Программа занятий игрового практикума для родителей «Готовимся к школе – играя!»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Игровой практикум для родителей «Готовимся к школе – играя» сочетает в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников, психопрофилактика родительской тревожности, обучение родителей игровому взаимодействию.
Занятия с родителями проводятся в течение года один раз в месяц. Программа рассчитана на восемь встреч/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_igrovogo_praktikuma_dlya_roditeley.docx | 142.32 КБ |
Предварительный просмотр:
2020г.
Пояснительная записка
Программа занятий
игрового практикума для родителей «Готовимся к школе – играя»
Цель: психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников, психопрофилактика родительской тревожности, обучение родителей игровому взаимодействию.
Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет и читать, писать и считать. Между тем, мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему учат в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению и контроль за своими действиями.
Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что отнего требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.
Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придется выполнять домашние задания. А третьим вообще тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему – не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и процессу познания вообще.
Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете аккуратно ввести его более сложный мир.
Игровой практикум для родителей «Готовимся к школе – играя» сочетает в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников, психопрофилактика родительской тревожности, обучение родителей игровому взаимодействию.
Занятия с родителями проводятся в течение года один раз в месяц. Программа рассчитана на восемь встреч по 1 ч.
Календарно-тематический план занятий
№ занятия | Тема | Цель | Количество часов |
Первое занятие | Эмоциональное развитие ребенка. Что это такое? | Способствовать оптимизации внутрисемейных отношений; обучение родителей эмоционально-положительной модели взаимодействия с ребенком. | 1 час |
Второе занятие | Консультация-практикум. О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр. | Обучение родителей целенаправленному использованию коррекционно-развивающих игр и упражнений. | 1 час |
Третье занятие | Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка. | Научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка. | 1час |
Четвертое занятие | Игры, в которые играют… | Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. | 1час |
Пятое занятие | Игры со сказками… | 1час | |
Шестое занятие | Играем в выдающихся математиков. | Познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения. | 1 час |
Седьмое занятие | Игры в квартире, во дворе и на даче. | Помочь взрослым организовать общение с ребенком на языке телесных ощущений и переживаний. | 1 час |
Восьмое занятие | Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе. | Развивать сотрудничество родителя с ребенком, развивать мышление, воображение, выразительность движений; способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению. | 1 час |
Итого: | 8 часов |
Первое занятие
Эмоциональное развитие ребенка. Что это такое?
Цель: способствовать оптимизации внутрисемейных отношений; обучение родителей эмоционально-положительной модели взаимодействия с ребенком.
Материал. К доске прикреплено большое изображение сердца (из ткани, картона и т.п.). На столах лежат вырезанные из цветной бумаги (зеленой, синей, черной и красной) маленькие изображения сердец. Картинки для игр и тестов.
Ход заседания
Родители сидят за столами, расставленными по кругу.
Педагог. Добрый вечер! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов. В чем оно проявляется? (Высказывания родителей.)
Да, верно. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают.
Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
Подумайте и ответьте себе честно, существуют ли в вашей семье причины, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка. Если есть одна причина, возьмите зеленое сердечко и приколите его к большому сердцу (на доске). Если есть две причины – приколите синее сердечко. Если три и более причины, то приколите черное сердечко.
Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что его в семье нет ни одной причины, нарушающей эмоциональное благополучие ребенка.
Родители и педагоги обсуждают результаты получившейся «картины».
Педагог. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допустить нервного срыва у ребенка.
Теперь переходим к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми. Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании; кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить; какое у него при этом было настроение; сколько времени вы потратили на выполнение задания и т.д.(Выступление двух – трех родителей.)
Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но, когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится.
Я хочу предложить вам игру «Страхи в домиках».
Перед вами два домика – черный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.
На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.
По окончании педагог раздает родителям списки перечисленных страхов.
Проводится разминка.
1.Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:
- Любят поспать,
- Любят сладкое.
2.Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
- Любят работать на даче,
- Любят делать заготовки на зиму.
3.Выходят в круг и танцуют родители, которые:
- Любят тратить деньги,
- Любят путешествовать.
Педагог. Продолжим наше заседание. Предлагаю тест «Веселое – грустное лицо, или Что бы это значило?».
У каждого из вас сюжетная картинка, на которой художник не прорисовал лицо ребенка. Внимательно рассмотрите её и попробуйте передать выражение детского лица, которое соответствует данной ситуации. Сложите все картинки, а затем выберите ту, где с вашей точки зрения, нарисован эмоционально благополучный ребенок.
