Особенности работы воспитателя в разновозрастной группе детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 22»
города Аши Челябинской области
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
( из опыта работы)
М. В. Бушаева
воспитатель МКДОУ № 22 г. Аша
Аша
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Проблемы инклюзивного образования.…………………...……………3
- Педагогические принципы и идеи инклюзивного образования………5
- Работа воспитателя в разновозрастной группе детей с ОВЗ.………....9
- Литература……………………………………………………………….12
1. Проблемы инклюзивного образования
На III Всероссийском съезде дефектологов России, проходившем в ноябре 2019 г., были озвучены статистические данные об обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья на всех уровнях образования. Таковых оказалось более 1 миллиона, а также почти 680 тысяч инвалидов. «Каждый год мы наблюдаем увеличение числа детей, особенно с невыраженными нарушениями в развитии или с нарушениями неясной этиологии. Это означает, что система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку», – отметила в своем докладе заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.
Работая воспитателем в разновозрастной группе для детей с ОВЗ, я столкнулась с рядом проблем по организации образовательного процесса и социально-педагогической деятельности. Изучая нормативно-правовые документы и научно-методическую литературу, я обратила внимание на проблемы инклюзивного образования, существующие как на федеральном уровне, так и в регионе. Это:
- ограниченность нормативно - правового поля по инклюзивному образованию дошкольников;
- отсутствие единой системы раннего выявления отклонения в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;
- не разработанность критериев качества инклюзивного образования;
- недостаточная обеспеченность учебно - методическими пособиями, программами для работы с данной категорией детей;
-недостаток ресурсов для создания без барьерной среды, материально-технической базы для организации образовательной деятельности;
- наличие психологических «барьеров в обществе: неадекватное восприятие (неприятие) нормально развивающимися детьми, их родителями детей с ОВЗ; отсюда нежелание части родителей обучать своих детей вместе с такими детьми;
- трудности социально-психологической адаптации самих детей с ОВЗ и др.
Актуальность инклюзивного образования заключается в том, что оно, используя возможности образовательных учреждений, семьи, при поддержке государственных органов, общественных организаций, позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех детей, не зависимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Необходимость организации инклюзивного образования в ДОУ, с одной стороны, и существующие проблемы по данному направлению, с другой стороны, затрудняют работу педагога. Найти правильное решение в сложившейся ситуации, на мой взгляд, поможет воспитателю соблюдение законодательства РФ, реализация «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития», разработанной в МКДОУ № 22 г. Аша [12], взаимодействие педагогов и специалистов, работающих в группе; взаимодействие с родителями воспитанников; опыт коллег.
2. Педагогические принципы и идеи инклюзивного образования
Являясь социальным государством, Российская Федерация гарантирует каждому своему гражданину равные права от рождения [2,гл. 2.ст. 17. 2], в т. ч. право на «общедоступность… дошкольного образования … в государственных или муниципальных образовательных учреждениях…» [2, гл. 2, ст. 43].
«Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми». [10, ст. 23. П. 2. 1 ].
Дошкольное образование, в соответствии со ст. 64.1 данного закона,
«направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1, гл. 2].
Несмотря на то, что за последнее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения, остается еще немало проблем, требующих внимания, как государственных органов, так и педагогического сообщества. Среди них - инклюзивное образование детей дошкольного возраста.
Сама идея инклюзивного образования не нова. Еще в философии XX в. возникло направление экзистенциализм, которое акцентировало внимание на исключительности человеческого бытия.
Последователями этой теории были Ж. П. Сартрт, Ф. Ницше, А. Камю, К. Ясперс. Экзестенциалисты опирались на идеи гуманистических начал в обучении и воспитании и их применении для лиц с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Процесс образования в философии экзистенциализма рассматривался, как важный этап, ориентированный на подготовку ребёнка к его дальнейшей жизнедеятельности. Он предполагал развитие детей с ограниченными возможности в полной свободе и предоставления им такого же права выбора в содержании обучения и предоставление права на него, как и нормальному ребенку.
Процесс образования, по их мнению, должен был помочь ребенку познать свое «Я» и определить свое предназначение, независимо от ограниченности его возможностей. Образование должно было ориентироваться на самореализацию ребёнка, для чего необходимо было дать ребёнку понять, что жизнь прекрасна, и никакие отклонения в развитии не должны мешать ею наслаждаться. На приоритетном месте должно стоять социальное приспособление ребёнка с ограниченными возможностями, а основу образовательной программы составить идея оказания помощи в развитии индивидуальных особенностей и черт характера каждого ребенка. составляет основу образовательной программы.
Сам термин «инклюзивное образование» определяется словом «inclusion», которое переводится как «заключаю», «включаю».
Инклюзия – это социальная концепция гуманизации общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное совместное образование.
- Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [10].
- Целью инклюзивного образования является обеспечение условий для совместного воспитания и обучения детей с разными психо-физическими особенностями развития, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество[10].
