ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Выполнила: Гончарова Е.Н. МКДОУ Д/С № 420 г. Новосибирск
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Выпускная работа Гончаровой Е. Н.. МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 244.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования Формирование связной письменной речи.
Предмет исследования Система занятий по формированию готовности к письменной речи.
Цель исследования Создание системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование связной письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования Эффективность работы по формированию навыков письменной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, вероятно можно повысить, если в ходе логопедических занятий учитывать типологические и индивидуальные особенности.
Задачи исследования Изучить литературу по данной проблеме; Исследовать уровень связной письменной речи. Разработать систему занятий; Подобрать и усовершенствовать задания для развития связной письменной речи; Провести коррекционную работу с детьми экспериментальной и контрольной групп.
анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы по общей и специальной педагогике; эмпирические методы: наблюдение, беседа; метод оценивания, объяснения; метод составления таблиц и построения графиков; метод анализа полученных данных. Методы исследования
Методологические основы исследования базируются на : философском понимании языка как важнейшего средства общения, хранения и передачи информации, его связи с мышлением; (Л.С.Выготский); теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев) , теорий порождения высказывания (А.Р. Лурия) и текста (Н.И. Жинкин); концепциях деятельности и поэтапного формирования умственных действий (Л.Я. Гальперин ); идее об определяющей роли обучения в развитии познавательных способностей ( Д.Б. Эльконин ); психолого-педагогических исследованиях речевого развития младших школьников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко). Так же мы опиралась на труды и методики: С.Д Забрамной, Л.Н.Ефименковой, М.С.Певзнер, Р. И. Лалаевой, С.Я.Рубинштейн, Л.Г.Парамоновой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, С.Е.Гавриной, А.Н.Корнева, С. Н. Цейтлина, Т.Б.Филичевой.
Структура работы введение три главы заключение библиографический список приложения
База исследования МКОУ « Специальная (коррекционная) школа №148»
№ Ф.И.О. детей DS МКБ 10 Этиология Развитие речи по психолого-педагогической классификации Развитие речи по клинической классификации 1 Витя К. F 80.2 Обусловленная эмоционально –поведенчискими расстройствами ОНР II уровня Полиморфная дислалия 2 Паша Г. F80.1 Обусловленная органическим инфантилизмом ОНР II уровня Полиморфная дислалия 3 Катя С. F80.81 Обусловленная социальной депривацией ОНР III уровня Полиморфная дислалия 4 Лена Ф. F80.81 Обусловленная социальной депривацией ОНР II уровня Дизартрия 5 Ева Р. F80.1 Обусловленная органическим инфантилизмом ОНР II уровня Мономорфная дислалия 6 Лиза А. F80.81 Обусловленная социальной депривацией ОНР II уровня Мономорфная дислалия 7 Саша М. F80.2 обусловленная эмоционально- поведенческим расстройствами ОНР III уровня Полиморфная дислалия 8 Егор Б.. F80.2 обусловленная эмоционально-поведенческими расстройствами. ОНР II уровня Дизартрия 9 Лера О. F80.81 Обусловленная социальной депривацией ОНР II уровня Дизартрия 10 Егор Ж. F80.81 обусловленная социальной депривацией ОНР III уровня М ономорфная дислалия Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР .
ГЛАВА 1. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Классификация детей с ЗПР Особенности личности детей с ЗПР
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Связная письменная речь Причины дисграфии у детей с ЗПР, особенности ее проявления Организация коррекционной логопедической работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР Методика и организация обследования письменной речи детей с ЗПР Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР Коррекционная работа по профилактике дисграфии Диагностика уровня усвоения программного материала Анализ результатов экспериментального обучения
Этапы эмпирического исследования констатирующий этап эксперимента; формирующий этап эксперимента; контрольный этап эксперимента.
Констатирующий этап эксперимента. Цель : определить уровень сформированности письменной речи Задачи : 1. организация условий осуществления диагностического обследования, изучение историй развития и медицинских показателей детей класса; 2. проведение диагностического исследования уровня развития письменной и устной речи, чтения и графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР; 3. диагностика уровня усвоения программного материала.
Направления диагностической деятельности: сбор анамнестических данных по каждому испытуемому; определение уровня усвоения программного материала в соответствии с педагогической дифференциацией по каждому ученику; определение уровня сформированности письменной речи испытуемых; комплекс диагностических методик: И.Н.Садовниковой, С.Е.Гавриной, Т.А.Фотековой, А.Н.Корнева. диагностика развития мелкой моторики диагностика письменной речи диагностика устной речи диагностика навыка чтения
Формирующий эксперимент был проведен с младшими школьниками с задержкой психического развития в рамках работы группы продлённого дня 2 раза в неделю, в течение марта – декабря 2015г.,по 25-30минут.
Задачи формирующего эксперимента : *совершенствовать звукопроизношение, *активизировать словарный запас, *формировать фонематические процессы анализа и синтеза, *формировать грамматический строй речи, *развивать связную речь, *развивать мелкую моторику, *вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности.
Контрольный этап эксперимента. Цель : выявление эффективности предложенной системы работы, анализ результатов. Задачи: 1.Выявить уровень сформированности мелкой моторики рук; 2.Выявить уровень сформированности устной, письменной речи и навыкам чтения у детей с ЗПР; 3.Провести качественный и количественный анализ результатов.
1) результаты обследования мелкой моторики рук с использованием тестов Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г. Результаты, полученные по данной методике, на начало и на конец эксперимента в сравнительном аспекте представлены в Таблице 1
2) результаты обследования устной речи младших школьников с использованием тестовой методики экспресс - диагностики устной речи младших школьниковТ . А. Фотековой . Результаты, полученные по данной методике на начало и на конец эксперимента в сравнительном аспекте представлены в Таблице 2. Ф.И. (8-9 лет) 1 серия(38б) 2 серия(30б) 3 серия(25б) 4 серия(30б) Результат (127б) до после до после до после до после до б. после б. До % После % Витя К. 31 34 22 27 19 21 22 23 94 105 76,4 85,23 Лера О. 36 37 16 21 15 19 15 20 81 97 65,8 78,8 Лиза А. 30 33 21 24 14 18 15 20 80 95 65,8 87,2 Егор Ж. 29 30 18 23 18 22 20 23 85 98 69,1 79,6 Паша Г. 25 26 17 17 12 15 12 13 66 71 53,6 57,7 Егор Б. 30 32 17 20 15 19 15 20 77 91 62,6 73,9 Лена Ф. 26 27 15 18 17 19 12 12 70 76 56,9 61,7 Ева Р. 35 37 17 22 20 23 13 18 85 100 69,1 81,3 Саша М. 31 32 16 22 20 21 17 26 84 101 68,2 72,1 Катя С. 34 36 17 20 18 22 12 16 81 94 65,8 76,4
IV уровень- 100-80% III уровень- 79,9-65% II уровень - 64,9-45% I уровень - 44,95%и ниже не было таких учеников Витя К., Егор Ж ., Лера О., Ева Р., Саша М., Катя С ., Лиза А. Паша Г., Лена Ф ., Егор Б. таких учеников не было Таблица 3.- Результаты обследования по уровням по методике Т. А. Фотековой на начало эксперимента IV уровень – 100-80% III уровень- 79,9-65% II уровень- 64,9-45% I уровень- 44,95%и ниже Витя К., Ева Р., Лиза А. Катя С. , Саша М., Егор Б., Лера О., Егор Ж. Лена Ф., Паша Г. Таблица 4.- Результаты обследования по уровням по методике Т. А. Фотековой на конец эксперимента
№ Ф.И. ученика Показатели техники чтения Уровень понима ния Способ чтения Кол-во ошибок Время чтения Темп чтения 1 2 3 4 5 6 7 1 Витя К. «сл/ пл.+ц.сл .» 2б 3мин 2б 3б 2 Егор Ж. «ц.сл.» 3б 3мин 2б 3б 3 Лера О. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 4мин 1б 2б 4 Саша М. «сл/пл.+ц.сл.» 4б 4мин 1б 3б 5 Катя С. «сл/пл.» 2 б 3мин 2б 2б 6 Ева Р. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 3мин 2б 3б 7 Паша Г. «сл/пл.» 2 б 3мин 2б 2б 8 Егор Б. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 3мин 2б 3б 9 Лена Ф. «ц.сл.» 2 б 3мин 2б 2б 10 Лиза А. «сл/пл.+ц.сл.» 2б 3мин 2б 2б Результаты изучения состояния навыка чтения , которое проводилось по методике исследования навыка чтения (СМИНЧ). Таблица 5 .- Результаты обследования по методике СМИНЧ на начало эксперимента.
№ Ф.И. ученика Показатели техники чтения Уровень понима ния Способ чтения Кол-во ошибок Время чтения Темп чтения 1 2 3 4 5 6 7 1 Витя К. «сл/ пл.+ц.сл .» 2б 2мин 3б 4у 2 Егор Ж. « ц.сл .» 3б 2мин 4б 4у 3 Лера О. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 3мин 2б 3у 4 Саша М. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 3мин 2б 3у 5 Катя С. «сл/пл.» 3б 2мин 4б 4у 6 Ева Р. «сл/пл.+ц.сл.» 2б 2мин 4б 4у 7 Паша Г. «сл/пл.» 2б 3мин 2б 4у 8 Егор Б. «сл/пл.+ц.сл.» 3б 3мин 2б 3у 9 Лена Ф. «ц.сл.» 4б 2мин 3б 3у 10 Лиза А. «сл/пл.+ц.сл.» 2б 2мин 4б 4у Таблица 6.- Результаты обследования по методике СМИНЧ на конец эксперимента.
Типы ошибок Виды ошибок до после Ошибки звукового состава замены согласных 4 0 замены гласных 6 3 пропуски согласных 9 4 пропуски гласных 10 5 перестановки букв 2 - добавление букв 2 - раздельное написание частей слова (букв) 11 6 Лексико-грамматические ошибки нарушение согласования - - нарушение управления - - замена слов по звуковому сходству - - замена по семантическому сходству - - пропуски слов 2 - лишнее слово - - слитное написание слов 4 2 Ошибки на правила правописания правописание жи / ши , ча / ща , чу/ щу 5 2 большая буква 6 3 правописание Ь и Ъ знака 4 3 правописание безударной гласной в корне 11 8 правописание чк-чн 4 1 оглушение согласной в корне слова 5 4 ошибки на правила пройденные в учебном процессе 3 1 Таблица 7.- Результаты диагностики по методике И. Н. Садовниковой
По результатам формирующего этапа эксперимента было проведено повторное исследование уровня усвоения программного материала по русскому языку. Данные представлены в диаграмме (рис. 2) Динамика изменения показателей успеваемости детей до и после формирующего эксперимента
Рисунок3. Уровень речевого развития и уровень усвоения программного материала по русскому языку у детей с ЗПР на начало эксперимента
Рисунок 4. Уровень речевого развития и уровень усвоения программного материала по русскому языку у детей с ЗПР на конец эксперимента
Рисунок 5 . Результаты обучающего эксперимента в экспериментальной группе
Рисунок 6. Результаты обучающего эксперимента в контрольной группе
1. Работа по развитию мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. 2.Занятия по развитию устной речи — это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. 3. Письменная речь детей должна удовлетворять известным требованиям: -речь должна быть содержательной; -речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; -речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений; -речь должна быть точной, правдиво изображающей окружающую действительность и верно передающей содержание прочитанного.
Полученные результаты в ходе экспериментальной работы, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность работы по формированию навыков письменной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, можно повысить, если в ходе коррекционных логопедических занятий учитывать типологические и индивидуальные особенности младших школьников с ЗПР.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ
Развитие связной речи...
Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...
Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"
Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....
ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....