Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»
методическая разработка на тему

В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_mnemotehnika_.docx681.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

Воспитатель:

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да)

      Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Слайд 1

Тема мастер – класса «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

        Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 2

         Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко, когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 3

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 4

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 5

       Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Дидактическим материалом являются мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 7

        На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

C:\Users\Ксения\Desktop\мастер - класс мнемотехника\Рисунок1.png

Слайды 8-9

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайд 11

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте Слайд 13

  Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

  А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

                                «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

 

7

 

 

 

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img03398.PNG

 1

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img13004.JPG

«Под лежачий камень вода не течёт»

Под

 

 

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img28938.JPG

 

 

 

http://logopeddoma.ru/_pu/1/s20650872.jpg

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img23322.JPG

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img15181.JPG

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img27085.JPG

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img20783.JPG

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img25046.JPG

«Яблоко от яблони недалеко падает»

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img15660.JPG

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img07738.JPG

 

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img04362.JPG

 

«Кто не работает, тот не ест»

 

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img26910.JPG

 

http://www.giochigratisenigmisticaperbambini.com/foto/thumb/disegni_da_colorare_categorie_varie/costruzioni/costruzioni_b15.JPG

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img19385.JPG

 

C:\Program Files (x86)\SoftMaker Office Professional\SoftMaker\Settings\temp\c6c3195.tmp\img15741.JPG

А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Слайд 14

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала, что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»

Презентация «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ»...

Мастер – класс «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования»

Российская ФедерацияКалининградская областьмуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»...

Мастер класс "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей.Тема: « Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста »....

Мастер-класс "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений"

Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, пережив...