Развитие речи у детей с РАС
консультация по коррекционной педагогике
Опыт показывает, что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи. Многие дети с РАС плохо понимают обращенную речь, а их собственная речь часто непонятна окружающим. Нередко ребенок может назвать объект или действие, изображенное на картинке, но не пользуется речью для общения. Очень важно, чтобы специалист в первую очередь учил ребенка выражать просьбы, пусть даже одним словом. Этот навык сразу повышает его мотивацию к тому, чтобы говорить с окружающими, поскольку выполнение просьбы будет являться поощрением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_s_ras.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей с РАС
Опыт показывает, что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи.
Многие дети с РАС плохо понимают обращенную речь, а их собственная речь часто непонятна окружающим. Нередко ребенок может назвать объект или действие, изображенное на картинке, но не пользуется речью для общения. Это может приводить к появлению нежелательных форм поведения. Очень важно, чтобы специалист в первую очередь учил ребенка выражать просьбы, пусть даже одним словом. Этот навык сразу повышает его мотивацию к тому, чтобы говорить с окружающими, поскольку выполнение просьбы будет являться поощрением. Кроме того, обретая возможность попросить что-либо или отказаться с помощью речи, ребенок с большей долей вероятности перестанет использовать с этой целью крик или агрессию.
Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком. Если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе. Например, если ваш ребенок любит мишинки, то вы можете говорить «Ма» и тут же давать ему любимую игрушку или включать мультфильм про машинку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ма», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок можете свободно говорить «Ма», вы можете обучать его вокальным просьбам. Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ма», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Машина!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ма-на» вместо «Ма»). На данном этапе вы можете сказать «Ма-на», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начнет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ма-ина», затем «Машина»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи. Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.
- Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).
- Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:
- Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.
- Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.
- Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).
- Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.
- Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:
- После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).
- Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.
- Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.
- После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.
- Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку.
- Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.
- Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):
- Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета.
- Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название.
- Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).
- НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по развитию речи в I младшей группе (По пособию Л.Н. Смирновой «Развитие речи у детей 2-3 лет»)
Тематическая таблица по циклам "Игрушки","Овощи,Фрукты и т.д....
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...