«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».
статья на тему
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.
Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: коммуникативные умения, подвижная игра, общение, ФГОС дошкольного образования, интеграция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».
Пименова Ольга Александровна
Воспитатель ГБДОУ №16 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.
Проведенное исследование подтверждает эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: коммуникативные умения, подвижная игра, общение, ФГОС дошкольного образования, интеграция
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно. Данное обстоятельство определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Освоение образовательной программы дошкольного образования во многом засвистит от сформированности у детей коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Решение вопроса развития коммуникативных умений лежит в организации процесса совместной деятельности.
Я, как воспитатель, активно реализующий здоровьесберегающие технологии, ориентирую свою работу на взаимодействии с детьми в процессе двигательной деятельности.
В связи с вышеизложенным, я решила проверить, каким образом подвижная игра влияет на формирование коммуникативных умений.
Цель: экспериментально подтвердить эффективность формирования навыков невербального общения в процессе подвижных игр для социальной адаптации воспитанников.
Объект деятельности: процесс формирования коммуникативных умений.
Предмет деятельности: подвижная игра как средство формирования коммуникативных умений.
При построении работы я исходила из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:
-содержание формируемых невербальных коммуникативных умений будет определяться ситуацией общения, реализации задуманного, подбору невербальных средств;
-технология формирования коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим:
-создание мотивации на общение и приобретение невербальных коммуникативных умений;
- ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;
- применение коммуникативных умений в самостоятельной двигательной деятельности;
-средством формирования невербальных коммуникативных умений будут выступать упражнения и подвижные игры.
В литературе можно найти несколько определений коммуникативных умений, обусловленных направленностью работы. Одно из них: коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия воспитанников (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Мне понравилось больше всего данное определение, так как оно наиболее органично включается в двигательную деятельность детей. Отталкиваясь от него я раскрою содержание проделанной работы по заявленной теме.
В процессе работы мною была выделена этапы усвоения детьми коммуникативных умений.
- упражнения, в ходе которых дети присваивают коммуникативные умения.
- автоматизация в ходе подвижной игры
- свободное использование полученных навыков в ходе занятий физической культурой и спортом.
- Исходя из структуры неречевого общения:
- прикосновение в ситуации: статические (рукопожатие, дотрагивание); динамические (поглаживание, похлопывание);
- расположение людей в пространстве: дистанция общения, позиция общения;
- переживания чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
Мною была сделана подборка упражнений, способствующих усвоению детьми навыков невербального общения. Эту работу можно считать подготовительной, она тесно связана с работой по реализации программы «Я, ты, мы», технологии «Азбука общения», «Психогимнастикой». При этом осуществляется теснейшая связь со всеми педагогами. Осваиваемые детьми навыки одновременно закрепляются практически во всех видах деятельности.
Параллельно с этой работой дети осваивают подвижные игры и имеют возможность в совместной деятельности закрепить полученные навыки. На основе проведенного анализа мною была выполнена систематизации подвижных игр с учетом формируемых коммуникативных и социальных навыков (Таблица 1).
Таблица 1.
№ | Классификация подвижных игр | Коммуникативные умения | Социальный навык |
Игры в кругу | Расположение детей в пространстве | Умение видеть друг друга, взаимодействовать в коллективе | |
Сюжетные игры | Жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика, тональность, модуляция голоса, разделительные речевые звуки: смех, шепот, вздохи. | Умение самостоятельно регулировать конфликты | |
Бессюжетные игры | Прикосновение в ситуации, умение управлять своими эмоциями | Умение избегать конфликтных ситуаций | |
Игры с выбором водящего (самостоятельный, при помощи считалок) | Умение вызывать желание общаться у партнеров | Умение устанавливать и поддерживать контакты | |
Игры с делением на группы (самостоятельный, при помощи жеребьевки) | Умение взаимодействовать | Умение кооперироваться и сотрудничать | |
Оценка игры | Умение высказывать свое мнение | Анализ причин межличностных конфликтов. |
В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка. Это объясняется тем, что игра наиболее созвучна с «природой» ребенка, то есть максимально соответствует его возрастным особенностям (реализует потребность ребенка в активности , общения, самостоятельности).
Разберем на примере знакомой всем игры. Подвижная игра «У медведя во бору».
Игра относится к сюжетным играм, т.е имеет готовый сюжет, зафиксированные правила; игровые действия связаны с развитием сюжета и ролью, которую выполняет ребенок.
Если это сюжетная игра, смотрим, какие мы развиваем коммуникативные умения.
За счет проигрывания сюжета (идем в лесу к медведю, собираем грибы, ягоды), роли (медведь спит, похрапывая, вздыхая), выполнения соответственных действий, мы развиваем у детей:
- невербальные средства коммуникации (общения) – жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика;
- вербальные средства - тональность, модуляция голоса,
разделительные речевые звуки: вздохи, храп.
На основе этих коммуникативные умений формируется такой социальный навык как умение избегать конфликтных ситуаций. Дети, которые умеют владеть, использовать свой голос, эмоции, тело и понимать окружающих, могут вовремя остановиться и не доводить до конфликта.
Важным моментом в работе является отслеживание динамики развития детей. Учитывая то, что конечной целью работы можно считать социальную адаптацию воспитанников мною были выбраны следующие методики: Социальный профиль, «Два дома», наблюдения за характером общения в ходе подвижных игр.
Социальный профиль позволяет увидеть степень социальной адаптации ребенка, методика «Два дома» показывает социальный статус ребенка в группе, наблюдения за проявлениями ребенка и эмоциональный фон группы в целом определяется в процессе наблюдения за детьми в процессе игр, которые фиксируются в таблице.
Графики по методикам:
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
Наблюдение: из диаграмм видно, что процент детей с низкой активностью и низкой потребностью в общении уменьшился в двое (было 8 детей, стало 4)
По методике «Два дома»: процент детей входящих в нежелаемый круг общения снизился на 16,7 % (было 3 ребенка, стало - 1), а процент детей входящих в желаемый круг общения вырос на 8,3% (было 2 ребенка, стало - 3)
Социальный профиль: процент детей с низким уровнем соц.развития уменьшился на 25% (было 6, стало 3), а процент детей с высоким уровнем увеличился на 8.3 % (был 1, стало 2).
Эффективность работы обусловлена системой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа над развитием коммуникативных умений будет тогда полной, когда будет вестись в интеграции с педагогами ДОУ и родителями.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поставленная цель реализована, гипотеза подтверждена.
Проделанная работа по теме, помогла собрать интересный практический материал, который может оказать помощь в работе моим коллегам.
Список литературы:
1. Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года/ "Российская газета", N 303, 31.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/"Российская газета", N 30384, 25 ноября 2013 г.
- Книги
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 240с.
- Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль., «Академия развития», 1996
- Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: изд. центр «Академия», 2002 – 320с.
- Лисина М.И., Тихомирова. Учим детей общению. – М., 1986
- Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. – М.: изд. центр «Академия», 2004 – 456с.
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения. – С-Пб., 1998
- Статьи:
- Клименкова О.А. Игра как средство развития общения. Дошкольное воспитание №4, 2002.
- Кравцова, Бережковская. «Ребенок внутри общения». Дошкольное образование №2, 2005
- Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №1, 2008.
Аннотация:
Данная методическая разработка посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Итоговая работа по курсовой подготовке...
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».
Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....
Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.
консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности....
Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях"
Пояснительная записка. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образов...
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников...
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников.
Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников...
ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"
ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"...