Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnogo_samorazvitiya_pedagoga.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.
«Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель подготовительной
группы для детей с ТНР Скорадешкина Н.М
Дзержинск 2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы :
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики). Как правило такие дети имеют проблемы с речью, моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Эта ситуация ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья и развития речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.
В свете вышесказанного огромный потенциал представляет кинезиология - наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом.
Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии и других областей знаний о нашем здоровье. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Цель: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми и педагогами.
Задачи:
Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций из интернета, самообразования;
Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование);
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;
привлечение родителей к проблемам речевого развития детей в дошкольном возрасте;
Включить изученный материал в воспитательно - образовательный процесс группы;
Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;
подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста».
Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами
Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;
Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер - классы, родительские собрания).
Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
Привлечь родителей к применению кинезиологических упражнений в повседневной совместной деятельности с детьми.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы.
Планируемые результаты самореализации:
Разработка конспектов ООД в непосредственном обучении детей через интеграцию всех образовательных областей.
Разработка материалов в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по развитию связной речи у дошкольников;
материалы по созданию предметно-пространственной среды в группе в условиях ФГОС;
сценарии открытых мероприятий, викторин и т.д.;
психолого-педагогические материалы (диагностики).
Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 уч. год.
Месяц | цель | Результат | Продукт |
Сентябрь | Подбор диагностики для выявления развития речи детей. | Диагностика детей, анализ. Составление списка | Создание библиотеки книг о кинезиологии ,подборка поэтапных упражнений. |
Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». | Родительское собрание «Кинезиология для детей» | Пополнение развивающей среды: настольно печатные игры с использовагием упражнений . Презентация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему: «Образовательная кинезиология». | |
Октябрь | Познакомить детей с упражнениями Д/У «Подними правую (левую) руку» Д/У «Возьми предмет» Межполушарное взаимодействие , рассказать для чего их используют в жизни. Заучить упражнения наизусть (проговаривать слова). | 1.Слушание сказок, «Небылицы», «Весёлое путешествие» с иллюстрированием упражнениями ; 2.Игра- 3.Дидактическая игра: «Узнай сказку, покажи сам»; 4.Применять упражнения в режимных моментах (проговаривать вслух ). 5.Пальчиковые игры на основе кинезиологических упражнений. | 1.Создание картотеки упражнений :для работы с детьми. 2.Консультация для родителей «Кинезиология-это просто и весело». 3. «Справиться с непослушанием поможет Кинезиология»-оформление стенгазеты. 4.Создание совместно с семьями воспитанников пальчикового театра «Цветик-семицветик». |
Ноябрь | «Веселые считалки» - с применением кинезиологических упражнений. Разучивание игры малой подвижности «Кулак – ребро - кулак» «Ухо - нос» Дыхательные упражнения | 1. Заучить считалку наизусть «Мы дружные ребята...»; 2. Проведение русской народной игры «Заходите гости к нам»-усложнить новыми дыхательными упражнениями. | 1.Создание картотеки считалок, проиллюстрированных выученными упражнениями. 2. Оформление папки – передвижки «Кинезиологические игры». |
Декабрь | Знакомство с картотекой «Носом вдох, а выдох ртом» Телесные упражнения. Познакомить с загадками,которые можно загадать с помощью упражнений, умение работать в коллективе. | 1. «Тайный замок»-отгадывание детьми загадок. 2.Совместное творчество детей с родителями (создание книжки с загадками). | 1. Участие родителей в создании сказки с использованием кинезиологических упражнений « Наша дружная семья»; 2.Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»; 3.Изготовление картотеки загадок. |
Январь | Плакат самомассажа лица, ушей, ног и тела Разучивание упражнений на перекрестные движения. | Разучивание самомассажа лица, ушей, ног с детьми « весёлый денёк». | 1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей; 2.Создание папки-передвижки «Самомассаж лица, ушей, ног и тела- это полезно»; 3.Консультация для родителей - «Роль массажа в развитии речи детей»; |
Февраль | Разучивание упражнений «Горизонтальная восьмерка». Мимические движения. | 1.Прослушивание аудиозаписей сказок иллюстрация разученными упражнениями . 2.Обыгрывание детьми знакомых сказок с использованием кинезиологических упражнений (игры -драматизации). | 1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей; 2.Привлечь родителей к созданию теневого театра с использованием кинезиологических упражнений. Тренинг для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему: «Все, чем занимаемся, в игру превращаем». |
Март | Отрабатывание глазодвигательных упражнения «Рожицы» (Вытягивание губ трубочкой, улыбка, хмурое сдвигание бровей, выдвигаем язык ) | 1.Использовать кинезиологических упражнений в режимных моментах; 2.Дидактическая игра «Загадай эмоцию». | 1.Совместное создание с родителями воспитанников лепбука «Волшебный мир кинезиологии». |
Апрель | Познакомить детей с комплексом гимнастики для глаз Релаксационные упражнения | 1.Беседа на основе наглядного материала. 2.Использовани кинезиологических упражнений – в музыкальной сказке «Весёлая полянка». | 1.Показ родителям ролика «Кинезиологические упражнения в жизни нашей группы. 2.Изготовление атрибутов, масок для подвижных игр. |
май | Игра-путешествие «Волшебный городок». | 1.Использование кинезиологических упражнений в игре-путешествии «Волшебный городок». | Мастер – класс для родителей «Зарядка для ума и тела» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни». |
Список использованной литературы:
1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.
2. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с 3Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина / В.А Гиляровский, - М.: 1973. – 301 с. 4.Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с. 5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с. 6.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М.М Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: ИД “МиМ”, 1998. – 192 с. 7.Синицина Е.И Умные пальчики / Е.И. Синицина. – М.: “Лист”, 1998. – 144 с. 8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 9.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. 10.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002. 11.Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»
информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...
Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...
«Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарн...
Тема: «Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей раннего возраста»
Данный материал может быть полезен педагогам и родителям для развития у детей межполушарных взаимодействий...