Программа для детей дошкольного возраста «Готовимся к школе»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребенку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребенка к знаниям.
Известно, что разнообразные практические задания способствуют выявлению у детей представления об окружающем мире, развитию логического мышления и общему развитию детей.
Данный курс занятий развивает психические процессы детей дошкольного возраста.
Большое внимание уделяется развитию восприятия: формы, цвета, размера, высоты, ширины, пространства. На занятиях дети учатся узнавать предметы по его признакам, выделять признаки предмета, сравнивать их.
Продолжается работа по развитию речи. Используются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_gotovimsya_k_shkole.docx | 87.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для детей дошкольного возраста
«Готовимся к школе»
Гоголева Наталья Николаевна, педагог-психолог
1 квалификационная категория
Педагогический стаж 15 лет
МБДОУ №9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребенку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребенка к знаниям.
Известно, что разнообразные практические задания способствуют выявлению у детей представления об окружающем мире, развитию логического мышления и общему развитию детей.
Данный курс занятий развивает психические процессы детей дошкольного возраста.
Большое внимание уделяется развитию восприятия: формы, цвета, размера, высоты, ширины, пространства. На занятиях дети учатся узнавать предметы по его признакам, выделять признаки предмета, сравнивать их.
Продолжается работа по развитию речи. Используются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков речи. Совершенствуется диалогическая речь, формируются навыки пересказывания и составления небольших рассказов.
Продолжается работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Вырезание по контуру, лепка, оригами – все это помогает развивать точность и ловкость движений. Пальчиковые игры в этом возрастном периоде также актуальны. Они активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Кроме пальчиковой гимнастики на занятиях используются различные графические упражнения, такие как : «Дорожки», «Обведи по очкам», «Штриховка» и т.д.
Большое значение на занятиях уделяется пространственной ориентировке. Дети знакомятся с такими понятиями верх – низ, перед – сзади, между, первый – последний…
На каждом занятии идет работа по развитию мышления, дети учатся сравнивать предметы, находить сходства, отличия, определять одинаковые предметы, выполнять простые закономерности.
На занятиях дети усваивают счет, учатся сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов, соотносить количество и число, действовать по схеме – алгоритму.
Игры с правилами помогают удержать и развить внимание и память детей. Ребенок чтобы добиться цели, учится концентрировать свое внимание, старается запомнить требуемое, тем самым происходит непроизвольное развитие этих психических процессов.
Дети учатся ограничивать свои желания, представлять поставленную перед собой цель, подчинять ей способ и порядок выполняемых действий, преодолевать несложные препятствия, оценивать полученный результат.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Развивать психические процессы детей дошкольного возраста;
- Преодоление трудностей детьми при общении друг с другом;
- Развитие связной устной речи;
- Развитие мелкой моторики;
- Выработка первичных навыков счета и геометрических представлений;
- Развить у детей фонематический слух;
ЗАНЯТИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА:
- сенсорное развитие (развитие восприятия: цвета, формы, величины, пространства и времени)
- развитие речи ( формирование речевого высказывания, подготовка органов речи и слуха к восприятию правильного звука и правильной артикуляции,)
- развитие психических процессов (внимание, памяти, мышления, воображения)
- формирование математических представлений (количество и счет, геометрические фигуры, величина и ориентировка в пространстве)
- развитие моторики (графические упражнения – «диктанты», штриховка, вырезание, оригами)
- социальное развитие (навыки общения)
- развитие эмоциональной сферы
физическое развитие
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
- курс учитывается все стороны развития ребенка: интеллектуальную, физическую, эмоциональную, социальную;
- занятия проводятся в игровой форме, с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста;
- для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий происходит частая смена деятельности;
СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ
В перспективный план входят элементы программы «2100», за основу взяты методические пособия:
- Л.А.Грищук «Школа дошкольников» занимательные уроки
- Л.В.Управителева «Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление»
- Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся к школе»
- Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова «Я хочу»
- Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет так как именно в этом возрасте совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность. Дети успешно овладевают основными движениями. Появляются простые формы учебной деятельности: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания. Данная методика содержит комплексный подбор материала для организации занятий. Содержит задания, игры и упражнения по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления и мелкой моторики дошкольников.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, в старшей и подготовительной группах.
Особое внимание уделяется детям не справляющимся с программным материалом.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- дети умеют различать гласные и согласные звуки, слышать их, выделять первый, последний звук в слове;
- слова имеют смысл и могут обозначать предметы, признаки, действия;
- делить слова на слоги, из них составлять слова, а из слов предложения;
- чтение по слогам, а также коротких слов;
- уметь логически мыслить;
- подготовить руку к письму;
- приобрести элементарные математические представления.
«ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
(старшая группа 5-6 лет)
№ п/п | Название занятия | Цели, задачи | Демонстрационный материал | Структура занятия |
1 | Это я. | Развитие восприятия, памяти, мышления | Разрезные картинки, загадки, чистые листки, цветные карандаши. | Занятие начинается со знакомства детей «Мяч по кругу». - упражнение на развитие восприятия (собрать картинку и ответить на вопрос: кто это?) - игра «Ежики» (в кругу с движениями) - упражнение на сравнение: что общего у мальчика и девочки, чем они отличаются. - игра «Один – много». - игра «Что изменилось» - игра «Ты загадку отгадай, кто тебя позвал, узнай» - рисунок «Это я» (дети рисуют себя) - итог. |
2 | Моя семья. | Умение ориентироваться в пространстве, развитие памяти, речи, мелкой моторки. | Рисунки членов семьи, сюжетные картинки, чистые листки, цветные карандаши. | О теме занятия дети узнают из стихотворения. - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось» - Игра «Расскажи мне о семье» (встают по кругу, передают игрушку, рассказывают как зовут маму, папу, где работают) - методика Р.Жиля (особенности межличностных отношений ребенка) детям предлагаются картинки, на которых изображена семья в различных ситуациях, нужно показать, где находишься ты? - пальчиковая игра - упражнение на сравнение (найти отличия в двух одинаковых мальчиках) - рисунок «Моя семья» - итог |
3-4 | Игрушки. | Развитие восприятия, умение сравнивать, знакомство с цифрой 2. | Геометрические фигуры, игрушки. | - упражнение на развитие восприятия (собрать картинку и сказать: что это?) - упражнение «Форма, цвет, размер» - игра «Летит, летит по небу шар» - упражнение «Число и цифра 2». Сравнение и уравнивание групп предметов». - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести точно по контуру и закрасить неваляшку). - упражнение «Мышление. Вариативность» (расположить игрушки так, чтобы они каждый раз не повторялись) - игра на внимание «Игрушка – движение» - итог. |
5 | Школьные принадлежности. | Развитие внимания, восприятия, умение ориентироваться в пространстве, знакомство с цифрой 3. | Картинки школьных принадлежностей, чистые листки. | Методом наложения изображены предметы, так дети узнают тему занятия. - упражнение «Число и цифра «3». Получение следующего числа путем прибавления единицы» - игра на внимание «Цвет – движение» - Пространственная ориентировка на листе. - игра «Возьмем – не возьмем» - игра «Угадай предмет по описанию» - итог |
6-7 | Одежда. | Умение ориентироваться в пространстве, развитие мышления, знакомство с числом 4. | Картинки одежды, геометрические фигуры. | На доске различные виды одежды. - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось» - игра «Ты загадку отгадай, кто во что одет, узнай» - упражнение «Число и цифра «4». Получение следующего числа путем прибавления единицы» - игра на внимание (найти пару для рукавичек) - упражнение на развитие мелкой моторики (получают силуэт рукавички, нужно ее украсить) - упражнение на мышление и вариативность. - итог. |
8 | Обувь. | Развитие восприятия, внимания, мелкой моторики, знакомство с цифрой 5. | Картинки обуви, ножницы. | Тему занятия узнают из предметов, изображенных на рисунке. - упражнение на развитие восприятия (методом наложения изображены предметы: что это?) - упражнение «Число и цифра «5» - игра «Число – движение» - игра на внимание «Найди пару» - упражнение на развитие мелкой моторики ( вырезать силуэты обуви за определенное время) - игра «Ты загадку отгадай, кто во что обут, узнай» - упражнение «Мышление. Вариативность» - упражнение «Память, внимание, вариативность» (определить что лишнее) - игра «Что изменилось?» - итог. |
9 | Головные уборы. | Развитие мышления, внимания, памяти. | Картинки головных уборов, квадраты разных цветов, картинки девочки и мальчика. | На доске различные изображения головных уборов. - упражнение «Форма, цвет, размер» - игра на внимание «Цвет – движение» - игра «Сколько?» (соединить количество предметов и цифру) - упражнение «Память, пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - упражнение на внимание «Запутанные линии» (узнать, у кого, какой головной убор) - итог |
10 | Посуда. | Умение сравнивать предметы, развитие мелкой моторики, внимания. | Картинки посуды, листочки с контурами посуды, карандаши. | Собирают картинку из 4 частей, узнают тему занятия. - упражнение на сравнение двух предметов. - упражнение «Счет, пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» -игра на внимание «Цвет – движение» - упражнение «Сравнение и уравнивание предметов» - игра «Повар» (дети стоят по кругу) - упражнение на развитие мелкой моторики. - игра «Сервируем стол» (разыгрывается ситуация «Ждем гостей») - итог. |
11 | Мебель. | Развитие восприятия, мышления, речи. | Картинки мебели, рассказ, шаблоны мебели. | - упражнение на развитие восприятия (назовите все предметы на картинке одним словом) - упражнение на сравнение двух предметов. - игра «Волшебный стул» (дети ходят по кругу в центре стоит стул) - чтение рассказа «Четырьмя» - упражнение на сравнение и уравнивание групп предметов. - игра на внимание «Запрещенное движение» - игра на внимание (найти все цифры четыре) - - итог |
12- 14 | Инструменты. | Упражняться в счете, в пространственной ориентировке, развитие мелкой моторики, умение конструировать из палочек. | Счетные палочки, картинки инструментов игрушечный молоток, загадки. | Тему занятия узнают из картинок на доске. - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Предмет – движение» - игра «Лучший слушатель» (услышь звук, который повторяется в загадке) - упражнение на развитие мелкой моторики (рисование пилы по точкам) - игра «Пила» - упражнение на развитие восприятия (собрать картинку из частей) - игра «Стуки – постуки» - игра «Быстрый счетчик» (игровое поле с цифрами, нужно простучать карандашом и назвать числа от 1 до 5 и наоборот) - упражнение на развитие зрительной памяти ( восстанови точки в игровом поле) - итог. |
15- 17 | Профессии. | Развитие мелкой моторики, речи, внимания, памяти. | Картинки профессий, цифры, сюжетные картинки. | Тему занятия узнают из картинок на доске. - упражнение «Сравнение двух предметов» - игра «Дровосеки» (по кругу) - конструирование из палочек - игра на внимание «Ребята» (выполняют движение, если говорится слово «ребята») - упражнение «Счет, пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - упражнение на развитие мелкой моторики руки (найти лишний предмет) - игра «Цепочка» (называют инструменты) - игра «Иголка и нитка» - игра «какой профессии предмет?» - игра «Море волнуется – раз…» - упражнение на развитие мелкой моторики руки (обвести по трафарету ) - игра «карусели» (дети повторяют слова с движениями) - упражнение «Внимание, память» (запомнить точки в игровом поле и воспроизвести) - итог. |
18- 20 | Транспорт. | Развитие восприятия, памяти, мелкой моторики, умение сравнивать несколько предметов. | Картинки транспорта, поезд с вагонами, геометрические фигуры. | Тему занятия узнают из предметов изображенных методом наложения. - упражнение «Развитие восприятия» - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Раскрась по памяти вагоны» - игра «Поезд» (дети встают друг за другом) -игра «Что изменилось?» - упражнение на развитие мелкой моторики - игра «Красный, желтый, зеленый» - упражнение на мышление «Вариативность» - игра «Светофор» - упражнение «Сравнение двух предметов» - игра «Самолеты» (постановка звука «р») - итог. |
21 | Зима. | Развитие восприятия, мышления, речи, развитие ручной умелости. | Картинка «Зимы», снежинки, снеговик. | Тему занятия узнают из стихотворения. - упражнение на развитие восприятия. - игра «Зайка» (встают по кругу, словесная игра) - упражнение «Сравнение двух предметов» - танец «Снежинки» - упражнение на мышление «Поиск девятого» - упражнение на развитие речи. - игра «Погреем ручки» (автоматизация звука «х») - упражнение на развитие ручной умелости (аппликация «Снеговик») - итог |
22 | Весна. | Развитие внимания, восприятия, повторение состава числа «5». | Картинка «Весны», цветик-пятицветик, рисунок цветов в вазе. | Тему занятия узнают из стихотворения. - игра «Что изменилось?» - игра на внимание - развитие восприятия (собрать картинку из частей) - упражнение «Математика. Состав числа «5» - практическая работа. - упражнение на развитие ручной умелости (аппликация цветика-пятицветика) - игра «Больше» (где больше, на сколько) - итог |
23 | Лето. | Умение сравнивать предметы, развитие мышления, восприятия, мелкой моторики. | Картинка «Лета», бабочки, цветы. | Тему занятия узнают из стихотворения. - упражнение на развитие восприятия - игра «Бабочки» - упражнение на сравнение двух предметов (сравнить бабочек) - упражнение «Сравнение , уравнивание групп предметов» - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести цветы не отрывая карандаша от бумаги) - игра «Найди лишнее» - игра «Кто, что делает?» - итог |
24 | Осень. | Развитие мелкой моторики, внимания, упражняться в счете. | Картинка «Осени», листья, рассказ. | Тему занятия узнают из стихотворения. - упражнение на развитие мелкой моторики (вырезать листик точно по контуру) - игра «Листопад» - упражнение на внимание «Чего не хватает?» - игра на внимание «Какого цвета листья осенью?» - упражнение «Счет. Предыдущее число» - упражнение на мышление «Поиск девятого» - развитие речи. Пересказ рассказа «Осень» - итог |
25- 26 | Времена года. Обобщение. | Развитие внимания, восприятия, речи, мелкой моторики. | Картинки времен года, рассказ, листочки чистые, цветные карандаши. | Тему занятия узнают из стихотворения. - игра на внимание (за каждым временем года закреплено движение) - упражнение на развитие восприятия (какое время года на каждом рисунке, почему?) - упражнение на мышление «Что перепуталось» - развитие речи. Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания» - упражнение на развитие моторики (нарисовать любимое время года) - итог. |
27 | Растения: деревья, кусты, травы. | Развитие восприятия, внимания, мышления. | Картинки растений, подвижные игры. | Тему занятия дети узнают отгадав загадку. - упражнение на развитие восприятия (методом наложения нарисованы растения) - игра на внимание «Дерево, куст, трава» - упражнение на сравнение двух предметов (дерево и куст) - игра «назови дерево» - упражнение «Постановка руки» (обвести силуэты деревьев на отрывая карандаша от бумаги) - упражнение «Состав числа «5» - игра «Листопад» - итог |
28 | Цветы. | Развитие мышления, внимания, умение ориентироваться в пространстве. | Картинки цветов. | Узнают тему занятия из считалки. - упражнение на развитие восприятия (найти фрагменты на картинке) - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Назови цветок» -упражнение на развитие ручной умелости (аппликация «Ромашка») - итог |
29 | Грибы. | Развитие внимания, речи, мышления, упражняться в счете. | Картинки грибов, сюжетные картинки, скороговорки. | Тему занятия узнают из картинки методом наложения. - упражнение на развитие мелкой моторики (лепка из пластилина гриба) - упражнение «Лабиринт» (помочь ежику пройти лабиринт) - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - разучивание скороговорки (У пенька опять пять опят) - упражнение на мышление «Поиск девятого» - игра на внимание «Гриб – движение» - итог |
30 | Овощи. | Развитие восприятия, мелкой моторики, умение сравнивать группы предметов, | Картинки овощей, рисунки из точек. | Тему занятия узнают из картинки методом наложения. - упражнение «Сравнение двух предметов» - игра «Назови овощи» - упражнение «Сравнение и уравнивание групп предметов» - игра «Фанты» - упражнение на развитие ручной умелости (обвести овощи по точкам) - упражнение «Память» (запомнить, какие овощи хозяйка принесла с базара) - итог |
31 | Фрукты. | Развитие мелкой моторики, мышления, внимания, умение сравнивать. | Загадки, картинки фруктов, игры с использованием фруктов. | Тему занятия узнают, собрав картинку из частей. - разучивание стихотворения-загадки - упражнение на развитие мелкой моторики (из пластилина лепят яблоко) - игра «Яблочко» (дети стоят по кругу, у кого яблоко в руках, тот отвечает на вопрос) - упражнение «дорисуй часть яблока» - игра «Красный, желтый, зеленый» - упражнение «Сравнение двух предметов» (груша и яблоко) - игра «Домино» - итог |
32 | Ягоды. | Умение ориентироваться в пространстве, развитие мышления, речи. | Картинки ягод, сюжетные картинки, пластилин, домино. | Тему занятия узнают, собрав картинку из частей. - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Ягодка, беги!» - упражнение на мышление «Поиск девятого» - работа с сюжетными картинками. - упражнение на развитие мелкой моторики рук (лепка вишни) - игра «Домино» - итог |
33 | Овощи. Фрукты. Ягоды. Обобщение. | Развитие мелкой моторики, развитие внимания, памяти. | Предметные картинки, домино. | Тему занятия узнают из картинки методом наложения. - игра «Попробуй повторить!» ( стихотворение про овощи) - упражнение на развитие моторики (обвести овощи по контуру) - игра «Овощи» - игра «Какой?» (подбирают прилагательные к овощам) - упражнение на постановку руки( обвести яблоко по контуру) - упражнение на внимание «Чем отличаются?» - игра «Домино» - итог. |
34- 36 | Дни недели. | Умение ориентироваться в пространстве, развитие мышления, мелкой моторики, речи. | Сюжетные картинки, мяч, цветы. | Тему занятия дети узнают из стихотворения. - упражнение «Учим название дней недели» - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - упражнение на мышление «Какой день?» - игра «Лови, бросай, дни недели называй» - упражнение на развитие мелкой моторики (к цвету закрепляется день недели, необходимо закрасить круги в соответствующем порядке) - итог |
37- 38 | Сутки. | Умение сравнивать предметы, развитие мышления, внимания, восприятия, речи. | Игрушки, картинки частей суток, сказка. | - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Листопад» - упражнение на сравнение двух предметов (два разных мяча) - игра «Как разрезать пирог» (разделить пирог поровну для каждого зверька) - игра на внимание - упражнение на развитие восприятия времени - итог |
39- 41 | Домашние животные. Домашние животные и их детеныши. | Развитие мелкой моторики, памяти, восприятия, речи, умение сравнивать предметы. | Скороговорки, предметные картинки, рассказ. | Тему занятия узнают из картинок на доске. - упражнение на мышление «Танграм» (конструируют кота) - игра «Жадный кот» - упражнение на развитие мелкой моторики «Накорми кота» (пройти лабиринт) - упражнение на развитие восприятия (картинки изображены методом наложения) - упражнение «Получение следующего числа путем прибавления единицы» - упражнение «Сравнение двух предметов» (две собаки) - игра «Кот на крыше» - развитие речи. Пересказ рассказа «Кошка» - разучивание скороговорки (Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке) - игра «Щенок и котенок» (дети стоят по кругу) - игра «Животное и детеныши) - итог |
42 | Повторение пройденных тем. | Закрепить знания по пройденному материалу. | Карандаши, тестовые задания, сюжетные картинки. | - игра «Четвертый лишний» (закрепление овощей) - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести по контуру ягоды) - работа с сюжетными картинками (составление рассказа на тему: «Дети в лесу») Игра «Огород» (что растет на грядке, на дереве) |
43- 45 | Домашняя птица. Домашняя птица и их детеныши. | Развитие восприятия речи, внимания, умение конструировать. | Предметные картинки, сюжетные картинки, песенки, скороговорка. | - упражнение на развитие восприятия (собирают картинку из частей, узнают тему занятия) - упражнение на сравнение (два похожих петуха) - упражнение на внимание (провести петушков домой) - игра «Петушок» - игра «Цифры» (раскрашивают петушка соответственно цифрам) - конструирование (конструируют по образцу «Цыпленка») - работа с сюжетными картинками. - упражнение на внимание «Запрещенное движение» - упражнение на сравнение (цыпленок и утенок) - упражнение на мышление «Лабиринт» (помочь гусенку найти дорогу домой) - итог |
46- 48 | Дикие животные. | Развитие мелкой моторики, развитие внимания, мышления, речи. | Картинки животных, геометрические фигуры, подвижные игры. | - упражнение на развитие мелкой моторики - конструирование фигурки лисы - пересказ рассказа «Лиса» - упражнение «Цифра – движение» - игра «Лиса» - упражнение «Состав числа «5» - игра «Зайцы и лиса» - упражнение на развитие речи (слушание рассказа «Белка», пересказ) - упражнение на мышление «Поиск девятого» - упражнение на внимание (в каждом грибке нарисовать точку, в каждом орешке – крестик) - итог |
49- 50 | Животные теплых стран. | Развитие восприятия, памяти, речи, умение распознавать животных. | Предметные картинки, скороговорки, оригами. | Тему занятия узнают собрав картинку из частей. - конструирование слона из палочек - игра «Слоники» - упражнение на внимание (найти одинаковых зебр) - упражнение «Счет» (картинки обезьян) - упражнение на развитие мелкой моторики (помочь мартышке достать банан) -игра «Число – прыжок» - упражнение на развитие речи (сказка Р.Киплинга «Почему у слона длинный хобот») - игра на внимание «Ухо, нос, рот» - игра «Что изменилось?» - итог |
51 | Повторение | Закрепить знания детей по темам: птицы, животные. | Картинки птиц, животных, карандаши, мяч. | - игра «Один – много» - игра «Кто, где живет?» - игра «Буква заблудилась» - упражнение на развитие речи (ответить на вопросы полным ответом) - упражнение на мышление «Кто кого тяжелее?» - упражнение на воображение (нарисовать рисунок к теме, и рассказать о нем) |
52 | Птицы. | Умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы, развивать память, мышление. | Картинки птиц. | Тему занятия узнают из прослушанной музыки (включается запись «Голоса птиц») - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Ветер и птицы» - конструирование «Аист» - упражнение «Сравнение» (рассматривают двух птичек) - упражнение на развитие восприятия (собрать павлина из разрезанных частей) - итог |
53 | Перелетные птицы. | Развитие мелкой моторики, восприятия, речи. | Предметные картинки, лабиринт | Тему занятия узнают из прочитанного стихотворения. - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести гуся по точкам) - упражнение «Счет. Следующее число, предыдущее» - упражнение на развитие восприятия (собрать картинку из частей) - игра «Утки и собаки» - упражнение на развитие речи (вспоминают сказку «Дюймовочка») - итог |
54- 55 | Зимующие птицы. | Развитие восприятия, знакомство с составом числа «5», умение сравнивать. | Картинки птиц, подвижные игры. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - упражнение на развитие восприятия (собирают картинку из частей) - игра «Воробушки» - упражнение «Счет. Состав числа «5» - упражнение «Закономерность» (найти закономерность, продолжить ряд) - игра «Воробушки и автомобиль» - упражнение на сравнение (ворона и сорока) - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести дятла точно по линии) - итог |
56- 58 | Насекомые. | Развитие восприятия, мелкой моторики, внимания, речи. | Картинки, подвижные игры, лабиринт, карандаши. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - упражнение на развитие восприятия (собирают картинку бабочки из разрезанных частей) - упражнение на внимание найти одинаковых бабочек) - игра «Цвет – движение» - упражнение на развитие мелкой моторики (дорисовать вторую часть бабочки) - игра «Если нравится тебе, то делай так» - упражнение на развитие речи (слушают рассказ В.Бианки «Путешествие муравьишки») - упражнение на развитие мелкой моторики (провести пчелок к цветкам) - итог |
59- 60 | В гостях у лягушки. | Развитие восприятия, мышления, умение сравнивать, ориентироваться в пространстве. | Картинка лягушки, оригами, бочки разных цветов. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - упражнение на развитие восприятия (картинки изображены методом наложения) - разучивание стихотворения про лягушек. - оригами «Лягушка» - упражнение на сравнение (две похожие лягушки) - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - упражнение на развитие речи (сочинение истории про цаплю и лягушку) - итог |
61- 62 | Рыбы. | Умение распознавать рыб, изготовлять аппликацию, развивать память, | Картинки, логический квадрат, аквариум. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - упражнение «Память» (закрасить рыбок по памяти) - игра «Что изменилось?» - упражнение «Сравнение рыбок» (две похожие рыбки) - аппликация «Рыбки» - итог |
63- 64 | Кто в лесу живет? Что в лесу растет? | Развитие мелкой моторики, мышления, речи, умение строить предложения. | Сюжетные картинки, подвижные игры. | Тему занятия узнают из стихотворения. -упражнение на развитие мелкой моторики (обвести деревья по пунктирной линии) - игра «В лесу» - игра «Что растет в лесу?» (найти, что лишнее) - игра «Что изменилось?» - игра «Опиши цветок» - игра «Листок, цветок, грибок» (за каждым закреплено движение) - игра «у медведя во бору» - итог |
65 | Кто в воде живет? | Умение сравнивать, конструировать, упражняться в счете. | Сюжетные картинки, оригами, водоемы. | Тему занятия узнают из загадки. - упражнение на сравнение двух рыбок - конструирование рыбки - игра «Сети» - упражнение «Счет. Получение следующего числа» - игра «Что изменилось?» - игра «Глубоко, мелко» - упражнение на внимание (найти всех обитателей подводного мира) - итог |
66 | Тестовые задания | Развитие восприятия, внимания, мышления, мелкой моторики, речи. | Разрезные картинки, карточки с заданиями, лабиринты, карандаши. | - упражнение на развитие восприятия (собрать картинку) - игра «Запрещенное движение» - упражнение на устойчивость внимания (найти конец каждой ниточки) Упражнение на мышление «Найди отличия» - упражнение на постановку руки (обвести точно по контуру) - работа с сюжетными картинками - итог |
67 | Число 1. | Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке. Развивать речь детей. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. | Карточки с цифрами, геометрические фигуры, | - счет в прямом и обратном порядке. - счет предметов (вспомнить сказку «Колобок» - работа в тетрадях (рисуем братьев Колобка) - графический диктант - знакомство с цифрой 1. - письмо цифры в тетради. - количественное сравнение предметов. - итог. |
68 | Число 2. | Уметь сравнивать группы предметов, развивать мелкую моторику, развивать логику. | Картинки школьных принадлежностей, картинки цифр, бумажные матрешки, геометрические фигуры | - графический диктант, - игра «Возьмем – не возьмем» - упражнение на развитие мелкой моторики «Продолжи узор». - упражнение на развитие речи «Продолжи фразу» - знакомство с цифрой 2. - письмо цифры. - счет предметов. - логическое упражнение - итог. |
69 | Число 3. | Развитие речи детей, развитие логики, мышления, мелкой моторики | Карточки с цифрами, цвета светофора, | - графический диктант, - отгадай загадку. - знакомство с цифрой 3, - письмо цифры, - упражнение на развитие речи (вспомнить сказки, в названиях которых есть число 3?) - игра «вариативность» - задачи в стихах. - упражнение на логику (продолжить ряд) - счет предметов - итог. |
70 | Число 4. | Развивать логику детей, уметь считать до 10, развивать мелкую моторику, развитие воображения. | Логические карточки, карточки с цифрами, счетные палочки, геометрические фигуры. | - графический диктант. - задания на логику (решить пример) - знакомство с числом 4. - письмо цифры 4, - игра «Найди четвертого» - упражнение на сравнение (геометрические фигуры) - упражнение «Сделай по образцу» - итог. |
71 | Число 5. | Развитие мышления, памяти, мелкой моторики, логики. | Карточки с цифрами, логические примеры, геометрические фигуры, карандаши. | - графический диктант, Упражнение «Сделай по образцу» - работа с геометрическими фигурами, - решение примеров, - знакомство с числом 5 - письмо цифры 5, - упражнение «Сложи узоры» - игра «засели жильцов» - упражнение «Сравни фигуры» - итог. |
72 | Итоговое. Спешим на помощь к Буратино. | Развитие восприятия, внимания, мелкой моторики, умение ориентироваться по клеткам. | Игры, игрушки, картинка Буратино, цветные карандаши, разрезной ключик. | Сюжет занятия разворачивается на том, что злой волшебник украл у Буратино золотой ключик, чтобы его найти нужно выполнить несколько заданий. - упражнение на развитие восприятия (методом наложения) - игра «Игрушка» (на определение рода существительного) - упражнение на внимание (два похожих петуха) - игра-танец «Наш лохматый старый песик» - упражнение на мышление (определить, кто лишний) - упражнение на развитие мелкой моторики (раскрасить рисунок) - упражнение на развитие восприятия (коллективно собирают ключик). Открывают потайную дверь и получают подарки. |
«ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
(подготовительная группа 6-7 лет)
№ п/п | Название занятия | Цели, задачи | Демонстрационный материал | Структура занятия |
1-2 | В мире звуков. | Знакомство со звуками, развитие мышления, восприятия, мелкой моторики. | Игрушка, предметные картинки, разрезные картинки. | - игра «Знакомство» (по кругу) - знакомство с понятием «звук» - игра «Гласный – согласный» - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Ты игрушку угадай, громко имя называй» - упражнение «Развитие восприятия» (разрезные картинки) - упражнение «Поиск девятого» - игра «Ежики» (по кругу с движениями) - упражнение на развитие мелкой моторики (соедини картинку с кругом) - итог. |
3 | Звуки гласные и согласные. | Развитие восприятия, умение сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве. | Квадраты трех цветов, разрезная картинка жука. | - упражнение «Замена звуков цветной моделью» - игра «Звук – цветовая модель» - упражнение «Развитие восприятия» (разрезная картинка) - игра «Звенит – жужжит». - упражнение «Сравнение групп предметов. Уравнивание». - упражнение «Пространственная ориентировка» - упражнение «Угадай насекомое» (загадки) - упражнение на развитие мелкой моторики (обвести гусеницу точно по линии) - игра «Что изменилось?» - игра «Я знаю пять насекомых» - итог. |
4-5 | Звуки образуют слово. | Уметь определять звук, различать их, уметь образовывать формы единственного и множественного числа. | Веер букв, цветные круги. | - упражнение «Звуковой синтез слова» (шар) - игра «летит, летит по небо шар» (с движениями) - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Угадай слово» - упражнение «Развитие восприятия» (картинки методом наложения) - упражнение «Развитие умения образовывать формы единственного и множественного числа» - игра на внимание «Цвет – движение» - упражнение на мышление «Поиск девятого». - итог. |
6-7 | Слова, обозначающие предметы, признаки, действия. | Развитие мелкой моторики, уметь конструировать, работать с лабиринтом. | Карточки звуков, картинки животных. | - упражнение «Угадай слово по звукам» - игра «Волк и гуси» - конструирование (сконструировать лису по образцу) - игра «Лиса» - упражнение на развитие мелкой моторики (вырезание зайца) - игра «Бежит, бежит по лесу зайчишка» (по кругу с движениями) - упражнение на мышление «Лабиринт» - игра «Что изменилось?» - итог. |
8-9 | Предложение. | Уметь сравнивать, развивать мелкую моторику, закрепить понятия форма, цвет, размер. | Рыбки разных по цвету, форме, размеру. | - игра «Угадай слово по звукам» - игра «Рыбки» (назвать первый звук в слове) - упражнение «Сравнение» (две похожие рыбки) - упражнение на развитие моторики (нарисовать рыбку) - упражнение «Число – цифра. Получение следующего числа путем прибавления единицы» - упражнение «Восприятие длины, толщины, глубины» - игра на закрепление понятий форма, цвет, размер. - упражнение «Развитие речи» (составление предложений по картинке) - упражнение «Развитие устойчивости внимания» (найти рыбку, где она живет) - итог. |
10 | Буквы. | Знакомство с алфавитом, уметь находить одинаковые буквы, развивать восприятие, внимание. | Веер букв, алфавит, лото. | Чтение алфавита хором. - упражнение «Найди одинаковые буквы» - игра «Лото» - упражнение на восприятие (разрезные картинки) - игра на внимание «Красный, желтый, зеленый» - упражнение «Вариативность» (расположить по разному три цветка) - итог. |
11 | Буква «А» | Развивать слуховую память, внимание, знакомство с буквой. | Буква «А», картинка арбуза, конверт с цветными квадратами. | - упражнение «Буква А» - упражнение «Развитие слуховой памяти и конструирование буквы» - упражнение на внимания (найти все буквы А)тог. - игра «Собираем слова» - игра «Опиши арбуз» - упражнение «Сравнение арбузов» - упражнение «Составляем схему слова» - игра «Гласный – согласный» - итог. |
12 | Буква «Я» | Уметь различать твердые и мягкие звуки, знакомство с буквой, развитие речи. | Буква «Я», конверт с мячами разного цвета, мяч. | - игра «Твердый – мягкий» - игра «Угадай букву» - упражнение «Буква А – показатель твердости согласного звука» - упражнение «Знакомство с буквой Я. Секрет буквы Я». - игра «Собираем слова» - игра «Что изменилось?» - игра «Я знаю пять» - итог. |
13 | Буква «О» | Уметь отгадывать буквы по частям, развивать внимание, слуховую память, мышление. | Схемы слов, картинки зонтиков, игрушка. | - игра «Угадай букву по части» - практическая работа. «Схема слова» - упражнение «Знакомство с буквой О» - упражнение на развитие слуховой памяти. - игра «Собираем слова» - упражнение на внимание (раскрасить одинаковые зонтики) - упражнение «Мышление. Сравнение».(два похожих зонтика) - упражнение «Развитие речи» (разучивание скороговорки) - итог. |
14 | Буква «Ё» | Развитие восприятия, уметь работать со схемами слов. | Сюжетные картинки, стихотворение, схемы слов, гласные буквы. | - игра «Угадай букву на ощупь» - игра «Посели букву в домик гласных» - игра «Буква – движение». - упражнение на развитие восприятия (разрезанная картинка) - практическая работа «Схема слова» - графический диктант. - разучивание стихотворения. - итог. |
15 | Буква «Э» | Уметь конструировать буквы, развивать восприятие, внимание, составлять схемы слов. | Буква «Э», игрушка, грибы разного цвета, сюжетные картинки. | - конструирование букв. - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - игра на внимание (гриб – движение) - упражнение «Знакомство с буквой Э» -практическая работа «Схема слова» - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие мелкой моторики (вырезать букву за определенное время) - упражнение на развитие зрительной памяти (запомнить расположение грибов) - итог. |
16 | Повторение | Развитие памяти, мышления, умение составлять слова из слогов, внимания. | Тестовые задания | - Заполни пустые клеточки. - упражнение на развитие мышления «Продолжи ряд» - составление слов из слогов. - упражнение на внимание «Сколько звездочек на рисунке (методом наложения) - развитие внимания «Сделай по образцу» (рисунок по клеточкам) |
17 | Буква «Е» | Развивать слуховую память, уметь составлять слова, сравнивать предметы. | Схемы слов, карточки с буквами, картинки грибов, ягод. | - игра «Угадай букву по частям» - игра «Буква – движение» - практическая работа «Схема слова «лес». - упражнение на развитие слуховой памяти. - игра «Собираем слова» - игра «Лес шумит» (в кругу) - игра «Сравнение грибов» - игра «Назови первый звук» Игра «Лото» - итог. |
18 | Буква «У» | Развитие восприятия, умение угадывать слова по звукам, мышление. | Танграм, картинка утки, сюжетные картинки. | - игра «Угадай первый звук» - игра «Угадай букву» - игра «Буква – движение» - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка «утка») - танец «Маленьких утят» - практическая работа «Схема слова» - игра «Собери слово» - игра «Угадай слово по звукам» - упражнение на мышление «Танграм» - итог. |
19 | Буква «Ю» | Умение ориентироваться в пространстве, составлять схемы слов, конструировать. | Предметы одежды, буква «Ю». | - упражнение «Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - практическая работа «Схема слова» - упражнение «Конструирование» - игра «Собираем слова» - игра «Поиск девятого» - игра «Ты загадку отгадай, кто во что одет узнай» (по кругу) - упражнение на развитие зрительной памяти (запомнить цвета юбок и воспроизвести) - игра «Одежда» - итог. |
20 | Буква «Ы» | Составлять схемы слов, знакомство с буквой, развивать восприятие, внимание. | Схемы слов, лабиринт, сказка, картинки животных. | - практическая работа «Схема слова» - упражнение «Знакомство с буквой» - игра «Один – много» - лабиринт «Помоги козленку добраться до дома» - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - игра «Угадай животное по описанию». - итог. |