После обсуждения картина выбирается большинством голосов.
Педагог. Как вы думаете, наказание может быть причиной нарушения эмоционального благополучия ребенка? Заполните анкету. Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.
У вас на столах лежат карточки двух цветов. Поднимите красную карточку те, кто физически наказывает своих детей. Поднимите желтую карточку те, кто отрицательно относится к физическим наказаниям детей.
Известный российский психолог Владимир Леви написал семь правил для все – «Наказывая, подумай: зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребенок не должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».
Наша встреча подошла к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. Таким образом все получат друг от друга пожелания счастья, радости, удачи.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешанными и рассудительными!
Второе занятие
Консультация – практикум
О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений.
В настоящее время предлагается большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Родители после консультации с психологом детского сада могут целенаправленно использовать коррекционно - развивающие упражнения и игры.
Одной из задач психолога является объяснение коррекционных игр и заданий. Психолог проигрывает их с родителями, чтобы те могли уверенно, активно и свободно играть с ребенком в эти игры дома.
Игра «Солдатики»
В эту игру можно играть дома и на улице вовремя прогулки. По приказу командира – взрослого солдатик – ребенок поворачивает налево, направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в робота – ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.
Игра «Левее – правее»
Вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.
Упражнение «Придумай и отгадай загадку»
Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое» (Снег.) Загадки могут быть про вещи и предметы, расположенные рядом с играющими, в поле их зрения.
Задание «Разложи картинки»
Полезно разложить по порядку картинки, связанные одним сюжетом, и придумать о низ связный рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Веселые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепутав порядок событий.
Игры с фишками
Они дают представление о натуральном ряде чисел, развивают внимание, зрительное восприятие, умение работать вместе.
Игра в лото.
Игра развивает внимание, логическое мышление, произвольность.
Игра «Почта»
Разделите лист бумаги на четыре квадрата. Попросите ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку) по словесной инструкции. Например: «нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать лучше с простых «адресов», заканчивать сложными. Если ребенок затрудняется, можно начать игру с целого листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу».
Игровое задание «Поиск клада»
Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или всей квартиры. На нем обозначьте место, где вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность словами «горячо-холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже».
Упражнения на развитие тонкой моторики рук
Для большего эффекта желательно придерживаться следующих психолого – педагогических условий:
- Использовать прописи – чистовики для ребенка, имеющего трудности с тонкой моторикой;
- Оценивать усилия, а несоответствующие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
- Не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно сосредоточиться на письме отдельных букв;
- Ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набело (будет получаться все хуже и хуже);
- Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релакционными упражнениями;
- Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не превышать 10-15 мин.
- Постановка руки. Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечке указательного пальца, куда ложится ручка.
- Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую фигуру. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали , наискось). Перед началом работы педагог должен показать детям образец штриховки.
- Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.
- Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.
- Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более тонкую веревку.
- Вырезание ножницами по контуру. Например, фигуру бумажной куклы, машины.
- Изготовление мелких поделок из бумаги. Для этого вида работы потребуется соответствующая книга из детской библиотеки, ножницы, клей, ватман.
- Работа с мелким конструктором, мозаикой. Важна также работа по образцу.
Пальчиковая гимнастика
- Массаж пальцев. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
- Упражнение«Приветствие футболистов». Дотронуться до каждого пальца – футболиста и поздороваться : «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.
- Упражнение «Волны». Ребенок пытается сделать «Волны» кистями рук (как умирающий лебедь). Повторить обоими руками 2 – 3 раза.
- Упражнение «Крестики-нолики». Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.
- Упражнение «Колокольчики». Ребенок в течение 30 – 60 с потряхивает кистями рук.
- Упражнение «Змейка». Ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальцев в отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше от ладони. Повторить обеими руками 3-4 раза.
- Упражнение «Музыка». Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.
- Упражнение «Ножницы». Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный палец от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.
- Упражнение «Круги». Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальцем обеих рук.
- Повторить упражнения 3, 5 , затем сделать массаж.
После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком в игру «Театр теней», научив изображать из пальцев персонажей теневого театра (собаку, утку, лань). Для игры удобно использовать фильмоскоп без пленки.
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
Подведение итогов
Третье занятие
Практикум
Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка
Цели: научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития; научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.
Упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка
- Игровые упражнения в парах «родитель – ребенок». Поиграем с руками друг друга: руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.
- Психологическая игра для всей семьи по типу лото с карточками. Карточки читают взрослые. Ребенку предлагается решить, подходит ему эта фраза или нет, если да, ребенок оставляет карточку у себя.