В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) [10], Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155[9], приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования [10 часть 1.6. п. 7]; возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
В России исторически сложились и утвердились свои традиции и методы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Исследования В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С. Т. Шацкого, В. П. Кащенко позволили создать уникальную отечественную школу коррекционной педагогики.
Большой вклад в развитие инклюзивного образования внесли Алехина С. В., Малофеев Н. Н., Егоров П. Р , Семаго Н. Н., Семаго М. М..
Реализация модели инклюзивного образования дошкольников в нашей стране поддерживается государственной образовательной политикой, закрепленной на законодательном уровне: в «Концепии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [3], Приказе от 27 октября 2011 г. N 2562 Минобрнауки от 27 октября 2011 г. № 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ отмечается: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10].
Как отмечается в национальном проекте «Образование» [6]., развитие детей необходимо начинать в раннем возрасте, т.к. именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущем. Это относится в полной мере и к воспитанию и развитию детей с ОВЗ В основе инклюзивного образования лежит идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем, создающая особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Инклюзивное образование строится на принципах:
- гуманизации: данный принцип рассматривается как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, строящейся на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему;
- природосообразности: педагогический процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников; при организации образовательного процесса определяются возможности дошкольников, зоны их ближайшего развития;
- культуросообразности: предполагается максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (нации, страны, региона), в которой находится образовательная организация;
- научности: использование актуальной информации, отвечающей современному уровню развития психологической и педагогической наук;
- сотрудничества: партнерское взаимодействие с семьей; усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи;
- динамического развития образовательной модели детского учреждения: она может модифицироваться с подключением новых структурных подразделений, специалистов, развивающей среды, принципов, технологий и методов обучения и воспитания;
- информационно-коммуникационных.
(Необходимо отметить, что при работе может использоваться и другая классификация принципов инклюзивного образования).
Первым институтом взаимодействия человека с обществом является семья. От того, какое место занимает в ней ребёнок с ОВЗ, складывается его жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем мире, умения и навыки взаимодействия с обществом. Важно, чтобы семья положительно влияла на его социальное развитие, а родители понимали важность правильного воспитания ребёнка. Главная задача семейной социализации состоит в том, чтобы развить у ребёнка способности совместной жизни в различных группах и коллективах. Поэтому, в контексте инклюзивного образования важную роль играют взаимоотношения между семьёй и образовательным учреждением, первым из которых является детский сад.
- Работа воспитателя в разновозрастной группе детей с ОВЗ
Моя работа в группе детей с ОВЗ строится на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития», разработанной в нашем учреждении, в которой раскрыты:
- цели и задачи инклюзивного образования, принципы работы с данной категорией детей;
- разработаны содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям и модель профессиональной взаимосвязи специалистов ДОУ;
- указаны планируемые результаты по итогам реализации Программы;
- указана нормативно-правовая база, литература по проблемам инклюзивного образования.
Согласно Должностной инструкции, в круг моих обязанностей входит:
- проведение занятий по продуктивным видам деятельности: (рисование, конструирование, лепка) по подгруппам и индивидуально;
- организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
- воспитание культурно - гигиенических навыков, развитие тонкой и общей моторики;
- организация индивидуальной работы с детьми, в т.ч. по заданиям специалистов;
- создание благоприятного микроклимата в группе;
- консультирование родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Дошкольное детство – важный уникальный и самоценный этап в общем развитии человека, поэтому слова: «Не навреди! Уважая каждого ребёнка, помоги ему раскрыться», - стали своеобразным девизом моей работы. Чтобы он реализовался, ориентируюсь на такие идеи педагогов и психологов, как:
- возможность полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
- использование индивидуального подхода, вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
- поддержка самостоятельной активности ребенка;
- активное включение в образовательный процесс всех его участников.
Организуя деятельность детей, я использую различные технологии, т.е. «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» (Б.Т. Лихачев):
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- сотрудничества;
- партнерского взаимодействия с семьей
- развивающего обучения;
- игровые;
- информационно-коммуникационные;
- технологии психокоррекционной работы.
Повышению результативности моей работы способствует применение методов сенсорного развития, различных игр, наблюдения, анализа итогов деятельности детей.
Использую возможности предметно-развивающей среды группы, которая отвечает требованиям психологического комфорта, безопасности, полифункциональности, вариативности, насыщенности и позволяет проводить работу по всем направлениям, способствующим развитию детей.
Важным средством работы со своими воспитанниками считаю бизиборд,
главная задача которого, по мнению его изобретателя итальянского педагога Марии Монтессори, дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок», – писал Сухомлинский В. А.
С момента изобретения бизиборд значительно изменился. Теперь это не просто развивающая доска с прикрепленными на ней несколькими предметами, окружающими ребенка, но не всегда доступными ему. Сегодня этот предмет может иметь разную форму (треугольников, квадратов, кубиков, домиков, фигурок животных и т.п.); быть переносным или прикрепленным к стене; разного размера; насыщенным разным количеством различных предметов; предметы могут иметь разную фактуру. Дети совершают действия с простыми предметами, сопровождая их речью. При этом они не только учатся действовать с простыми предметами в быту, но и развивают мелкую моторику. В процессе игровых действий у них развивается мышление, связная речь, воображение, формируются понятия цвета, размера, формы. При этом формируется важные личностные качества – усидчивость, уверенность в себе, целеустремленность, мотивации к обучению.