21 | Буква «И» | Умение конструировать, работать со схемами, собирать слова, знакомство с буквой. | Схемы слов, бумажный конструктор, сказка, картинки домашних животных. | - упражнение «Конструирование буквы» - игра «Угадай слово по его первым звукам» - практическая работа «Схема слова» - игра «Найди все буквы «и» - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - игра «Один – много» - упражнение «Сравнение» (две похожих свинки) - сказка «Три поросенка» (дети вспоминают сказку по картинкам) - итог. |
22 | Повторение | Развитие памяти, мышления, внимания. Умение распознавать букву. | Тестовые задания, мяч | - упражнение на развитие памяти, мышления «Соедини картинки и звуки, на которые начинается их название» - упражнение на развитие мышления «Соедини цифры с соответствующим количеством предметов» - игра «Назови слово» (по кругу, у кого мяч в руках называет слово на определенную букву) - упражнение на развитие мышления «Найди закономерность» (продолжить ряд) -упражнение на развитие памяти «Заполни домик гласных» - игра на развитие памяти «Что бывает…?» (что бывает круглой формы, красного цвета, сладким на вкус и т.д.) - итог. |
23- 24 | Гласные. Повторение. | Уметь определять гласные звуки, развивать восприятие, внимание, ориентироваться в пространстве. | Мяч, гласные буквы, схемы слов. | - игра «Гласный – согласный» - конструирование - игра с мячом (придумывают слова на гласную букву) - упражнение на развитие восприятия (разрезанная картинка) - игра «Цепочка» - игра «Эхо» - игра на внимание (Найти все буквы «е») - упражнение на развитие восприятия (дорисовать буквы) - упражнение на образование формы единственного и множественного числа. - упражнение «Чтение гласных» (хором) - итог. |
25 | Буква «Н» | Развитие восприятия, зрительной памяти. | Схемы слов, картинки ноток, слоги. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Схема слова» - графический диктант (буква Н) - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие зрительной памяти (расположи нотки) - упражнение «Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - практическая работа «Чтение слогов» - игра «Добавь до слова» - итог. |
26 | Буква «Т» | Работа со схемами слов, развитие восприятия, внимания. | Схемы слов, слоги, разрезные картинки, примеры. | - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - практическая работа «Схема слова» - графический диктант (буква Т) - игра «Собираем слова» - упражнение «Сравнение котов» - практическая работа «Чтение слогов» - игра на определение рода имен существительных. - упражнение на развитие речи (слушание и пересказ рассказа «Кошка») - итог. |
27 | Буква «К» | Развитие зрительной памяти, внимания, восприятия, развитие ручной умелости. | Тарелки разного цвета, слоги. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - упражнение на внимание (найти все буквы К) - игра «Звук – хлопок) - упражнение «Счет. Порядок возрастания и убывания» - упражнение на развитие зрительной памяти (запомнить и раскрасить по памяти тарелки) - игра «Что изменилось?» - упражнение на развитие ручной умелости (украсить тарелку) - практическая работа «Слоги» - игра «Составь слово» - итог. |
28 | Буква «С» | Развитие восприятия, умение ставить ударение. Составлять схемы слов. | Схемы слов, скороговорка, разрезные картинки. | - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - практическая работа «Схема слова» - графический диктант - игра «Камень – вата» - упражнение «Ударение» (определение ударного звука) - игра «Угадай ударный гласный» - практическая работа «Составь слово» - разучивание скороговорки ( У осы не усы, не усище, а усики) - ига «Что изменилось?» (картинки насекомых) - игра «Я знаю пять…» (названия насекомых) - итог. |
29 | Буква «Л» | Развитие восприятия, уметь собирать слова, сравнивать группы предметов. | Загадки, схемы слов, лото, знаки сравнения. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Модель слова» - игра «Собери слово» - упражнение на сравнение (две похожие морковки) - упражнение на развитие ручной умелости (лепка морковки из пластилина) - игра «Я знаю пять овощей» - практическая работа «Слоги» - игра «Составь слово» - итог. |
30 | Буква «Р» | Развивать внимание, речь, умение решать задачи. | Схемы слов, сюжетные картинки, картинки птиц. | - упражнение на развитие восприятия (разрезанная картинка) - практическая работа «Схема слова» - игра «Собираем слова» - упражнение на внимание (обвести воробья по точкам) - игра «Сравнение птиц» (ворона и сорока) - работа с сюжетными картинками (серия картинок «Кормушка») - итог. |
31 | Буква «В» | Развитие внимания, умение читать слоги, составлять числовой ряд. | Рисунки снежинок, схемы слов, картинки времен года. | -упражнение на внимание (картинки снежинок) - игра «Чтение слогов» - игра «Угадай времена года» - практическая работа «Схема слова» - игра «Собери слова» - упражнение «Числовой ряд. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Отгадай время года» - игра «Собираем слова из слогов» - итог. |
32 | Буква «П» | Умение собирать слова, развитие восприятия, работать с числовым рядом. | Картинки профессий, мяч, слоги, лото. | На доске картинки с профессиями. - игра «Футболисты» (соединить слоги, чтобы получилось слово) - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - игра «Повар» - игра «Угадай профессию» (загадки) - упражнение «Учимся читать план» (провести машину точно по плану) - практическая работа «Слоги» - практическая работа «Составь слово» - итог. |
33 | Буква «М» | Развитие восприятия, умение работать со схемами слов, сравнивать группы предметов. | Схемы слов, слоги, счетные палочки, слоговое домино. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Схема слова» - игра «Собираем слова» - игра «Сравнение столов» (два похожих стола) - конструирование стола из счетных палочек. - игра «Слоги» - игра «Сравнение групп предметов» (столы и стулья) - упражнение «Форма, цвет, размер» - итог. |
34 | Буква «З» | Развитие восприятия, внимания, умение собирать слова, сравнивать, развивать речь. | Разрезная картинка, пирамидка, слоги, сказка. | - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - практическая работа «Схема слова» - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие зрительной памяти(раскрасить пирамидку по памяти) - игра «Слоги» - игра «Сравнение» (два похожих зонта) - игра «Собираем слова из слогов» - игра «Что изменилось?» - итог. |
35 | Буква «Б» | Умение рисовать по клеткам, сравнивать предметы, угадывать слова по звукам. | Игрушка, яблоко, сказка, скороговорка, слоги. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - графический диктант - игра «Собираем слова» - упражнение «Сравнение двух яблок» - игра «Что изменилось?» - сказка «Мешок яблок» (чтение и беседа по сказке) - игра «Угадай слово по звукам» - итог. |
36 | Буква «Д» | Развитие восприятия, устойчивость внимания, мелкую моторику. | Схемы слов, слоги, чистый лист, цветные карандаши | - упражнение на развитие восприятия (разрезанные картинки) - практическая работа «Схема слова» - упражнение на внимание (найти все буквы Д) - игра «Собираем слова» - игра «Кто, где в домике живет?» - игра «Слоги» - тест на развитие устойчивости внимания - упражнение «Поиск девятого» - итог. |
37 | Буква «Г» | Развитие моторики, восприятия, пространственная ориентировка. | Геометрические фигуры, слоги, схемы слов. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Схема слова» - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие моторики (обвести фигуры по точкам) - упражнение «Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - упражнение «Закономерность» (продолжи ряд) - итог. |