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.
Мне легко познакомиться и завести разговор с незнаком мальчиком или девочкой.
Мне кажется, что быть взрослым лучше, чем ребенком.
Есть более старшие дети, которых я боюсь.
Я не люблю чистить зубы.
Упражнения на проявление интеллектуальных умений и инициативы ребенка.
- Найди игрушку по плану-схеме.
- Ответим друг за другом, в какое время года родился каждый из нас.
- Невербальные загадки с движениями «Угадайте, в какое время суток это бывает».
- Игра на умение устанавливать причинно-следственные связи «Закончи предложение».
- Игра на способность к саморегуляции внимания, памяти «Да-нет».
Упражнения на проявление игровой инициативы, стимуляцию моторного и эмоционального самовыражения.
Соприкоснитесь спинами, коленями, носами, плечами (выполняется в парах); исполните простые танцевальные движения под музыку в парах, в круге, в шеренге.
Подведение итогов встречи.
Завершая игровое общение, обратите какими способами выражения доверия силам и умениям ребенка взрослые пользовались, как им удавалось эмоционально поддерживать детей, избегать поспешной оценки действий, показывать сыну или дочери свою готовность относиться внимательно к тому, что для него остается пока трудным.
Занятие четвертое
Игры, в которые играют…
(с элементами тренинга)
Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим миром;
- Создание благоприятного психоэмоционального климата участников при общении;
- Формирование чувства доверия к участникам;
- Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- Оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.
Педагог-психолог. Многие родители хотели бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все , темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Взаимодействие детей родителей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.
Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних праздниках.
Практическая часть
Упражнения и игры.
Упражнение «Я и мои эмоции»
На карточках изображены различные, эмоциональные состояния человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица. Игра направлена а изучение и осознание ребенком мимических и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики.
Игра «Настроение»
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом, какое – либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: веселый – грустный, добрый – злой, теплый – холодный, ясный – темный (мрачный), молчаливый – общительный, тихий – шумный.
Игра «Испорченный телефон»
Эта всем известная игра создает радостное настроение и способствует теплому общению между людьми.
Игра «Угадай – ка»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой – либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать из чуда мешочка. Это упражнение помогает ребенку осознавать возможности и богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у других людей.
Упражнение «Знакомство с друзьями».
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит.
В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения между людьми, создавать атмосферу сотрудничества.
Игра «Запомни звуки»
Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые своим звучанием знакомы детям. Звуки можно «зарисовать», угадывать или просто повторять то, что звучало (несколько предметов).
Эта игра научит детей концентрировать внимание, развивать слуховую память.
Игра «Аукцион»
Взрослый предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, взрослый считает: «круглый – раз!, круглый – два!, круглый – три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет. Игра создает здоровый эмоциональный подъем в группе людей.
Игра «Спичечный узор»
Нужно взять три спички (или 4-5), бросить их на стол, запомнить узор и вместе с ребенком постараться выложить такой же, но первый предварительно прикрыть листом бумаги.
Игра развивает произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и взаимодействие между родителем и ребенком.
Игра «Апельсин»
Две команды передают подбородком апельсины. Команда, передавшая апельсин, побеждает. Необходимое условие: нужно встать – ребенок, взрослый, ребенок и т.д.
В игре развиваются эмпатия, взаимопомощь, возникает положительный эмоциональный настрой.
Игра «Скажи другому комплимент»
Участники высказывают комплименты о характере, внешности, способностях и других качествах других.
Подведение итогов: в конце встречи психолог делает выводы, обобщает высказывания родителей и сообщает о темах предстоящих встреч.
Занятие пятое
Практикум
Игры со сказками
1.Разминка «Кто это? Что это?»
- Из него видно, что делается на улице?
- Дедушка, который раздает подарки?
- Что получается, когда заплетают косички?
- Польза от коровы?
- Где можно увидеть себя?
- Съедобный герой сказки?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели был вчера?
- Начало дня?
- Как называется часть одежды, куда кладут носовой платок?
- Ребенок собаки?
Отгадай название сказки
В домашних условиях в игре могут участвовать все члены семьи. Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч,отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз …Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик….
Аленький… золотой…
Бременские… доктор…
Назови сказочного героя с необычным внешним обликом
Участники игры называют сказочных персонажей, у которых имеются необычные части тела, например: Змей Горыныч (огнедышащая голова), Чебурашка (большие расплюшенные уши), Русалочка (вместо ног хвост), Буратино (длинный острый нос),Чипполино (голова в форме луковки), Старик Хоттабыч (Борода с волшебными волосками), Баба-Яга (костяная нога), Дюймовочка и Мальчик – с Пальчик (маленький рост), Мальвина (голубые волосы), Конек-Горбунок (туловище маленького размера).
