Комплект методических и диагностических заданий для будущих первоклассников.
Материал подобран педагогом- психологом Сориной Натальей Александровной МБДОУ № 40 «Медвежонок» г.Железногорск.
Степень психосоциальной зрелости
- Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)
- ФИО мамы и папы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
- Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день).
- Сейчас утро или вечер? День или ночь?
- Когда ты завтракаешь - вечером или утром?
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Кем работают твои родители?
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Чему ты там научишься?
- Для чего человеку глаза, уши, рот?
- Каких домашних животных ты знаешь? Диких?
- Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
- У кого больше лап: у собаки или у петуха?
- Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
- Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
- Чем отличаются (похожи) : молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый.
- Зачем люди: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
- Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи.
- Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
- Какие достопримечательности есть в твоем городе?
За правильный ответ на вопрос ребенок получает 1 балл. Оценка результатов: ребенок получил 23-28 баллов, он считается школьно-зрелым, ребенок получил 18-22 баллов – средне-зрелым, ребенок получил 13-19 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Исследование памяти.
Слуховая память. Назвать 10 слов : стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно. Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.
Зрительная память. Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6. Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.).
Смысловая память. Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима. Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе. Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5. Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Прочитайте фразы: 1. Летом ярко светит солнце. 2. Дети играют в мяч. 3. Машина едет по дороге. 4. В поле растут ромашки и васильки. 5. Бабушка вяжет носки. Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.
Логическое мышление.
Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок (надо объяснить свой выбор). Разложить картинки по порядку и составить рассказ. Объяснить, почему снег растает в комнате.
Разложить картинки по категориям: машины к машинам, фрукты к фруктам и т. д. Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга.
Прохлопать слово по слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные.
Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.
Описать картинку, увидеть скрытый смысл.
Решение легких задачек: - у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, берем 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем.
Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати - на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе? Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели? Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети - 3 пары. Сколько носков у них было?
Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т. д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх... (некоторые преподаватели говорят - по диагонали, некоторые - наискосок).
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков. Корректурная проба - вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки - плюс, палочку...
Найди отличия. Лабиринты. Из каких фигур состоят рисунки.
|