ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
статья по коррекционной педагогике
ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_irro.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.И.Пополитова
г.Новоуральск МДОУ
д/с №7 компенсирующего вида
ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются: снижение работоспособности и повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень развития восприятия, отставание в развитии всех форм мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы. Кроме того, дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Речевые нарушения обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Наряду с нарушением звукопроизношения наблюдаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры (нарушается порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги).
Отмечено, что для детей с ЗПР характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении и недостаточной координации движений, несоблюдении заданного темпа. Им трудно даётся запоминание последовательности движений, действий, ритмического рисунка.
Ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, то есть соотношения длительности и пауз, является важным этапом работы по развитию речи.
Педагогический коллектив нашей группы определил последовательность коррекционной работы по формированию ритмической стороны речи:
- диагностика уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи и двигательной сферы;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- формирование темпо-ритмической стороны речи.
Первый этап – диагностический. На первом этапе было проведено обследование (Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Издательство «Каро», 2004г.), которое показало уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи, а также двигательной сферы (общая и мелкая моторика). Для детей среднего возраста с ЗПР характерно: неточное выполнение движений, несоблюдение заданного темпа, недостаточная координация движений. Дети с трудом запоминают последовательность движений, действий, ритмический рисунок. С учетом уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи, а также двигательной сферы решались следующие задачи:
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие чувства ритма;
- закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи.
Второй этап - подготовительный. На этом этапе мы проводили игры на развитие слухового восприятия и внимания.
Примерные игры и упражнения.
«Где позвонили?».
Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где звучит инструмент, и показать направление рукой, а затем назвать инструмент. Педагог говорит: «пора» - и ребёнок открывает глаза.
«Тихо - громко».
Педагог стучит в бубен тихо и громко. Соответственно звучанию инструмента дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом. Кто ошибся, тот становится в конце колонны (самые внимательные окажутся впереди).
«Где постучали?».
Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог, обойдя весь круг за спинами детей, кому-то из них отдаёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет её за спину. Все дети говорят: «пора», а водящий должен найти палочку. Когда он находит её, то садится на место того, у кого была палочка, а тот ребёнок идёт водить.
И другие игры.
Третий этап - формирование темпо-ритмической стороны речи. На данном этапе детям предлагались игры и задания с постепенным усложнением.
- Простой ритмический рисунок (повтор за взрослым, используется один вид движений: хлопки, притопывания, прыжки и т.д.).
- Простой ритмический рисунок с использованием комбинированных движений
( хлопки + притопы, хлопки + прыжки и т. д.).
- Усложненный ритмический рисунок (повтор за взрослым, используется один вид движений.).
- Усложненный ритмический рисунок с использованием комбинированных движений.
- Повторение ритма за взрослым без зрительной опоры.
- Чтение ритмического рисунка по схеме.
- Самостоятельное придумывание ритмического рисунка ребёнком.
Примерные игры и упражнения.
«Сосчитай удары».
Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребёнка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1-3 удара и просим их сосчитать.
«Сделай, как я».
Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребёнка закрыть глаза. Отстукиваем ритмические рисунки, просим повторить их:
I-II, II-I, I-III, III-I, II-III, III-II.
Постепенно усложняем ритмический рисунок:I-II-III, II-I-III, I-III-II, III-I-II, II-III-I,
II-III-II и т. д.
Рисунки воспроизводятся одной, другой рукой, хлопками, ногами.
«Слушай хлопки».
Дети идут по кругу. На 1 хлопок – останавливаются, на 2 хлопка – прыгают на месте, на 3 хлопка – возобновляют ходьбу.
«Хлопай в такт».
Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют сильную долю (можно использовать музыкальные инструменты).
«Лошадки в цирке».
Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая с восьмыми длительностями).
«Прогулка».
Текст: Большие ноги идут по дороге, (дети шагают медленно, делая большие шаги)
Маленькие ножки идут по дорожке.(шаги- мелкие и быстрые)
«Забиваем колышки».
Дети сидят на полу, скрестив ноги. Справа тук – ударяют кулачком правой руки справа от себя. Слева тук - ударяют кулачком левой руки слева от себя. Впереди тук, тук- обоими кулачками стучат впереди себя.
Необходимо отметить, что работа над темпо-ритмической стороной речи осуществляется в различных видах деятельности.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребёнка. Так Звонаревой было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки - ещё одна речевая зона мозга». Поэтому в течение дня выделено время для игр на развитие мелкой моторики рук: мозаика, шнуровки, обводки, трафареты, простые штриховки. А также ежедневно проводится пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Поэтому именно в дошкольном возрасте, в период бурного роста, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности в течение всего дня (развитие физических навыков и умений на занятиях по физической культуре, использование физкультурных пауз, подвижных и хороводных игр на прогулке и в группе, ежедневное проведение артикуляционной гимнастики).
Таким образом, целенаправленная системная работа по формированию ритмической стороны речи способствует в дальнейшем успешному овладению произношением слов различной слоговой структуры и повышению речевой активности детей.
Сведения об авторе: Олеся Ивановна Пополитова, г.Новоуральск, МДОУ д/с №7 компенсирующего вида, учитель-дефектолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ
Развитие связной речи...
Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...
Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"
Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития
В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития
Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Выполнила: Гончарова Е.Н. МКДОУ Д/С № 420 г. Новосибирск
Выпускная работа Гончаровой Е. Н.. МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск...
Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...