«Эмоциональный интеллект» и алекситимия у детей.
статья по коррекционной педагогике

Варьюла Татьяна Николаевна

Материал посвящен эмоциональной сфере ребенка и его нарушению. Будет интересно родителям, педагогам и специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnyy_intellekt.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональный интеллект»  и алекситимия у детей.

На сегодняшний день эмоциям стали уделять достаточно много времени и внимания, в связи с чем многие исследователи углубились в вопросы по эмоциональной сфере и как она влияет на жизнь человека, а многие родители понимают важность эмоций и  отдают своих детей на развивающие кружки по эмоциональной азбуке.

         В чем же такая важность этих эмоций? Дело в том, что проведенные исследования доказывают огромную роль эмоций в заболеваниях, которые принято называть психосоматическими. Они несут защитную функцию, и отрицательные эмоции защищают с двойной силой. Думаю что,  плачущий ребенок привлечет больше внимания с точки зрения помощи, чем тот, который громко смеется. Отрицательные эмоции сопровождают нас с самого рождения, в то время как положительные появляются  гораздо позже.

        В 1990 году Г.Г.Гаркова впервые вводит понятие «эмоциональный интеллект», который  рассматривается как сложный психологический конструкт включающий следующие способности:

1. Способность идентифицировать  и выражать эмоции.

2. Способность регулировать свои эмоции.

3. Способность использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Для этого необходимы:

- сохранный интеллект;

-хорошо развитые речевые навыки;

-Эмоционально развитая семья, обладающая широким спектром эмоциональных слов.

        Н.В. Казанцева в своих трудах, описывает, что недостаток внимания к развитию эмоциональной сферы может привести к патологии в социальной сфере, психическим и соматическим нарушениям.

Одной из таких патологий является—Алекситимия.

Алекситимия—это невозможность воспринимать и воспроизводить эмоциональное состояние, а так же невозможность  ощущать эмоцию  и передавать словами.

В основе алекситимии лежит:

1. Биологическая причина (5% населения имеет врожденную патологию);

2. Травматическая соматизация;

3. Социальное научение;

         Алекситимия может быть следствием неправильных подходов воспитании, гипо и гиперопека, а так же различия в гендерной принадлежности. Так например, среди многих семей не принято говорить с мальчиками об их эмоциях, или вовсе их высмеивать, а девочкам под запретом проявление агрессии.

     Ученые в своих исследованиях придерживаются следующих рекомендаций по профилактике алекситимии:

  1. Информирование родителей о важности развития эмоциональной сферы.
  2. Совместная эмоциональная деятельность: сказки, танцы, песни, игры, мультфильмы, прогулки и прочее.
  3. Учить наблюдать за природой, животными. Задавать вопросы, спрашивать личное отношение к наблюдаемому процессу.
  4. Показывать личным примером грусть, гнев, страх, радость и вербализировать правильно. Я злюсь, мне грустно, я злюсь, и тд…
  5. Учить правилам поведения при определенных эмоциях.
  6. Рассказывать о пользе или вреде каждой эмоции.
  7. Не разделять эмоции на плохие и хорошие.
  8. Учиться выслушивать детские эмоции вне зависимости от эмоции, сказать ребенку обоснованны они или нет, помочь ребенку назвать эту эмоцию.

Эмоциональный интеллект—это подушка безопасности ребенка в социальной сфере, в окружении с близкими и самим собой.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

Проект «Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами театрализации»

Актуальность.Научные исследования подтверждают, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ &nd...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Преобладание в современной социальной действительности кризисных явлений, детерминированных непредсказуемостью общественных трансформаций, повышенным информационным напряжением, неустойчивостью ценнос...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...