Развитие памяти, внимания и речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Как можно улучшить память, внимание, речь дошкольника, используя мнемотаблицы с различным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_i_rechi_u_detey_s_narusheniyami_v_razvitii_s_p.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти, внимания и речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц
Яковлева Надежда Николаевна
… Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок,
оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.
В.А. Сухомлинский
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1 уровня, алалия) имеют схожие проблемы: недоразвитие всех сторон речи, низкую речевую активность, маленький словарный запас, нарушение памяти, внимания, иногда и мышления.
Развитие внимания, памяти и речи – взаимосвязано. С появлением первых условных рефлексов (поиск соска матери, когда дитя берут на руки, раскрытие рта и поворот головы) начинает свое развитие память, на четвертом месяце жизни проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов.
В раннем дошкольном возрасте память является непреднамеренной, непроизвольной. Можно сказать, что дети запоминают «само собой» то, что включено в игру, что интересно, эмоционально, удивительно. Именно это служит основой запоминания на этом периоде жизни ребенка.
В дошкольном возрасте растет познавательная активность, процессы памяти меняются. Увеличивается скорость, объем, качество запоминания. Происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам запоминания и припоминания. В этом возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Учитывая эти особенности, мнемотаблицы лучше использовать с яркими цветными картинками с четким контуром и достаточно крупным размером. Количество предметов или знаков для запоминания увеличивается постепенно.
Так, в 3 года объем запоминания равен 3-4 карточкам. У 4 - летнего ребенка – 4-5 карточкам. У 5 летнего возраста – 6-8 карточек, у 6 летнего – 8-9 карточкам. Начинать работу по развитию памяти, расширению и обогащению словарного запаса необходимо с натуральных предметов и игрушек (муляжей), постепенно переходя на карточки, схемы, таблицы, символы, буквы, цифры.
Успех запоминания зависит от ситуации, от деятельности, от мотива. В процессе игры показатели возрастают. Но ребенок в дошкольном возрасте не владеет специальными приемами запоминания.
Ребенка надо обучить этим приемам.
Совершенно очевидно, что необходимо развивать в дошкольном возрасте произвольную память, использовать с этой целью практическую и игровую деятельность, специальные занятия по развитию памяти.
В процессе специального систематического обучения дети 5-6 лет могут овладеть умениями смысловой группировки запоминания материала, научатся прикладывать усилия, чтобы запомнить или осваивают процесс смыслового соотнесения.
По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».
Сохранение заученного материала обеспечивается осмысленностью, прочностью запоминания, повторением. Как гласит народная мудрость: «Повторение - мать учения!»
Предлагаем использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мнемотаблицы:
- для усвоения различных понятий;
- для развития зрительной, смысловой и словесно-логической памяти;
- для развития моторики рук;
- для развития умения ориентироваться на листе, точно размещать объекты;
- для развития речи за счет обогащения словарного запаса, пересказа, составления рассказа.
Рекомендации по формированию и развитию памяти:
- чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится;
- нужно тренировать все виды памяти;
- чередовать способы работы (молча, читая вслух, проговаривая);
- обязательна установка (мне надо это запомнить);
- хорошо запоминаются эмоции (удивило, привлекло, огорчило, обрадовало) или над чем пришлось потрудиться;
- необходимо понять то, что нужно запомнить;
- зарисовка образов (моторная память);
- проговаривание вслух (речедвигательная память);
- в начале запоминать самое трудное, затем то, что полегче;
- при запоминании, в котором преобладают механические связи, применять мнемотехнические приемы (связать с чем-то знакомым, похожим);
- проводить аналогии при запоминании трудных названий с хорошо уже известными;
- запоминание опорных слов, с которыми увязываются вновь заученные слова.
Алгоритм работы с мнемотаблицами
- Установка на запоминание. Ребенку надо объяснить, что сейчас он увидит таблицу, которую надо запомнить, а потом все, что запомнил нарисовать в тетради. Успокоить ребенка, если он сомневается, что не запомнит или не сможет нарисовать.