Что лишнее?
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относится к ее содержанию. Другой указывает саму сказку и называет лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-Яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По щучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Пальчиковая гимнастика.
«Я здороваюсь везде
В доме и на улице
Даже «Здрасьте» говорю,
Я соседней курице».
(По очереди соединяются подушечки большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем)
Сказочная чепуха
Игра эмоционально объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд бодрости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется известная небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых многократно повторяются: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Рассмотрим ход игры на примере сказки «Репка». Договорившись о выборе сказки, участники игры распределяют между собой роли. Каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу рассказа сказки.
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя…»
Внучка – «Прикольно»,
Жучка – «Сейчас спою»,
Кошка – «Бубль гумм».
Мышка – «Выходи, подлый трус!»
Когда между участниками распределены роли, а придуманные дежурные фразы приняты всеми и не вызывают возражений, ведущий медленно начинает рассказывать сказку, постепенно прибавляя темп. После каждого названия персонажа, участник, исполняющий его роль, громко произносит свою дежурную фразу с выразительной интонацией, подчеркивая по своему усмотрению характерные черты и манеры поведения сказочного героя. Получается действительно сказочная чепуха и всем от этого становится очень смешно. Каждый участник может блеснуть комизмом и артистичностью. Конечно, у детей может с первого раза не получиться яркой, с юмором вставлять свою фразу по ходу сказки. Но это не так важно. Со временем ребенок лучше поймет и освоит юмористический жанр игры, оценит его. Обычно игра проходит под взрывы хохота.
Для удобства ведущему изложим текст сказки «Репка». В местах многоточия каждый участник игры произносит дежурную фразу.
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая-пребольшая. Стал дед (…) репку (…) из земли тащить: тянет –потянет –вытянуть не может.
Повал дед (…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) –тянут потянут –вытянуть не могут.
Позвала бабка (…) внучку (…). Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…), тянут - потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…). Тянут – потянут - вытянуть не могут.
Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…), тянут – потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка (…) мышку (…). Мышка (…) за кошку (…), кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка(…), за репку (…). Тянут – потянут – вытащили репку (…)!
Итог занятия.
Занятие шестое
Практикум
Играем в выдающихся математиков
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.
Оборудование: счетные палочки, спички, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты, и все, что есть под рукой для игр.
Математика в повседневной домашней жизни встречается повсюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.
Посчитаем
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? (нас трое и щеток три.) Какая щетка самая большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего больше? Чего меньше?
Пришли в поликлинику. У кабинета врача большая очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания. Можно предложить логические задачки.
- Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
- Из дупла выглядывало 6 беличьих хвостиков. Сколько белочек сидело в дупле?
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
- Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?
- Изпод ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
У кого больше?
…лап – у кошки или попугая?
…хвостов – у собаки или лягушки?
…ушей – у мышки или свинки?
…глаз – у змеи или крокодила?
Какое число я пропустила?
Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16. Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное.
Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
Истинно или ложно?
В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание. Истинно ли мое высказывание?
Все кошки полосаты.
В Москве естьзоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
Посмотри вокруг
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
Домашние игры
Дома можно между делами вовлекать ребенка в следующие игровые упражнения.
- Который по счету? На полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим? Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий? То самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?
Подведение итогов занятия.Прощание.
Занятие седьмое
Практикум
Игры в квартире, во дворе и на даче.
Цель: помочь взрослым организовать общение с ребенком на языке телесных ощущений и переживаний.
Горячие руки.
Это игра на развитие быстроты реакции. Ведущий встает в круг, остальные вокруг него. Игроки поднимают руки на уровень пояса и держат их ладонями вверх. Ведущий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Игроки, спасаясь, быстро убирают руки. Кого ведущий осалил , тот водит. Игроки могут и не убирать руки, а поворачивать руки вниз ладонями. Игра проходит живее, когда ведущий пытается быстро перемещается по кругу в разных направлениях.
Кошечка
Нежное поглаживание руки игрока водящим сопровождается ласковыми словами, усыпляющими бдительность играющего: «Кошечка, кошечка…». Мгновенное последующее движение, позволяющее осалить игрока со словами: «Брысь под лавку!» Игрок должен успеть опустить руки. Если он этого не сделал, то отдает фант.
