Профилактическая работа по предупреждению школьного насилия в образовательном учреждении.
статья по коррекционной педагогике

Кудрявцева Наталия Владимировна

Практически в любом детском коллективе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Для педагога – психолога ОУ это дети группы риска. В нее входят как отверженные, так и зачинщики гонений. Какие меры профилактики и программы работы с отвергаемыми детьми, с классом может применять в работе специалист?

Любая модель в профилактике – лишь сумма знаний о том, как это сделать в принципе. В каждом конкретном случае и в конкретном учреждении антибуллинговая профилактика проводится исходя из имеющихся возможностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая работа по предупреждению

школьного насилия в образовательном учреждении.

Кудрявцева Наталия Владимировна

Педагог – психолог ГКОУ РО СТШ № 19

Опыт работы в специализированной коррекционной

 школе по профилактике школьного насилия.

Практически в любом детском коллективе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Для педагога – психолога ОУ это дети группы риска. В нее входят как отверженные, так и зачинщики гонений. Какие меры профилактики и программы работы с отвергаемыми детьми, с классом может применять в работе специалист?

Любая модель в профилактике – лишь сумма знаний о том, как это сделать в принципе. В каждом конкретном случае и в конкретном учреждении антибуллинговая профилактика проводится исходя из имеющихся возможностей.

Как педагог – психолог специальной коррекционной школы сталкиваюсь с целым рядом трудностей в работе с детьми с ОВЗ и с детьми – инвалидами. У обучающихся ограничение способности к самообслуживанию и физической независимости, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, недоступность ряда культурных ценностей. Немалая часть детей не имеет соответствующей социальным нормам модели для подражания, т.к. они чаще всего из неблагополучных семей. Все ученики школы - дети со значительными нарушениями здоровья. Это дети не только из семей, но и воспитанники Центров помощи детям, у которых есть склонность к девиантному поведению.

При составлении антибуллинговой программы в подобных школах надо учитывать, что трудные дети в отношении насилия вдвойне уязвимы. С одной стороны, они в силу своих провокативных особенностей (ослабленное здоровье, особенности интеллектуального развития, низкая успеваемость, низкая культура, проблемное поведение) находятся в группе риска в качестве жертвы, а с другой – готовы компенсировать свои проблемы путём агрессии.

Хочу порекомендовать специалистам, работающим с данной проблемой включить в школьную программу профилактики насилия пособие «Я не позволю себя обижать!» (Рабочая тетрадь для учащихся мл. и ср. кл.), Пермь, 2016г. Данное издание подготовлено в рамках Проекта по организации профилактической работы по предупреждению школьного насилия в ОО Пермского края при финансовой поддержке Министерства образования и науки Пермского края. Составлено на основе книги Е. Л. Лернера «Я не дам себя обижать!».

В Рабочей тетради специальные упражнения, которые выполняет подросток после обсуждения в подгруппе. Каждый может выразить свою собственную точку зрения. Упражнения помогают распознавать разные виды насилия, понять, как важно уметь сказать «нет» и не поддаваться на провокации других, не уподобляться агрессорам. А главное, дети приходят к выводу, что не всегда нужно самостоятельно решать проблему, а лучше посвятить взрослых.

В заключении хочется сказать, что невозможно полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью не получится. Практически каждый ребенок становится если не участником (жертвой, зачинщиком), то наблюдателем травли, и не только в школе, но и в лагере, во дворе. Нельзя оставлять подростка наедине с проблемой, ведь равнодушие порождает обиду и желание отомстить. Считаю, что подобная профилактическая работа является удобной и эффективной, а занятия по пособию способствуют оптимизации отношений, снижению агрессивных и враждебных реакций, формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте.

Список литературы:

1. Я не дам себя обижать, Лернер Е. И. Академический Проект, М.,2001 г.

2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Коллективная монография, под ред. Волковой Е.Н. СПб., 2008 г.

3. Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога». М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Не во всех школах дети могут продолжить  занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...

Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Цель работы коллектива нашего детского сада:Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей....

Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости движения — одна из причин дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте представлена система работы ДОУ по профилактике ДДТТ, организованная по  четырем направлениям: методическая работа, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и структурами с...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте описана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в МБДОУ....