Развитие коммуникативных умений и навыков у детей
учебно-методический материал на тему
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx | 110.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать информацию;
- говорить самому.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи.
Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Мы с вами должны помочь нашим детям, и я вам предлагаю несколько игр на развитие коммуникативных навыков.
Передай апельсин (мячик).
Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.
Кошки мышки
1 Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя. Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.
2 Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила
Кошки и собаки
2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)
Передай мяч
Передать мяч по кругу, но всегда разным способом. Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"
Почта
Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом
(повторяться нельзя)
Водящий говорит "Я посылаю письмо из города..(название) в город....(название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.
Тренинги на развитие коммуникативных навыков
Найди себе пару.
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.
Подарок.
Воспитатель говорит:
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу.
Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Дар убеждения.
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Доверчивый столб.
Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.
Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом и родителями деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Фор...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей
Проблема общения ребенка со сверстниками продолжает волновать родителей. Как часто им бывает стыдно за поведение своего ребенка, особенно на детских площадках, в песочницах, в детском саду и т.д. Бесе...
«Социализация детей (6-7 лет) через развитие коммуникативных умений и навыков»
Часто психологи, родители и люди, взаимодействующие с детьми стар-шего дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой затрудненногообщения, недопонимания друг друга. Если взрослые могут решить проблем...
Консультация для родителей "Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет"
Развитие коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет...
Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Учим детей общению». Игры на развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ТНР
Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ТНР...
Использование сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных умений и навыков у детей с недостатками речи
Аннотация: в статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и способы развития данных навыков у данной кате...