38 | Буква «Ч» | Умение собирать слова, развивать речь, устойчивое внимание. | Загадка, схемы слов, сюжетная картинка. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - практическая работа «Модель слова» - игра «Собираем слова» - упражнение на развитие устойчивости внимания (найти нужные часы0 - упражнение на развитие речи (составление рассказа по картинке «За столом») - игра «Если нравится тебе, то делай так» - графический диктант (куколка) - итог. |
39 | Буква «Ь» | Развитие восприятия, внимания, речи. | Сюжетные картинки, схемы слов, стихотворение, разрезные картинки. | - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - практическая работа «Схема слова» - упражнение на внимание (обвести деревья не отрывая карандаша) - чтение слов. - работа с сюжетными картинками (разложить картинки в правильном порядке, составить рассказ) - игра «Сравнение» (две похожие ели) - работа с аппликацией (составить ель из треугольников) - игра «Угадай букву» - итог. |
40 | Буква «Ш» | Развитие восприятия, умение ориентироваться на листе бумаги. | Лист в клетку, бумажный конструктор. | - развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Модель слова» - конструирование буквы - игра «Собираем буквы» - пальчиковая гимнастика - ориентировка на листе бумаги - графический диктант - игра «Возьмем не возьмем» - итог. |
41 | Повторение | Развитие памяти, мышления, мелкой моторики | Тестовые задания | - упражнение на развитие мелкой моторики «Выполни штриховку» - упражнение на развитие памяти мышления (обвести картинки, названия которых начинаются с гласных звуков красным цветом, с согласных – синим) - упражнение на внимание «Найди и раскрась гласные буквы соответственно» - упражнение «Четвертый лишний» - упражнение «Соедини название частей цветка с нужным элементом» - итог. |
42 | Буква «Ж» | Умение собирать слова, составлять числовой ряд, развивать речь. | Слоги, скороговорка, три жука. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - игра «Собираем слова» - упражнение «слоги и слова» - упражнение «Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Узнай насекомое по описанию» - разучивание скороговорки - итог. |
43 | Буква «Й» | Повторить цифры, развитие мелкой моторики, речи. | Загадка, цифры, лабиринт, виды транспортов. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - игра «Собираем слова» - графический диктант - игра «Лабиринт» - упражнение «Прочитайте предложение» - обучение оригами (конструирование змея) - итог. |
44 | Буква «Х» | Развитие восприятия, внимания, составлять слова из слогов, уметь сравнивать. | Рисунок петуха, схемы слов, слоги, цифры от 1-5. | - упражнение на развитие восприятия - практическая работа «Модель слова» - упражнение на внимание (найти все буквы Х) - игра «Собираем слова» - игра «Сравнение» (два похожих петуха) - игра «Составь слово из слогов» - игра «Помоги девочке добраться до петуха» (лабиринт) - разучивание стихотворения - практическая работа «Вариативность» (продолжи ряд) - итог. |
45 | Буква «Ц» | Развитие слухового внимания, восприятия, памяти. | Игрушка, буквы, слоги, картинка цирка. | - практическая работа «Модель слова» - упражнение на развитие слухового внимания (распознают слова с буквами «с, ц, з») - упражнение «Знакомство с буквой «Ц» - игра «Составь слово» - упражнение на внимание (найти буквы С, Ц) - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - итог. |
46 | Буква «Щ». | Развитие внимания, умение составлять схемы слов, знакомство с буквой. | Картинки овощей, игрушка, сюжетные картинки. | - практическая работа «Схема слова» - игра «Поймай звук» - знакомство с буквой «Щ» - графический диктант - игра «Собираем слова» - упражнение на внимание (найти все буквы Щ) - упражнение «Угадай овощ» - упражнение на внимание (раскрасить яблоко ориентируясь на значок) - игра «Какой?» - работа с сюжетными картинками «Сбор урожая» - итог. |
47 | Буква «Ф» | Развитие восприятия, внимания, памяти, умение ориентироваться в пространстве. | Игрушка, мяч, ряд букв. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - практическая работа «Модель слова» - знакомство с буквой. - упражнение на внимания (найти все буквы Ф) - игра «Собираем слова» - игра «Добавь до слова» - игра «Найди одинаковые мячи» - игра «Запомни» (как расположены мячи) - игра «Что изменилось» - итог. |
48 | Повторение | Развитие внимания, мышления, речи, мелкой моторики | Карандаши, предметные картинки, сюжетные картинки | - упражнение на внимание «Сделай по образцу» - игра «Сосчитай фигуры, напиши цифру» - упражнение «Дорисуй рисунок» - упражнение на развитие речи»Составь предложения по картинке» - игра «Распредели понятия по порядку» (повторить дни недели) - упражнение «Нарисуй рядом на одну фигуру меньше» - итог. |
49 | Алфавит. | Развивать зрительное восприятие, память, составлять из слогов слова. | Алфавит, слоги, лото. | - упражнение на развитие зрительного восприятия (восстанови буквы по частям) - игра «Буква – движение» - игра «Гласный – согласный» - коллективная работа «Составление из слогов слова» - игра «Добавь до слова» - графический диктант - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Зрительная память» (восстанови буквы по памяти) - игра «Что изменилось?» - итог. |
50 | Игрушки. | Развитие восприятия, составлять слова из слогов, развивать устойчивость внимания, мелкой моторики и мышления. | Предметные картинки, мяч. | - упражнение «Развитие восприятия. Счет» - упражнение «Составление слов из слогов» - пространственная ориентировка - игра «Что изменилось?» - упражнение на развитие устойчивости внимания - игра «Отгадай игрушку» - упражнение на развитие мелкой моторики, мышления (штриховка по образцу) - игра «Летит, летит по небу шар» - упражнение на мышление «Поиск девятого» - итог. |
51- 52 | Дикие и домашние животные. | Развивать слуховую память, мышление, моторику. | Предметные картинки, цветные карандаши. | - игра «Составь слово» - игра «Лабиринт» - игра «жадный кот» - упражнение «Слуховая память» (повторить цепочку слов) - игра «Отгадай животное» - упражнение на развитие моторики (дорисовать иголки у ежа) - игра «Какой» (подбирают прилагательные к картинкам) - игра «Найди ошибки» - игра «Дикие – домашние» - математическая игра (сосчитать примеры верно, и закрасить соответствующим цветом) - итог. |
53 | Тестовые задания | Повторить гласные, согласные звуки. Развитие памяти, мышления, речи. | Предметные карточки, буквы, алфавит, цветные карандаши. | - развитие фонематического слуха (найти соответствующих звук в слове) - игра «Гласный – согласный» - игра «Звук – движение» - игра «Буквы» (угадать букву по фрагменту) - звуковой анализ слова - игра на внимание - развитие устойчивости внимания (зачеркнуть все круги) - игра на внимание «Запрещенное движение» - итог |
54 | Животные и их детеныши. | Развитие восприятия, речи мышления. | Разрезные картинки, рассказ, лабиринт. | - упражнение на развитие восприятия (разрезные картинки) - решение задач - практическая работа «Составь слово» - чтение рассказа «Лиса» - упражнение «Поиск девятого» - игра «Сравнение» (курица и петух) - игра «Лабиринт» - итог. |
55- 56 | Птицы перелетные и зимующие. | Ориентировка в пространстве, развитие внимания, мышления, восприятия. | Предметные картинки, слоги, сказка, листки, цветные карандаши. | - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» (картинки птиц) - игра «Что изменилось?» - игра на внимание (если слышат название птицы – хлопок) - упражнение на развитие моторики (нарисовать птицу не отрывая карандаша) - игра «Слоги» - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - игра «Сравнение» (гусь и лебедь) - составление задач про лебедей. - упражнение на развитие речи (сказка «Гуси-лебеди») - игра «Отгадай слово» - игра «Закономерность» (нарисуй недостающую птицу) - итог. |
57- 58 | Насекомые. | Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, развивать память, речь. | Предметные картинки, разрезные картинки, лото. | Тему занятия узнают отгадав загадку. - упражнение на развитие восприятия (разрезная картинка) - игра на внимания (найди одинаковых бабочек) - упражнение «Постановка руки» (дорисовать бабочку) - игра на внимание «Бабочка» - упражнение «Счет. Пространственная ориентировка» - игра «Что изменилось?» - игра «Опиши насекомое» - упражнение «Больше – меньше» - итог. |
59 | Овощи, фрукты, ягоды. | Умение составлять слова из слогов, развиваем мышление, речь. | Предметные картинки, домино. | - упражнение на развитие восприятия (картинки методом наложения) - игра «Собери слово из слогов» - упражнение «Постановка руки» (обвести по точкам) - упражнение «Развиваем мышление» (раскрашивание яблок) - практическая работа «Овощи» - упражнение «Поиск девятого» - игра «Овощи, фрукты, ягоды» - итог. |
60 | Число и цифра 1. | Знакомство с цифрой умение ее писать. | Цифра, ручка, тетрадь | - счет в прямом и обратном порядке. - счет предметов (вспомнить сказку «Колобок»), - работа в тетрадях (рисуем братьев Колобка) - графический диктант - знакомство с цифрой 1. - письмо цифры в тетради. - количественное сравнение предметов. |
61 | Число и цифра 2. | Знакомство с цифрой, развитие мелкой моторики. | Цифры, счетные палочки, ручка, тетрадь. | - графический диктант, - игра «Возьмем – не возьмем» - упражнение на развитие мелкой моторики «Продолжи узор». - упражнение на развитие речи «Продолжи фразу» - знакомство с цифрой 2. - письмо цифры. - счет предметов. - логическое упражнение. |
62 | Число и цифра 3. | Знакомство с цифрой, умение ее писать. | Цифры, предметные картинки, ручка, тетрадь. | - графический диктант, - отгадай загадку. - знакомство с цифрой 3, - письмо цифры, - упражнение на развитие речи (вспомнить сказки, в названиях которых есть число 3?) - игра «вариативность» - задачи в стихах. - упражнение на логику (продолжить ряд) - счет предметов. |
63 | Число и цифра 4. | Знакомство с составом числа 4, развитие мелкой моторики, аккуратности. | Цифра, образец написания, геометрические фигуры. | - графический диктант. - задания на логику (решить пример) - знакомство с числом 4. - письмо цифры 4, - игра «Найди четвертого» - упражнение на сравнение (геометрические фигуры) - упражнение «Сделай по образцу» |
64 | Число и цифра 5. | Знакомство с числом и цифрой, счет в прямом и обратном порядке. | Числовой ряд, образец написания цифры. | - графический диктант, Упражнение «Сделай по образцу» - работа с геометрическими фигурами, - решение примеров, - знакомство с числом 5 - письмо цифры 5, - упражнение «Сложи узоры» - игра «засели жильцов» - упражнение «Сравни фигуры» |
65 | Число и цифра 6. | Знакомство с цифрой, умение ориентироваться по клеткам. | Цифра, рисунки по клеткам, геометрические фигуры | - графический диктант, - упражнение «Вычитание узоров» - упражнение на логику «Продолжи ряд» - знакомство с цифрой 6, - письмо цифры 6, - упражнение на сравнение геометрических фигур - упражнение на развитие памяти «Запомни и повтори» |
66 | Число и цифра 7. | Знакомство с числом, умение ее получать и писать. | Цифровой ряд, счетные палочки, логические карточки. | - графический диктант, - упражнение «Сложи узоры» - знакомство с цифрой 7, - письмо цифры, - упражнение на логику (задачи на смекалку) - работа со счетными палочками. |
67 | Число и цифра 8. | Знакомство с числом, развитие мелкой моторики. | Цифры, образец написания числа, ручка, тетрадь, счетные палочки. | - графический диктант, - упражнение на логику «Реши примеры» - решение задач в стихах, -знакомство с цифрой 8, - письмо цифры, - упражнение на сравнение фигур, - работа с палочками. |
68 | Число и цифра 9. | Знакомство с числом, счет в прямом и обратном порядке. | Цифры, образец написания, геометрические фигуры. | - графический диктант, - упражнение на логику «Реши примеры», - игра «Найди моё место» - знакомство с числом 9, - письмо цифры 9, - счет предметов, -работа со счетными палочками, - упражнение на сравнение. |
69 | Число и цифра 0. Число 10. | Знакомство с цифрами, умение ориентироваться по клеткам. | Цифры, рисунки по клеткам, цветные карандаши. | - графический диктант, - упражнение на логику «Реши примеры», - игра «Наведите порядок» - знакомство с числом 0, - письмо цифры 0, - знакомство с числом 10, - письмо числа 10. - решение задач в стихах. |
70 | Время. | Развитие мышления, речи, мелкой моторки. | Картинки времен года, цвета радуги. | - игра «Определи время года» - упражнение на мышление (соедини картинки соответственно временю года) - игра «Время года» - разучивание стихотворения - знакомство с понятием «сутки» - упражнение на постановку руки (обведи по точкам) - игра «День – ночь» - итог. |
71 | Тесты. | Развитие фонематического слуха, повторение алфавита, развитие восприятия, внимания. | Звуки, алфавит, скороговорка, лабиринт. | - пальчиковая гимнастика - упражнение «Пространственная ориентировка» - игра «Радуга» (за каждым движением закрепляется цвет) - математическое упражнение (восстанови числовой ряд, напиши соседей числа и т.д.) - игра «Чего не хватает?» (дорисовать) - игра «один – много» - упражнение «Чем отличаются?» (найти все отличия) - итог. |
72 | Итоговое. Повторение. | Повторение пройденного материала. | Буквы, цифры, слоги, схемы слов, предметные картинки. | - упражнение «Счет, пространственная ориентировка» - игра «Звук заблудился» - упражнение «Алфавит» (вставить недостающую букву) - игра «Цифра – движение» - упражнение «Зрительная память» (нарисовать фигуру по памяти) - работа с сюжетными картинками (составить рассказ) - графический диктант - игра «Гласный – согласный» - итог. |
Используемая литература.
1. Л.А.Грищук «Школа дошкольников» занимательные уроки ., Москва, - 2007г.
2. Л.В.Управителева «Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление»., Ярославль, - 2007г.
3. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся к школе»., Москва, 1992г.
4. Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова «Я хочу»., Санкт Петербург, 1993г.
5. Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»., Москва, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к походу»
Главной задачей данного досуга является создание атмосферы радости, веселья, эмоционального благополучия, а так же закрепление пройденного материала....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Готовим мамочкам печенье – на славу будет угощение»
Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста, познакомить с процессом замешивания теста и его выпеканием....
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Готовимся к школе, играя»
В консультации приведены общие рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению грамоте в игровой форме. Предложен ряд игр по звуковой культуре речи, обучению чтению, графические упражнения...
Игровая обучающая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Готовим винегрет"
Игровая обучающая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Готовим винегрет"...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Готовим руку к письму» (февраль)
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Готовим руку к письму»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Готовим печенье – мамам угощенье»
Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста, познакомить с процессом замешивания теста и его выпеканием.Задачи:1.Учить готовить печенье из теста (замешивать те...