- Прочесть название мнемотаблицы.
- Установление логически-смысловых связей между нарисованными предметами (знаками) и словом в названии мнемотаблицы.
- По очереди вместе с ребенком узнаем и называем предметы (знаки) и выясняем: какое они имеют отношение к слову в названии мнемотаблицы.
- Читаем пословицу или стихотворение под таблицей и раскрываем ее значение вместе с ребенком.
- Считаем все нарисованные предметы и запоминаем их количество.
- Повторяем еще раз названия всех предметов в таблице вместе с ребенком.
- В третий раз ребенок повторяет названия самостоятельно.
- Установка на запоминание.
- Даем время (несколько секунд), чтобы ребенок запомнил все предметы (знаки).
- Таблицу убираем и предлагаем ребенку зарисовать предметы в любой последовательности (это допустимо на первом этапе работы; после того, как ребенок будет легко справляться с этим заданием – предметы надо расположить точно на то место, что в таблице)
Приведем пример работы с мнемотаблицей на слово «звук»
Это мнемотаблица на слово «звук». Слово «звук» начинается с какого звука? Со звука З. А это буква З. На что она похожа? На цифру три. Дальше мы видим что? Барабан. Почему нарисован барабан? Что общего между словом «звук» и барабаном? Он издает звуки. Дальше мы видим что? Маракасы (или погремушки). Они тоже издают звуки. А это что? Салют. Во время салюта мы слышим звуки? Поэтому салют здесь тоже нарисован. А это кто? Мальчик. Что он делает? Смеется. Во время смеха мы издаем звуки? Ха-ха-ха или хи-хи-хи. А это что? Воздушные шары. Как шары и звуки связаны между собой? Когда шар лопнет, мы услышим звук? А это кто? Кот. Он издает звуки? Мяу-мяу. А это туча с дождем. Шум дождя - это тоже звук. Скажите пожалуйста, в слове «звук» первый звук – З, а последний? – К. Поэтому здесь буква К.
Установка на запоминание. Смотрите внимательно, вам надо запомнить, что здесь нарисовано. А потом зарисовать в тетради.
Запоминаем: Буква З, барабан, маракасы (погремушки), салют, мальчик, шары, кот, дождь, буква К.
Повторить с детьми несколько раз. Затем дети повторяют самостоятельно, взрослый указкой показывает на предмет. Запоминание. Посмотрите еще несколько секунд, запомните.
Убрать мнемотаблицу. Дети начинают рисовать то, что запомнили в тетради. Ребенок поднимает руку, если ему нужна помощь в зарисовке предмета. Взрослый подходит, а ребенок на ухо шепчет, что помочь нарисовать. Взрослый кладет свою руку на руку ребенка, держащего карандаш, и вместе рисуют, то, что назвал ребенок.
Как только дети закончат работу, поднимают руку. Взрослый подходит, проверяет и ставит оценку – веселый или грустный смайлик. Можно проверить всем вместе, вслух называя все предметы. Еще один способ проверки: мнемотаблицу ребенок рисует на доске. Остальные сравнивают и дорисовывают, что не запомнили. Самостоятельно проверяют свои таблицы и оценивают свою работу.
Как сказал А.М. Горький: «Помнить – это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем больше видишь хорошего».
Закончить позвольте словами К.Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Использованная литература
- Киселев П.А. Как развить память ребенка. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986.
- Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 1981.
- Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. СПб., «Светлячок»; 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц для развития памяти и связной речи у детей с диагнозом ОНР.
Детям порой бывает сложно запомнить текст стихотворения, поэтому мною были разработаны цветные таблицы для облегчения запоминания текста....
«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...
Развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотаблиц
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение...
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием – - р...
Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»
В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста....
Игры на развитие памяти, внимания, речи
Игры на развитие памяти, внимания, речи...
Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»
Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»...