Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_strahov.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2001 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «УЛЫБКА»
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»"
Воспитатель
Фомичева С.А.
Москва,2020
Пояснительная записка.
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
В жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение, и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.
Проблема детских страхов у детей с задержкой психического развития обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье .
Цель программы : преодоление путём психолого-педагогического воздействия страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- Усилить «Я ребенка!».
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет с ЗПР.
- Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР игровому проигрыванию своих переживаний через рисование.
- Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
- Повысить уверенность в себе.
- Формирование коммуникативных навыков, контроля своего поведения.
Метод работы - терапия рисованием.
Основная форма работы - рисование, беседа, игровые упражнения, консультации для педагогов и родителей.
Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители).
Форма работы: анкетирование и индивидуальное консультирование.
Работа с детьми (подгрупповые занятия, по 5 - 6 человек в группе).
Продолжительность занятий: 30 минут 1 раз в 2 недели в течение 1 года.
Программа коррекция рисованием состоит из трех этапов:
Критерии эффективности программы:
● повышение уверенности в себе;
● снижение количества страхов;
● снижение тревожности;
● улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.
Программа состоит из 4 этапов:
- Диагностический этап. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей, выявление страхов.
- Информационный этап. Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
- Практический этап.
- Контрольный этап. Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Примерное тематическое планирование
Цель, задачи | Задания | |||
Сентябрь ( Диагностический этап) | ||||
| ||||
Октябрь | ||||
- Знакомство с частниками группы, - установление контакта с психологом и другими детьми, - определение целей встреч, - обговаривание правил поведения на занятии, - формировать навыки выражения эмоционального настроения, -развитие коммуникативных навыков. | - « Приветствие» - « Рисуем музыку». Муз. В. Шаинского «Неразлучные друзья». - « Мое любимое животное» - « Злые и добрые кошки» - « Прятки» - релаксация - рефлексия | |||
Ноябрь | ||||
- Содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, - учить справляться со страхами через рисунки. - развитие коллективного творчества, - двигательной активности, - доброжелательного отношения друг к другу, - снятие мышечного напряжения, - обеспечить пути поиска преодоления страха; - способствовать развитию эмпатии, - умению сопереживать другим. - учить справляться со страхами через рисунки. | - «Приветствие» - « Кого или чего я боюсь» - « Росточек под солнцем» - «Дружба начинается с улыбки» - « Мой страх» - « Мои сны» - « Узнай по голосу» - « Комплименты» - « Снежный ком» - « Поделись Улыбкою своей» - рефлексия - релаксация | |||
Декабрь | ||||
- Выработка уверенности в себе, - интереса к занятию, - сплочение коллектива, - умение выполнять упражнения под действием своих эмоций и музыки, - выработка уверенности в себе, - снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков. - учить справляться со страхами через рисунки. | - «Приветствие» - « Кого испугался Крошка Енот» - « Росточек» - « Смелые ребята» - « Что мне снится страшное или чего я боюсь днем» - «Подари мне комплемент» - «Расскажи свой страх» - « Нарисуй свой страх» - рефлексия - релаксация | |||
Январь | ||||
- Снятие психофизиологического напряжения - повышение самооценки ребенка; - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения распознавать чувства другого; -снятие психомышечного напряжения. - развитие внимания к самому себе, внутреннему состоянию, - создать благоприятные условия для устранения страха, - способствовать развитию эмпатии. - снятие психоэмоционального напряжения | - « Приветствие» - « Превращения» - « Связующая нить» - « Превращение кляксы» - « Прятки» - « У страха глаза велики» - « Снежный ком» - « Комплименты» - рефлексия - релаксаци | |||
Февраль | ||||
Снятие психофизиологического напряжения. - содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, - учить справляться со своим страхом через рисунок, - снятие психоэмоционального напряжения - снятие психомышечного напряжения. - снятие страха приведений путем просмотра мультфильма и проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха, - преодоление негативных переживаний, - символическое уничтожение страха, - снижение эмоционального напряжения. | - «Приветствие» - « Не боимся паука» - « Росточек под солнцем» - « Муха- цокотуха» - « Петушиные бои» - « На что похоже мое настроение» - « Страшное животное» - « Веселые и страшные приведения» -« Я сегодня повстречался с приведением» - рефлексия - релаксаци | |||
Март | ||||
- Снятие психофизиологического напряжения. - учить справляться со страхами через рисунки. - развитие коллективного творчества, - двигательной активности, - доброжелательного отношения друг к другу, - снятие мышечного напряжения, - обеспечить пути поиска преодоления страха; - способствовать развитию эмпатии, - умению сопереживать другим. - учить справляться со страхами через рисунки. | - « Приветствие» - « Кого или чего я боюсь» - « Росточек под солнцем» - «Передай другому» - « Мой страх» - « Мои сны» - « Узнай по голосу» - « Комплименты» - « Снежный ком» - « Поделись Улыбкою своей» - рефлексия - релаксация | |||
Апрель | ||||
Снятие психофизиологического напряжения. - развитие коммуникативных навыков; - развитие умения распознавать чувства другого; -снятие психомышечного напряжения. - развитие внимания к самому себе, внутреннему состоянию, - создать благоприятные условия для устранения страха, - способствовать развитию эмпатии. - снятие психоэмоционального напряжения | - « Приветствие» - « Превращения» - « Связующая нить» - « Росточек под солнцем» - « Прятки» - « Возьми и передай » - « Снежный ком» - « Комплименты» - рефлексия - релаксаци | |||
Май | ||||
- ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха, - изображение себя в активной, - противостоящей страху позиции, - развитие коммуникативных навыков. | - « Приветствие» - « Как я победил свой страх» - « Снежный ком» - « Петушиные бои» - « Узнай по голосу» - « Комплименты» - рефлексия - релаксаци | |||
Июнь | ||||
- восстановление впечатления предыдущего занятия, - движение к позитивному изменению, - закрепление навыков - Диагностика | - « Приветствие» - « Кем я хочу стать» - « Мое настроение» - « Рисуем наши впечатления» - « Волшебный клубочек» - рефлексия - релаксаци |
Литература
1. Антонова Е.В., Томашевская О.А. Коррекция страхов у детей ст.д/в
методами арт - педагогики. Конференция 2015
3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Изд.: ИП и
КП, 2009
4.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие для детей старшей группы с задержкой психического развития " За героями времен"
Физкультурное занятие посвященное 23 февраля. Направленное на воспитание патриотических чувств к Родине, с злементами самомассажа и пальчиковой гимнастики....
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...
Природный материал как вспомогательное средство в сказкотерапии детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Данная статья раскрывает широкие возможности использования природного материала в развитии речи детей, мелкой моторики, ознакомления с окружающим....
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...