Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Величко Юлия Степановна

Статья посвящена такой непростой  теме, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся, как к ее звуковой, так  и к смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. В данной статье вы найдете основные практические рекомендации для развития вербального (словесно-логического) мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Величко Юлия Степановна,

учитель-логопед группы компенсирующей направленности

ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района СПб «Солнышко».

В своей статье хочется затронуть такую непростую тему, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся, как к ее звуковой, так  и к смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение навыков чтения, письма, что в дальнейшем может доставить немалые сложности обучения в школе[8, с. 1]. Дети с общим недоразвитием речи с большими затруднениями, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, усваивают действия наглядно-образного, а также словесно-логического мышления,  полностью протекающего во внутреннем, умственном плане. Дети испытывают большие затруднения при попытке, что-либо классифицировать, сравнить по двум и более признакам, обобщить группу предметов или наоборот конкретизировать, с трудом выполняют операции анализа и синтеза по установлению причинно-следственных связей ивосстановлению последовательности событий, у них ограниченные возможности удержания в памяти словесного образца, зачастую  нарушены счетные операции. Для многих из них, характерна ригидность мышления [4, с. 81-82].

Все эти затруднения обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности. В свою очередь, совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения – т.е. основных операций мышления [4, с.  82].

Итак, с чего начать свою работу?

Необходимо органично объединить  разные задачи развития речи и мышления на одном занятии, что будет являться важным фактором повышения результативности обучения.

Данные занятия, необходимо строить с учетом следующих требований:

- следует четко определить тему и цель занятия;

- выделить понятийный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

- отобрать лексический и грамматический материал с учетом тем и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;

- обозначить основные этапы занятия и сформулировать  цель каждого этапа;

- обеспечить постепенное усложнение заданий на развитие речевых и мыслительных операций;

- включить в задания разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими и действиями других детей, постановкой различных проблемных ситуаций.

Незаменимым  для развития вербального мышления будет обучение детей  высказываниям типа рассуждений.Обучение детей на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:

а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни почему?». Активно использовать в речи союзы: так как, если – то; слова: во-первых, во-вторых, значит, поэтому. Можно дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Небылицы»);

г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. (Игра «Что случится, почему?») например:бегущий на проезжую часть за мячом мальчик;

д) классификация картинок по родам и видам в играх,например: «Четвертый лишний»;

е) отгадывание загадок с опорой на картинку.

2. Задания на вербальной основе:

а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

б) речевые логические задачи. Можно использовать рассказы перевертыши, путаницы, небылицы. Детям нужно найти несоответствия и ответить: почему?  что не так?

в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок,упражнения на договаривание не законченной стихотворной фразы без опоры на наглядный материал. Данные задания закрепляют умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;

г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (Например: «Почему весной бегут ручьи?»).

Особое значение для развития вербального мышления также имеют выполняемые детьми задания по сравнению предметов и явлений.  Необходимо соблюдать следующие требования:

1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.);

2) сравнение должно быть плановым, последовательным — от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и подсказки, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят и точно сформулировать ответ;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Занятия по формированию родовых (обобщающих) понятий проводятся на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего понятия одежда берем картинки с изображением не только одежды, но и обуви, головных уборов. Далее, ведется аналогичная работа с  подродовыми  понятиями: летняя одежда, осенне-весенняя, зимняя одежда. Одновременно формируются и видовые (конкретные), подвидовые понятия.

Рекомендуются использовать упражнения и игры, направленные на:

а) исключение из заданной группы предмета или слова, не обладающих общим признаком. Например:  «Что лишнее?»;

б) подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением. Например: какие овощи растут в огороде?;

в) подведение слов видового значения под родовое понятие (ботинки, сапоги, сандалии - ...; платье, юбка, рубашка -  ...);

г)обобщение через противопоставление (ласточка -  птица, а бабочка? платье - одежда, а туфли?);

д)составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия.

На базе уже сформировавшихся родовых и видовых понятий можно проводить классификацию предметов и их словесных обозначенийпо разным признакам.

Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]:учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип /М.М. Алексеева, Б.И. Яшина.  - М.: Издательский центр «Академия», 2000.  -  400 с.

2. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи[Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х.  Юсупова/ под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.

3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст] /  2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

4.Дошкольная логопсихология[Текст]: учебное пособие. /Денисова О.А. и др. /  под редакцией профессора В.И. Селиверстова.  - М., 2003. – 153 с.

5. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]: кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006. – 320 с.

6. Ишимова, О.А.  Развитие речемыслительных способностей детей [Текст]: пособие для логопедов, педагогов доп.образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.- 111 с.

7. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы[Текст]: метод.пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.  - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013. - 48 с.

8. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей[Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа, 1967. вып. 2. - 122 с.То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/4/0463/index.shtml?from_page=3

9. Филичева, Т.Б.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста[Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е изд. -  М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...

Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...