
(Средняя группа «Ручеек»)
2020 – 2021 г.
(Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с синдромом Дауна)
Составила:
Воспитатель- Арутюнян Н.В.
г.Гусиноозерск
2020 г.
Содержание:
1.Пояснительная записка | 2-4 стр. |
1.1.Цель и задачи коррекционно-развивающей работы | 4-5 стр. |
1.2.Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна | 5 стр. |
1.3.Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна | 5-6 стр. |
1.4.Принципы обучения | 6 стр. |
1.5.Планирование результативности освоения ИОМ | 6 стр. |
1.6. Целевые ориентиры | 7 стр. |
2. Организационный раздел | |
2.1.организация коррекционно-развивающей работы | 8 стр. |
3. Содержательный раздел | |
3.1.Коррекционные мероприятия для ребенка с синдромом Дауна | 8-10 стр. |
3.2.Циклограмма коррекционно-педагогической работы | 10 стр. |
3.3 План работы с родителями | 10 – 13 стр. |
3.4. Социальные условия обучения и воспитания | 14 стр. |
Приложение: Картотека мероприятий, игр, упражнений | 15-25 стр. |
1.Пояснительная записка.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Мою группу посещает ребенок с Синдромом Дауна - Аюшеева Анита. Мною разработан индивидуальный маршрут, который направлен на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ №11.
Ориентирован на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основнуюобразовательную программу дошкольного образования.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ детский сад №11 «Березка» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.
В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических исследованиях.
Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.(заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленного заболеванием – нарушение интеллекта умеренное).Степень ограничения к самообслуживанию-1, к ориентированию -1,к общению -1)
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе диагностических обследований и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
*Консультативно-рекомендательная.
*Информационно-просветительская.
*Организация детских утренников, праздников.
*Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития ребенка. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе муз.руководителя и воспитателя.
2.Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка и формирование навыков взаимодействия и общения с детьми у ребенка с синдромом Дауна в дошкольном возрасте.
3.Задачи:
*. Развитие навыков общения;
*.Развитие навыков общей моторики;
*.Восприятие и развитие речи;
*.Развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
* создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в МБДОУ №11;
* проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка с ОВЗ, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в МБДУ №11, уровня его социализации.
* планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия,
* оказывать помощь ребёнку с ОВЗ в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
*оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
3. Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Ф.И.О. ребенка: Анита Андреевна
Пол: женский
Дата рождения: 27.05.16г.
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: V группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.
4. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна.
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений,
которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Обследовано:
Социально — бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Девочка идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
5.Принципы обучения:
-Индивидуальный подход;
-непрерывность;
-регулярность;
-планомерность;
-многократные повторения;
-постепенное повышение требований;
-учет возраста;
-оптимистический подход- «атмосфера успеха»;
-задействование разных каналов восприятия: наглядность, подключить осязание, слух, ощущение.
6. Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута.
Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – А.Аниты, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры.
7.Целевые ориентиры
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
8.
9. Коррекционные мероприятия для ребенка с Синдромом Дауна
№ п/п | Перечень коррекционных мероприятий | Содержание | Планирование | Взаимодействующие специалисты |
1 | Развитие интеллектуальных способностей | Развитие операций анализа и синтеза в предметно-практической деятельности | Ежедневно | Воспитатель |
2 | Развитие познаватель-ной деятельности | Формирование способов восприятия окружающего на полисенсорной основе. Формирование алгоритмов интеллектуальной деятельности | Ежедневно | Воспитатель |
3 | Развитие моторики | Развитие точности и координации движений тела. Развитие мелкой моторики рук | Ежедневно | Воспитатель, музыкальный руководитель |
4 | Обучение навыками самообслуживания | Формирование установки на самостоятельность в быту. Формирование алгоритмов действий самообслуживания, текущего и итогового самоконтроля выполнения | Ежедневно | Воспитатель Мл.воспитатель |
5 | Развитие речи | Развитие всех компонентов языка: лексико-грамматического строя, фонетико-фонематической системы речи | Ежедневно | Воспитатель |
6 | Развитие психических процессов. | Развитие восприятия, представлений, внимания, памяти с использованием специальных методик и разных видов деятельности | Ежедневно | Воспитатель, музыкальный руководитель. |
7 | Развитие навыков пространственной ориентировки. | Обучение пространственной ориентировке и «пространственной лексике». | Ежедневно | Воспитатель. |
8 | Развитие навыков общества. | Развитие способности распознавать эмоциональные состояния собеседника и адекватно реагировать на них. Обучение опоре на контекст при понимании речи. Коррекция недостатков развития речи. | Ежедневно | Воспитатель |
9 | Развитие специфических видов творческой деятельности. | Обучение различным техникам продуктивной деятельности. | 2 раза в неделю | Воспитатель. |
10 | Адаптивная физическая культура | Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика и др. | 2 раза в неделю | Воспитатель |
11.План работы с родителями по теме: «Ребенок с синдромом Дауна».
№ | Форма проведения. | Содержание. | Ответственные, дата проведения. |
1 | Родительское собрание «Освещение аспектов интегрированного образования, включая нормативную базу, пояснение преимущества совместного обучения и воспитания нормально развивающихся детей и ребенка с синдромом Дауна.» | 1.Формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «Не больным», а отличающимся от других. 2. Повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного образования и включение в него своего ребенка. 3. Установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса. | Сентябрь - декабрь Воспитатели: Арутюнян Н.В. Мурзина О.Л. Муз.рук Захарова К.А. |
2 | Анкетирование с родителями Аниты, для определения целей и задач работы с ребенком с синдромом Дауна. | В анкете используются вопросы и пожелания родителей Аниты., направленные на понимание и преодоление трудностей в развитии ребенка с синдромом Дауна. По запросам родителей выявить следующие проблемы: -рассказать об особенностях развития и способах стимулирования ребенка; -научить ребенка понимать речь окружающих и разговаривать соответственно возрасту; -развивать познавательные способности ребенка; -сформировать навыки и умения, соответствующие возрасту; -научить общаться со сверстниками. | Воспитатели: Арутюнян Н.В. Мурзина О.л . |
3 | Беседа с родителями Аниты. | Прояснение запроса и возможностей его реализации на групповых и индивидуальных занятиях. Формулировка целей и задач которые будут решаться на занятиях. Обсуждение регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации). Познакомить с методами, приемами, которые будут использованы при обучении. | Воспитатели Арутюнян Н.В. Муз. Руководитель. Захарова К.А.
|
4 | Консультация для родителей Аниты | Предоставляется максимум информации о том, что происходило во время занятий с девочкой и каков смысл упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях. | Воспитатели: Ежедневно. |
5. | Анкетирование родителей Аниты | Выявить динамику развития ребенка и коррекция плана развития ребенка по темам: крупная, мелкая моторика, самообслуживание, развитию речи, социализации. |
Воспитатели.
|
6. | Советы и рекомендации: «Методы и приемы, с помощью которых можно преодолеть трудности, возникшие при обучении. Игры и упражнения в домашней обстановке. | Повысить уровень родительской компетенции, установить отношения сотрудничества, оказать эмоциональную и информационную поддержку. | Январь-май Воспитатели |
8 | Консультация для родителей Аниты. на бумажном носителе. | Тема: «Массаж для мышц лица, губ, языка». | Старшая медсестра Федорова М.В. |
9 | Беседа с родителями Аниты. перед окончанием цикла индивидуальных занятий. | Подведение итогов работы; обсуждение знаний, умений, навыков, приобретенных ребенком, выделение трудностей, которые необходимо преодолеть. Разработка и обсуждение программы работы на летний период (игры, упражнения, которые будут использоваться дома). | Воспитатели, Муз.рук.
|
Картотека мероприятий, игр, упражнений для работы
Утро | Вечер | |
Сентябрь—октябрь--май | Диагностика. | Диагностика. |
Упражнение «Привет, ладошки» Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком. | Дид. Игра по развитию речи «Животные» Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?» | |
Речевое упражнение «Имена» Закрепить имена детей группы, воспитателей. | Речевое упражнение «Попрощайся» Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями. | |
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой. Дать первоначальные навыки общения между сверстниками. | Упражнение «Уберём на место» Учить после игр складывать игрушки в коробочку. | |
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой» Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик» | Упражнение «Соберем пирамидку» Развитие мелкой моторики рук. | |
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой» Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию. | Дид. Игра с мишкой. «У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?» | |
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку» Выработка длительного речевого выдоха. | Игра на обогащение словаря. «Назови, что нарисовано на карточке» | |
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)» Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени» | Упражнение по физо «Поймай мяч» Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки. | |
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков» На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить. | Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик» Учить различать предметы по форме: шарик, кубик. | |
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски. Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки. Задание: закрой все шары, назови цвета. | Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели» Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе. | |
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой. | Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки» Ходьба по прямой дорожке, координация движений. | |
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку» Воспитание речевого дыхания. | Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок» Учить ходьбе с высоким подниманием колена. | |
Игра «Ловкие пальчики» Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Оборудование: мозаика. Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы. | Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?» Материал: дудочка, барабан, погремушка. Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам. | |
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться» Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук. | Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь» | |
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико» Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек) | Игра «В гостях у сказки» Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой. Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба» Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице. | |
Игра «Геометрическая мозаика» Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия. Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей. Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.) | Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница» Помочь ребенку выполнять роль пациента (поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача) | |
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева» Воспитание речевого дыхания. | Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой» Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков. | |
Рассматривание предметных картинок «Одежда» Упражнение «Назови, что это?» Обогащение словаря, побуждать к повторению слов. | Игра «Ловкие пальчики» (усложнение) Материал: мозаика, фольга. Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы. | |
Игра «Поющие шарики» Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки) Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками. Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у» | Упражнение по физо. Учить делать повороты вправо-влево. | |
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане» Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого. | Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки» | |
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет. Знакомство с пространственной средой группы. | Складывание пазлов (3-4штуки). Развитие мелкой моторики рук, мышления. | |
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом. Формировать правильные уклады языка и губ. «Улыбка» (растянем губки). «Хоботок» (соберем в трубочку). «Окошка» (откроем ротик). | Упражнение «Шнуровка». Развитие мелкой мускулатуры рук. | |
Упражнение «Попоем вместе песенку». Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание». | Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице». Развивать ориентировку в пространстве. | |
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке». Закрепление понятия «Длинный-короткий». | Игра «Ловкие пальчики». Учить манипулировать мелкими предметами. | |
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме. | Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики». Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность. | |
Упражнение «Привет, ладошки». Наладить телесный контакт с ребенком. | Упражнение «Порви и скомкай бумагу». Развитие мелкой моторики рук. | |
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.». Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека. | Прыжки со скамейки (с помощью педагога). Развитие навыков общей моторики. | |
Упражнения «Веселые-грустные матрешки». Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые». | Игра «покатаем шарики». Развитие тактильного восприятия. | |
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик». Закрепить представление о схеме лица человека. | Упражнение «Веселые матрешки». Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии) | |
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки». Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать. | Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино. | |
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки». Воспитание речевого дыхания. | Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку». Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета. | |
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу». Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк. | Упражнение «Орех». Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. | |
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался» Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения. | Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки». Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов. | |
Упражнение «Мяч». Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар). | Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки). Развитие навыков общей моторики. | |
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается». Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым. | Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно». Учить подбирать предметы разной величины. | |
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же». Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик. | Упражнение «Надуем шарик». Воспитание речевого дыхания. | |
Упражнение «Светочка, привет, привет!» Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка». Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу. | Упражнение по математике «Большой маленький дом». Закрепление понятий «Большой-маленький». | |
Упражнение «Грустно-весело» Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко). | Инд. работа по рисованию Нарисуем травку». Учить держать кисточку, пользоваться краской. | |
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка». Формирование элементарной ориентировки в схеме тела. | Упражнение «Мишка кричит тихо, громко». Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их. | |
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки». Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии). | Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка). Обогащение словаря, познавательное развитие. | |
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» - хоботок у слона. «Улыбка» - вытягивание разомкнутых губ. | Дид. игра «Красивый букет». Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета. | |
Игра «Покатаем шарик». Развитие тактильного восприятия. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок». Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря. | |
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя». | Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой». Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги. | |
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» - движение языка вперёд-назад. «Часики» - движение языка вправо-влево. | Индивидуальная работа по рисованию «Дождик». Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша. | |
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда». «Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…» | Дидактич. игра «Геометрическая мозаика» Развитие зрительного и цветового восприятия. | |
Упражнение «Домашние животные». Закрепить названия животных, кто как говорит. | Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева». Развитие речевого дыхания. | |
Упражнение для развития челюстей. «Бегемотики» - широко открываем и закрываем рот. Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик, Закрывать его нельзя, До пяти считаю я, А потом закроем ротик, Отдыхает бегемотик.
| Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку». Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой. | |
Упражнение «Спаси зайчиков». Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания. | Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.) Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам. | |
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» - круговые движения языком, «Грибок» - присосать язык к верхнему нёбу. | Дидактическая игра «Вставь правильно». Учить подбирать предметы разной величины. | |
Упражнение «Красивые баночки». Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами. | Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр». | |
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии». Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д. | Дидактическая игра «Мозаика». Совершенствование захвата «щепотью». | |
Упражнение «Оденем крышки». Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним. | Упражнение «Музыканты» Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан. | |
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку». Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы. | Упражнение «Разложи правильно». Учить различать предметы по величине. | |
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада». Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество. | Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч» Стимулировать двигательную активность ребёнка. | |
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки». Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать. | Дидактическая игра «Вставим форму». Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать. | |
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии». Формировать представление о своём «Я». Учить узнавать сверстников, называя их по имени. | Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?» Развитие зрительного и слухового внимания. | |
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей. Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д. | Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна». Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.
Как много возниккает вопросов у педагогов и родителей о воспитании и развитии детей с синдромом Дауна. Как проводить занятия с такими детьми учитывая их индивидуальные особенности....
Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения ребенка с синдромом Дауна.
В моей группе есть ребенок с диагнозом Синдром Дауна. Поскольку в детском саду детей с синдромом Дауна никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным р...
Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдромом Дауна в старшем дошкольном возрасте
Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдром Дауна в старшем дошкольном возрасте....
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. (Вторая младшая группа «Ручеек») 2019 – 2020 г.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.Количеств...
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкально способного ребенка
проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить, поскольку особый, более свободный...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с Синдромом Дауна
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении основной образовательной дошкольного образова...