Успей поймать
Особенно уместна в ситуации утомительного долгого ожидания, например,в аэропорту, на вокзале. Воспользуйтесь проездным билетом, ненужным чеком. Ребенок должен успеть зажать ладонями предмет, брошенный с небольшой высоты. Можно использовать обычный полиэтиленовый пакет, удерживающий воздух. Он прекрасно парит в воздухе, что позволяет его перебрасывать, передавать и производить любые другие действия руками, ногами и головой.
Не дай упасть
Это игра на развитие дыхания. Найденное ребенком обыкновенное перышко, пушок может служить игровым атрибутом. Регулируя силу воздушной струи на выдохе, ребенок может удерживать перышко в полете, изменять уровень высоты.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д. Выполнять в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одно временно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
- Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук, 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
- Кулак – ребро – ладонь. Показывать ребенку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет пробу вместе с показывающим. Затем по памяти повторяет 8-10 раз. Выполнять сначала правой рукой, потом обеими вместе. При усвоении программы или при других затруднениях в выполнении можно помогать словесными командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося вслух или про себя.
- Голова – живот. Правой рукой гладить по голове, левой – похлапывать по животу. Поменять руки. Левой гладить по голове, правой – хлопать по животу.
Подвижные игры.
- Липкие пеньки.Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо игроков. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест. Если игра проводится в лесной зоне, «липкие пеньки» можно успешно заменить на «липкие сучки». Игроки прижимаются к стволу дерева одной рукой, осаливая другой пробегающих детей. Сучки могут вращаться вокруг дерева.
- Поймаем канат. Понадобится веревка (прыгалка). Кто нибудь из детей получает прыгалку. Один конец он держит в руке, другой свободно кладет на землю. Ребенок бежит на небольшом расстоянии перед игроками и тянет за собой прыгалку. Все остальные должны стараться поймать ее конец, извивающийся по земле. У кого это получится, тот теперь сам бежит с прыгалкой.
- Удочка.Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре место водящего, он вращает по кругу шнур длиной 2-3 м с грузом на конце, например, шишкой. Играющие внимательно следят за шнуром: перед его приближением подпрыгивают на месте вверх, чтобы шнур не коснулся ног. При этом водящий может изменить высоту и скорость вращения, но груз не должен касаться земли. Тот, кого задела шишка, становится водящим.
- Жонглеры (Трюкачи). Это игра умеренной двигательной нагрузки. Устройте вместе с ребенком на поляне арену цирка. Для игры необходимо набрать шишки, камешки, желуди, орехи, пластмассовые пробки – все, что годится для жонглирования. Для разминки перед выступлениями артисты упражняются сначала одним предметом, затем переходят к упражнениям с двумя предметами.
1. Подбросить, поймать обеими руками (правой, левой поочередно).
2. Подбросить одной рукой, поймать другой.
3. Подбросить, хлопнуть в ладоши (перед собой, за спиной, над головой, под ногой, повернуться вокруг себя, присесть), поймать. Задание может быть постепенно усложнено количеством хлопков, разным исходным положением при броске, не исключается бросок ногой.
4. Провести бросок из-под руки, из-под ноги, из-за спины. Поймать.
5. Подбросить правой рукой, передать предмет из левой руки в правую. Поймать левой рукой.
Комбинации движений рук в игре целесообразно вести от простых заданий более сложным. Это позволит постепенно наращивать проворность, хорошую ориентировку в пространстве, умение распределить внимание.
Удержи палку на ладони
Лежащая на земле ровная палка (30-50 см) может послужить прекрасным тренажером для развития чувства равновесия. Нужно как можно дольше удерживать палку в вертикальном положении на раскрытой ладони. Усложненный вариант: перемещение с палкой до определенного ориентира.
Шишка-ловишка
Это игра на развитие глазомера, ловкости, и координации движений. Понадобится любая емкость (одноразовый стаканчик, коробка из-под сока, жестяная банка, тара из под йогурта) и веревочка (шнурок) длиной 50 см и больше, на одном конце которой привязан (конфета, сушка, шишка), другим крепится за край тары. Все действия производятся одной рукой. Подбрасываем приз и ловим стаканчиком.
Море волнуется
Предлагается придумать индивидуальные и коллективные фигуры: «Спортсмены», «Скульптор», «Обитатели морей», «Зоопарк», «Моя семья» с предметами и без них. Водящий предлагает слова:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская (зверей зоопарка и т.д.) фигура замри!
При этом поощряют детей, придумавших необычную фигуру, красиво и образно ее выполнивших. К ним переходит право водящего.
Подведение итогов.
Занятие восьмое
Практикум
Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе
Предварительная работа. Накануне занятия родителям раздаются карточки с наглядным материалом, подбор стихов, иллюстрации.
Задачи:
- Развивать сотрудничество родителя с ребенком;
- Развивать мышление, воображение, выразительность движений;
- Способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению.
Оборудование: магнитофон, атрибуты к играм, карточки к заданиям, бумага формата А3, восковые мелки, цветные карандаши.
***
Встреча проводится в игровой комнате. Педагог-психолог предлагает детям и родителям принять участие в совместных играх, объясняя правила перед началом каждой игры.
1.Упражнение «Доброе животное».
Цель: сплотить группу.
Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог психолог тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. (Дети прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Животное» дышит ровно и спокойно.
2.Игра – упражнение «Мы любим друг друга»
Цель: установить доверительный контакт.
Взрослые образуют внешний круг, дети – внутренний, все смотрят друг другу в глаза и говорят:
Я – дрозд и ты – дрозд,
У меня нос и у тебя нос.
У меня щечки красные
И у тебя щечки красные.
У меня губки алые
И у тебя губки алые.
Я – друг и ты – друг.
Мы любим друг друга!
3.Игра «Изобрази без предметов»
Цели:
- Развивать мышление и воображение;
- совершенствовать выразительность движений.
Каждая семья получает карточку с заданиями продемонстрировать следующие движения (без предметов):
- Разрезать на ломтики арбуз и съесть;
- Перелить воду из одного стакана в другой;
- Взять в руки холодный, горячий предмет;
- Остричь ногти;
- Развернуть, прочитать и сложить газету;
- Наколоть дрова;
- Поднять вещи массой 1 кг, 100кг;
- Пришить пуговицу;
- Вдеть нитку в иголку.
4. Игра «Артисты цирка»
Цели:
- развивать воображение, мышление, чувство юмора;
- совершенствоватьвыразительность движений, коммуникативные навыки.
Все участники делятся на две команды. Педагог – психолог говорит: «Представьте, что вы артисты цирка. Ваша задача – придумать оригинальный номер и, немного прорепетировав, показать его».
Первая команда – дрессировщики, вторая – жонглеры с кольцами. (Используются музыкальное сопровождение и атрибуты.)
5.Продуктивная деятельность «Превращение ладошки»
Цель: развивать воображение, образное мышление, изобразительные навыки, художественный вкус.
Каждой семье дается небольшое стихотворение.
Динозаврик – малышонок Светит, как жар – птица,
Улыбается спросонок: каждый лепесток.
Мама рядом, папа рядом – Вот какое чудо
Что еще для счастья надо? На моем листе -
Оживает сказка
Мчится быстро, со всех ног В полной темноте
Под водой морской конек.
Вот застрял в траве густой.
Я кричу: «Попался, стой!»
Сына папа – осьминог На полянке есть пенек
Целый час догнать не мог. Он не низок, не высок
Еле – еле осьминожка Посмотрите-ка, ребятки,
Успокоился немножко, Что растет на нем? Опятки!
Потому, что надо спать. Присмотритесь-ка получше
Ножкам надо отдыхать. Это кактус. Он колючий.
Распустился в чаще А когда дожди пойдут,
Аленький цветок. Все колючки расцветут.
Мы вместе с подружкой Слониха слоненку
Рисуем загадку. Цветы подарила,
Ладошку, другую прижмем А после на ушко
По порядку, Еще говорила:
Добавим кружков, украсим их снова – «Ты кушай получше,
И вот уже бабочка Мой славный сынок,
Наша готова. Чтоб сильным, как папа,
Ты вырасти смог».
Необходимо изобразить иллюстрацию к стихотворению. После рассматривания рисунков оформляется выставка рисунков в группе.
6.Упражнение «Круг друзей»
Цель: эмоционально сплотить группу.
Дети берутся за руки и говорят: «Спасибо всем за то, что нами прожито сегодня!»
Прощание с участниками практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"
Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...
Программа для детей дошкольного возраста «Готовимся к школе»
Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребенку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребен...
Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)
laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...
Проект программы организации игровой деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Макет сюжетно-ролевой игры "Стройка"
Презентация долгосрочного проекта организации игровой деятельности в группе старшего дошкольного возраста...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ - ИГРАЯ»
Просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ -ИГРАЯ» в условиях реализации ФГОС презентация
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Программа кружковой работы "Развивай-ка. Готовимся к школе"
На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребё...