Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михалева Людмила Ивановна

Этапы развития речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_myshleniya_i_rechi_doshkolnika.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

373.24

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Л. И. Михалёва

МБДОУ БГО ЦРР детский сад №11

e-mail: lydazoloto@inbox.ru

Предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных. пространственных и т.д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Главной задачей по развитию причинного мышления и речи в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ключевые слова: развитие речи; развитие мышления; мыслительная деятельность.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

        Педагог воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, с которыми ребенок действует. Педагог проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

        Мы стараемся стимулировать ребенка к саморазвитию. А это достигается с помощью подготовленной развивающей среды. Эта среда содержит необходимые материалы из следующих областей развития:

Жизненная практика. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используются: дидактическая подушка с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки, крючки, прищепочки); зеркала; детская вешалка для одежды; детские совки и щетки для обуви; предметы для пересыпания зерна ложкой; предметы с застежками; предметы для уборки.

Сенсорное развитие. В области сенсорного развития малыш может ис-пользовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, и конечно развивать мускулатурную память: деревянные, пластмассовые кубики; дощечки с вкладышами; картонные пазлы с картинками и геометрическими формами; мозаики различные; трафареты: «Птицы», «Фрукты», «Животные»; бусы различной формы; корзинка с лоскутками; тактильные дощечки; сортировка орехов, каштанов, ракушек, бобовых, семян, геометрических форм; бубны, колокольчики, металлофон, погремушки, дудочка, барабан, детское пианино; запись различных звуков.

Языковое развитие. Без чего невозможен полноценный интеллектуаль-ный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, а также научиться составлять слова с помо-щью подвижного алфавита: речевой уголок (зеркало, столик, стульчик), для артикуляционной гимнастики и правильной артикуляции звуков; игрушки и игры для правильного физиологического и речевого дыхания (вертушки, султанчики, мыльные пузыри, надувные игрушки,…); доска для письма мелом + цветные мелки; фланеллеграф + дидактический материал (схемы предложений, коллажи по темам); картинный материал по:

        а). тематическим циклам,

        б). звукам и буквам,

        в). по связной речи: пересказы по предметным картинкам, и серии

    сюжетных картинок,

        г). для составления предложений разных моделей, (для употребления различных категорий рода и числа прилагательных; для понимания оттенков действий; для согласования числительных с существительными; для сложных слов, антонимов, множественные числа существительных),

д). по грамоте.

- схемы звуков:

а). согласных, гласных, твердых, мягких, звонких, глухих.

б). для пересказов, рассказов, описаний,

в). составления предложений,

г). предлогов;

- кубики букв;

- слоговые таблицы для чтения (+ слов);

- настольные игры: «Антонимы», «Предлоги», «Времена года», «Чей домик», «Что к чему», «Что сначала», «Что потом», «Чьи это детки», «Что изменилось»…).

Математическое развитие: подвижные цифры; весь счетный матери-ал (полоски разной длины и ширины, палочки); карточки; дидактические игры: «Один – много», «Подбери по величине», «Геометрические формы».

Естественнонаучное развитие. Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, а также познать свое место в этом мире: опытническая зона;  тазы с водой, песком; гербарий (листья, цветы); экологический музей «Грибы»;  «Дары леса» (шишки, желуди, поделки из природных материалов); календарь природы съемный (человек, птицы, животные, неживая природа).

Развитие изобразительной деятельности. Изобразительная деятель-ность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) имеет большое значение для умственного развития детей: краски, цветные карандаши, книги-раскраски, пластилин, цветная бумага, кисти разные, поролоновые палочки); конструкторы «Лего» + мягкий; конструирование из поролона; трафареты для рисования.

Творческое развитие.         Оказывает большое влияние на коррекцию речи (голос, темп, ритм, интонация, дикция, развитие связной речи): пальчиковый театр; настольный театр; куклы БИБАБО; маски, платочки; одежда для ряженья; игровые уголки: «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Больница».

Двигательное развитие. Двигательные упражнения развивают ма-лыша физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности: спортивный инвентарь: мячи большие и маленькие, скакалки, обруч, детские кольца, деревянные бруски для перепрыгивания, запрыгивания; спортивный инвентарь в спортивном зале: для кувырков, прыжков, лазания, …

        В коррекционно-развивающую работу неотъемлемой частью входит медицинское сопровождение: профилактические и оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура и массаж.

Список литературы

1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). – Дошкольное воспитание. – 1994 №1.стр. 17-19.

2. Заика Е.В. Комплекс игр лля развития воображения. – Вопросы психологии. – 1993 №2. стр.54-58.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт. 2002.

4. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары. 1980.

5. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе. – М.: Наука. 2003.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: ИНФРА. 2001

7. Журнал «Логопед» 2016-2017 год.

Михалёва Людмила Ивановна, учитель-логопед МДОУ БГО Центр развития ребёнка детский сад №11, г. Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих и дидактических игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Развивающие и дидактические игры детей дошкольного возраста"....

Роль режиссерских игр в развитии мышления, воображения, речи детей дошкольного возраста

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а т...

Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....

Развитие мышления и речи детей раннего возраста

Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка.Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющ...