Волшебный мир песка
консультация по коррекционной педагогике
Игра с песком - это отличный способ развивать мелкую моторику, мышление, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass_2.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный мир песка»
Песок… Его податливость, сыпучесть, природная магия притягивают и завораживают одновременно. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Специалисты утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение.
Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.
Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.
- 1. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.
• В играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
- В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50х70х8 см, (где 50х70 — размер поля, а 8 — глубина).
- Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
- В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Мы с вами познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, которые помогают развивать у ребенка тактильную чувствительность, мелкой моторики, развитие пространственного мышления и игромоторных навыков .
( меняем слайд)
Первые упражнения, которые вы посмотрите, будут направлены на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
- Знакомство с песком.
Прежде всего нужно наполнить песочницу песком. Предлагаем ребенку следующее действие…
(Песочек скатывается с горки).
- Знакомство с песком, его текстурой.
Упражнение с использованием пальчиковой гимнастики.
Мой мизинчик где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным – запел,
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой,
Средний брат несет рюкзак,
А безымянный ходит так.
- Здороваемся с песком.
Опускаем кисть руки на песок и крепко прижимаем к поверхности, двигаем ладонь « вверх – вниз». Полезно для детей с нарушением с опорно—двигательного аппарата и для детей с гипо или гипертонусом рук. В этом случае у ребенка с гипертонусом пальчики расправлаются, а при гипотонусе, статичность пальчиков обеспечивают силу мускалутыры рук. Затем двигаем кисть руки « влево – вправо». Тоже выполняем другой рукой.
- Рисуем простые изображения.
Все пальчики левой ( затем правой) руки присоединяем к песку и начинаем следующие движения ( круговые), пальцы работают согласованно, каждый пальчик чувствует песок. На что похоже?
- Высыпаем песок струйкой.
Предлагаем детям захватить в кулачок песок, удержать его, чтобы он не высыпался. И далее высыпать струйкой из кулачка в горку. Важно , чтобы получилась горка. Обычно…..Пользы в таком действии не будет, потому что пальцы не принимают участия в удержании песка и нет контроля за движением пальцев. Данное упражнение имеет сильный терапевтический эффект, для того , чтобы ребенок научился пользоваться собственными руками и , чтобы мелкая моторика была более координирована.
- Перетирание песочка ( на согласованность движения обеих рук).
Набираем песочек двумя ладонями и перетираем его между ладонями. Дети очень любят это упражнение, получают тактильное удовольствие. Усложняем – понадобиться 2-3 фасолины. Данное упражнение стимулирует тактильную чувствительность и обладает эффектом массажа.
- Дождь.
Предлагаем ребенку опустить руку на песок и закрыть глаза, а педагог насыпает песок на ладошку ребенка. «Что ты чувствуешь?».Можно усложнить –сыпать песок поочередно на каждый пальчик. « На какой пальчик попал песок?».
Мы посмотрели игры , которые не требуют дополнительного материала только песок, а сейчас я покажу более сложные игры и упражнения, с использованием дополнительного оборудования.
(меняем слайд)
Упражнения на развитие пространственного мышления и графомоторных навыков.
- Упражнения с геометрическими фигурами.
Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком. Это упражнение полезно детям, которые не имеют графических навыков или имеют трудности в рисовании. Фигурки убираем и теперь будем украшать бусинками. Пока ребенок украшает фигурку, работает и концентрация внимания, и координация движений, и мелная моторика, и сенсорное восприятие. А гиперактивные дети находятся в достаточно сосредоточенном режиме, тем самым нервная система получает урок выносливости. Во времяэтого упражнения работают большой и указательный пальчики. Производят захват, там самым готовим ручку , чтобы ребенок в дальнейшем мог держать карандаш , кисточку.Дети, которые имеют трудности двигательно – моторной координации должны обязательно попасть украшением на световую часть фигуры, что иногда бывает трудно. Дети очень любят это упражнение.
- Найди фигурку.
Нам понадобится набор фигурок, предлагаем ребенку закрыть глаза, а взрослый прячет на поверхности стола фигурки. Предлагаем ребенку найти спрятанные сокровища с помощью кисточки, ребенок раскапывает песочек. Когда фигурка найдена ребенок может назвать ее цвет, форму.
Выполняя это упражнение развиваем мелкую моторику, пространственное мышление, сенсорное восприятие, навыки работы с кисточкой.
- Повтори за мной.
Следующее упр. Помогает детям, а особенно детям с ограниченными возможностями. Которым трудно овладеть навыками письма и работа с песком помогает им овладеть этими навыками.
Просим ребенка указательным пальчиком правой руки провести прямую линию сверху – вниз или с право налево. Можем сделать это же левой ручкой.
Усложняем: просим провести одновременно левой и правой. Как правило, при нарушении опорно-двигательного аппарата и при нарушении мелкой моторики расстояние между линиями книзу увеличивается.
Далее просим ребенка провести 2 руками волнистые линии, зигзагообразные. Это довольно сложные упражнения, но со временем координация пальчиков рук становится лучше.
- Прокати бусинку.
Просим нарисовать ребенку волнистую линию, а затем прокатить пальчиками бусинку. Необходимо, чтобы бусинка не выкатывалась за пределы световой дорожки. Работает зрительно – моторная координация, когда глаз контролирует ведущую руку.
- Дорисуй фигуру.
Упражнения с использованием опорных схем.
Показ схем.
- Показ сказки « Колобок».
(меняем слайд)
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Мы знаем, что хорошее речевое дыхание, это залог хорошей, качественной речи ребенка.
- Упражнение с трубочкой.
Зинкевич – Евстигнеева и Грабенко
«Чедеса на песке» Практимум по песочной терапии.
Кузуб НВ. Осипук ЭИ.
« В гостях у песочной феи: организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в волшебную страну песка"
Програмное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала-песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать ...
"Серия буклетов: Волшебный мир песка"
Буклеты для родителей по ознакомлению с играми на песке....
Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...
Родительский университет "Волшебные свойства песка"
В материале предложены разлиные игры с песком для детей дошкольного возраста. Описаны свойства и особенности кинетического песка....
«Волшебный мир песка»
Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструир...
"Волшебные свойства песка"
Конспект одд.Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного субъекта познавательной деятельности....
Проект "Волшебный мир песка"
Цель проекта - обогащение игрового пространства, обеспечивающий развитие и обучение детей посредством игр с песком. ...