Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах
консультация

Донцова Наталья Петровна

Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx159.11 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы воспитателя в разновозрастных группах

Преимущества обучения и воспитания в разновозрастных группах ДОУ

Разновозрастная группа в детском саду

  • Индивидуальный подход. В разновозрастных группах ДОО меньше детей, чем в обычных (если в группе дети двух возрастов — не больше 15, трех возрастов — не больше 10), воспитателю проще работать с каждым ребенком.
  • Обучение у старших. Воспитательная работа в разновозрастной группе частично опирается на подражание: младшие следуют примеру старших, это помогает им быстрее освоить навыки, запомнить информацию. Вместе с тем старшие чувствуют ответственность, стремятся активно демонстрировать знания, помогать младшим — это прививает организованность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность и умение контролировать свои слова и поступки.
  • Всестороннее развитие и социализация. Дети делятся друг с другом впечатлениями и мнениями — это дает ценный опыт общения тем, у кого нет младших/старших братьев и сестер.
  • Командная работа. Младшим трудно соревноваться со старшими, поэтому в основе воспитательной и образовательной работы с детьми в разновозрастной группе обычно лежат командные игры. Каждый ребенок осознает свой вклад в общее дело, учится ответственности.

Минусы работы в разновозрастной группе в детском саду

  • Сложности в организации РППС (развивающей предметно-пространственной среды), в подборе оборудования и материалов.
  • Многое зависит от профессионализма и опыта воспитателя.
  • Большую роль играет сотрудничество с родителями и то, какие мнения (например, об общении со старшими и младшими) они доносят до своих детей.

Специфика организации разновозрастных групп

Популярность таких групп растет. Прежде они были широко распространены в малокомплектных и деревенских детских садах, но сейчас их все чаще организуют и в городах благодаря преимуществом, которые мы перечислили выше. Притом формируются группы и полного дня, и временного пребывания.

Чаще всего в такие группы включают детей от 4 до 7 лет. Детей раннего возраста (1-3 года) крайне редко объединяют с дошкольниками старше 4 лет — слишком разные этапы развития, из-за этого организовать совместную деятельность очень трудно.

Состав разновозрастных групп формируется тщательно: каждый ребенок обязательно проходит консультацию психолога. Вдобавок должна соблюдаться «симметрия»: важно, чтобы у всех детей в группе было примерно равное количество сверстников.

Особенности работы в разновозрастных группах: что нужно знать воспитателю?

Психолог не только решает, можно ли принять ребенка в ДОО, но и определяет уровень его психического развития. Опираясь на выводы психолога, педагог делит детей на группы по психологическим критериям. Это помогает давать детям задания разного уровня сложности и правильно планировать занятия.

Как обеспечить проведение режимных процессов?

За основу рекомендуется взять режим старших детей с двумя уточнениями:

  • Младшим нужно больше времени, чтобы умыться, поесть, подготовиться ко сну или к прогулке, поэтому с ними режимные процессы лучше начинать заранее, за 5-10 минут.
  • Старшим нужно меньше времени для дневного сна, поэтому их стоит будить на 15 минут раньше.

Строгий распорядок дня и постоянный контроль со стороны воспитателя неуместны — дети разных возрастов гораздо активнее общаются без вмешательства взрослых. Будьте готовы быстро отреагировать на проблемную ситуацию, но не ограничивайте свободу детей в общении.

Форматы занятий

В занятиях участвуют все дети независимо от возраста. Но важно, чтобы каждый ребенок мог выполнять задания в собственном темпе — а значит, задачи должны различаться по объему и сложности.

Есть три основных варианта проведения занятий в рамках воспитательной и образовательной работы в разновозрастной группе:

  1. Сначала задание выполняют старшие, затем подключаются дети средней возрастной категории, а потом младшие. Малыши могут наблюдать, как справляются с заданием старшие, и повторять за ними.
  2. Занятие начинается с игры, которая подходит всем, а затем воспитатель добавляет более сложные задания. Это хороший вариант для развития творческих способностей.
  3. Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию или задачу, дети делятся на группы и коллективно выполняют задание. Это помогает детям проработать конкретные навыки, лучше разобраться в материале.

Не ограничивайтесь одним вариантом — используйте все три, чтобы сделать занятия разнообразнее и эффективнее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

В материале говориться о специфике работы воспитателя в группах компенсирующей направленности....

Специфика работы воспитателя ДОУ в группе для детей с ТНР.

В статье описана роль воспитателя, который работает с детьми  С ТНР....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...