При использовании бизибордов всегда обращаю внимание на безопасность их использования, эстетическую привлекательность, соответствие возрасту, психологическим и физическим возможностям конкретного ребенка. Работа с использованием бизибордов проводится поэтапно – от простого к сложному. Сначала ребенку предоставляется возможность познакомиться с самым простым по содержанию бизибордом, выполнить несложные манипуляции с деталями. Затем предлагаются более сложные задания, когда действия ребенка должны сопровождаться речевыми комментариями или ответами на вопросы воспитателя.
Бизиборд используется как для самостоятельной игровой деятельности дошкольника, так и как средство обучения, коррекции.
При работе в группе применяю и другие средства обучения и развития детей. Среди них интерактивный комплекс «Играй и развивайся», который открывает возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Интерактивная песочница благоприятно действует на эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать картину целостного мира, расширять кругозор, развивать (в соответствии с возрастом) познавательно-исследовательскую деятельность, осуществлять коррекционную работу.
Занятия с интерактивным столом позволяет развивать важнейшие психические процессы (мышления, воображения, памяти, внимания), способствует мотивации детей к познавательной деятельности.
Активно применяю в своей работе интерактивные игры, вызывающие у детей познавательный интерес, способствующие снятию у них напряжения, перегрузки, утомления; служат средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию.
Как воспитатель, я должна не только слушать, слышать каждого ребенка, но и их родителей. Для этого в группе создан родительский чат, проводятся групповые родительские собрания, индивидуальные консультации, проводятся праздники.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями требует от воспитателя деликатного и гибкого подхода. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет с ним, а не о том, что тебя разъединяет с ним».
Слова, написанные Л.Н. Толстым более века назад, как нельзя лучше помогают понять смысл работы воспитателя детского сада в разновозрастной группе детей с ОВЗ сегодня.
Это означает: система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку.
Литература
Нормативная база:
1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Концепии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (расп. Правит РФ от 17.11. 2008 № 1662 –р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_ 2008_N1662_red_08.08.2009
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200.
5. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// fgos ovz.herzen.spb.ru/?page_ id=132.
6. Национальный проект «Образование» 2019-2024... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Strategy24.ru›rf…natsionalnyy-proekt-obrazovanie
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/
8.Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: normative. kontur.ru›document? moduleId=1&documentId.
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
10.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/doc [Электронный ресурс]. ument/cons doc_LAW_140174/
11.Устав МКДОУ №22 г. Аша. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ds22asha.educhel.ru
12.Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МКДОУ № 22 г. Аша [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ds22asha.educhel.ru
Методическая литература:
13. Алехина С.В. Алексеева М.Н. готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании\\ психологическая наука и образование № 1. М , 2010
14. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой
психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3.
15. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников сзадержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н.Ю. Борякова. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. – 170 с.
16. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошк учрежд \ под ред. Т, В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: Мозаика-Снинтез, 2011
17. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся. Безопасность»: методическое пособие / Е. В. Зубкова – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 56 с.: ил
18. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся. Развитие речи»: методическое пособие / Е. В. Зубкова – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. - 44 с.: ил
19. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся. Окружающий мир»: методическое пособие / Е. В. Зубкова – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 56 с.: ил
20. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 52 с.: ил
21. Ковалец, И.В. Азбука эмоци практич. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2003.
22. Коробейников, И.А. Специальный стандарт образования – на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 10-17.
23. Малофеев, Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общегообразования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции/ Н.Н. Малофеев и др. // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5-18.
24.Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
25. Нечаев, М. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного
образования / М. Нечаев, Г. Романова. – М. : Перспектива, 2014.
26.Образовательный комплекс «Занятия для интерактивного стола»: методическое пособие / Е. В. Зубкова – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. – 72 с.: ил
27. Педагогическое взаимодействие в детском саду / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
28. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ : методич. пособие / под общ.ред. Т.А. Овечкиной, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
29. Руководство пользователя «Интерактивная песочница»
30. Руководство пользователя «Интерактивный стол»
31. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2001. – 203 с. Методическое пособие
Интернет ресурсы
Интернет–ресурс: http://playstand.ru/kompleks-igray-i-razvivaysya
Интернет–ресурс: http://naushop.ru/products/21199538
Интернет – ресурс https://vk.com/igrarazvitie
Интернет – ресурс http://nsportal.ru/bushaeva-marina-vyacheslavovna
Интернет – ресурс https://spravochnick.ru/pedagogika/filosofskie_osnovy_
inklyuzivnogo_obrazovaniya/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....
Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»
Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...
Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы
Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...
Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»
рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...
Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах
Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах...