«Зимующие птицы!»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Цель занятия: Расширение знаний и уточнение представлений детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, и учить проявлять заботу к ним.
Задачи занятия:
Образовательные:
- обобщить и расширить представления учащихся о знакомых птицах нашего города;
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
- дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
воспитательные:
-прививать любовь к родной природе,
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе через заботу о птицах
развивающие:
-развивать логическое мышление и внимание;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- предупреждать утомляемость детей;
-развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_otkrytoe_zimuyushchie_titsy.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
« СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7» г. Воркуты
«Зимующие птицы!»
Конспект открытого занятия
Воспитатель: Олейник Галиной Александровной 1 квалификационная категория |
г. Воркута
Тема занятия: «Зимующие птицы!»
Цель занятия: Расширение знаний и уточнение представлений детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, и учить проявлять заботу к ним.
Задачи занятия:
Образовательные:
- обобщить и расширить представления учащихся о знакомых птицах нашего города;
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
- дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
воспитательные:
-прививать любовь к родной природе,
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе через заботу о птицах
развивающие:
-развивать логическое мышление и внимание;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- предупреждать утомляемость детей;
-развивать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, стремление им помочь, подкормить.
Предварительная работа:
Беседы и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе
Словарная работа:
Место проведения: игровая комната.
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, разрезные карточки с заданиями, подарки, театральная ширма, фигурки птиц, запись «Голоса птиц в природе», елка, гирлянда с лакомством для птиц
Тип занятия: Комплексное.
1.Организационный момент | Основные элементы | |||||||||||
Упражнение: «Улыбка» | Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Метод: словесно-наглядный. | |||||||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание | ||||||||||
- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Ребята, всегда приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева и нашим гостям. - Какое время года? - Как изменилась природа зимой? - Какая погода зимой? - Назовите зимние месяцы. - Как зимуют растения? - Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку. В: - Почему мало птиц? Почему мы не встречаем насекомых? С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее). В: - Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы) (дети присаживаются на стулья) | Дети выполняют задание. Погода зимой: бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. | Играет тихая релаксирующая музыка. | ||||||||||
2 Основная часть занятия | Основные элементы | |||||||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание | ||||||||||
Чтение загадки | Цель: закреплять умение внимательно слушать педагога, развитие ассоциативного мышления. Метод: словесный | |||||||||||
Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку. В: - Почему мало птиц? Почему мы не встречаем насекомых? С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее). В: - Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы) (дети присаживаются на стулья Чтобы узнать, о чем наше занятие вы узнаете, отгадав загадку. | Дети отвечают:
птица | |||||||||||
Тема: «Зимующие птицы» | Цель: развитие двигательной активности, закрепление знаний о различных видах передвижения. Метод: словесно-наглядный. | |||||||||||
Педагог предлагает .Презентация: «Зимующие птицы», «Голоса птиц». А сейчас я буду загадывать загадки и отгадав их, вы узнаете, о какой птице говорится? Глядя из окна дома на этих птиц, можно узнать, холодно ли на улице: если они взъерошены, будто надуты, - береги нос и уши, а когда на улице тепло - они гладенькие, аккуратненькие. Послушайте пение воробья. В:- Рассмотрите и расскажите про ворону. Какая она? Не дровосек, не плотник, Кто воркует во дворе? Крылья, словно в серебре, Ходит очень важно, Не боится даже. Можно близко подойти, Не свернет смельчак с пути
Непоседа пёстрая, Спинкой зеленовата, | дети присаживаются на стулья Дети: Воробей - маленький, серенький, шустренький, по двору шныряет, крошки собирает. Воробьи летают стайкой. Ворона - крупная, серо-черная, ходит большими шагами, вперевалочку. Любит наблюдать за окружающим с забора, с крыши, с деревьев, близко к себе не подпускает, обитает на свалках, кормится там. У голубя густое и плотное оперение, Окрас изменчивый. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый. Питается семенами, ягодами, зёрнами пшеницы, ячменя. Снегирь носит снежное название. У самца грудка яркая, у самки - серенькие перья. Снегирь любит ягоды рябины, почки деревьев. У ягод выбрасывает мякоть, съедает косточки. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Так сороки предупреждают об опасности. Сорока любит всё яркое и блестящее. В её гнезде можно найти бусинки, кусочки металлической проволоки… Отсюда и прозвище «воровка». Зимой сороки угощаются ягодами рябины, семенами растений. Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Зимой они прилетают к жилищу человека в поисках корма. Оперение у синицы яркое. Грудка –желтая, с черным галстуком, спинка зеленоватая, на голове черная шапочка, щечки белые. Это большая синица. Синицы очень любопытные птицы. Зимой их можно увидеть на балконе и подоконнике, будто просят, чтобы их угостили | Звучит веселая музыка. | ||||||||||
Физкультминутка. Скачет шустрая синица | Цель: развитие слухового анализатора, закрепление признаков весны. Метод: словесно-наглядный, поисковый. | |||||||||||
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) В: - Молодцы, присаживайтесь. В: - Ребята, вы услышали, как поют птицы, а хотите узнать, о чем они говорят? | Дети отвечают, что слышат журчание воды, пение птиц. | Звучат звуки природы. | ||||||||||
Сценка «Птичьи разговоры».(театр | Цель: закрепления знаний разновидностей птиц, их жизни в природе. Методы: наглядно -словесный, проблемно-поисковый. | |||||||||||
Появляется взъерошенный воробей: Ой, спасите! Караул! Появляется синичка:Бр- р! Какой мороз трескучий! Чик-чирикин! Что с тобой? Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Появляется сорока: Ну, морозы! Ну, морозы! Тихо плачу у окна: В:Дети,а у нас таких ребят нет? | Дети рассматривают картинки с изображением птиц, определяют, где какая птица изображена. | На столе разложены картинки с изображением птиц. | ||||||||||
Игра «Слет птиц» | Цель: развитие обонятельного анализатора, дать знания о весенних цветах, обогащение словарного запаса ,развитие понятийного словаря. Методы: словесно-наглядный. | |||||||||||
Птицы собрались на важное совещание. Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Ребята, вы должны подавать сигнал «потопать ногами» если появится кто-то чужой. : - Прилетели птицы: 1.Вороны, грачи, Мухи и стрижи... 2.Ласточки, синицы, Голубцы, стрижи, Аисты, вороны... 3.Аисты, лисицы, Крокодилы, чайки... 4.Болтики, синицы, Совы и грачи, Мухи, саранчи... 5.Голуби, синицы, Гаечки, кукушки, Совушки, лахмушки... (Замечание: гаечки — вид синиц.) 6.Вороны, кукушки, Аисты, лягушки, Чибисы, стрижи, Чайки и чижи... Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам | Дети берут в руки цветы, нюхают их. | Фоновая музыка. | ||||||||||
.Игра "Собери картинку". | Цель: снятие статического напряжения мышц. Методы: словесно-наглядный. | |||||||||||
- Давайте попробуем превратиться в первые весенние цветочки. Я буду читать текст, а вы выполнять движения, согласно тексту. Наши первые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. | Дети выполняют действия по тексту. | Спокойная музыка. | ||||||||||
Тема: «Кормушки», «Что любят наши птицы», «Как правильно кормить птиц». | Цель: развитие вкусового анализатора, закрепление изменений происходящих в природе. Метод: словесно-наглядный Цель: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Метод: словесно-наглядный | |||||||||||
Ребята посмотрите внимательно на экран, скажите, что на нем изображено. В:- А что любят наши птицы? Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Но чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. | Дети отвечают на вопросы. Дети пробуют на вкус зеленый лук. Ответы детей. | Подготовить тарелочки и ножницы для среза лука. Карточки с изображением овощей (помидоры, огурцы, лук, редис) | ||||||||||
Тема: «Главный праздник зимы» | Цель: дать знания о вредных и полезных насекомых, закрепление знаний видов насекомых , активизация словаря, развитие тактильных анализаторов. Методы: словесно-наглядный, поисковый. | |||||||||||
Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц. -На елке висят гирлянда из сала, рябины, хлеба, шишек. -Какую птицу мы посадим к рябине? - Правильно снегиря. А какую птичку мы посадим к хлебу? - Правильно, воробья, сороку. А кто любит сало, какая птица? Правильно, синица. | Дети рассматривают игрушки. Дети отвечают на вопросы. | |||||||||||
Тема «Звери весной». | Цель: закрепить знания о весенних изменениях в животном мире. Метод: словесный. | |||||||||||
В мире зверей тоже происходят весенние изменения. От зимней спячки просыпается медведь, заяц меняет шубку. У многих из них появляются детеныши. | Дети разглядывают картинки, определяют что нарисовано. |
Электронная физминутка для глаз | Цель: снятие напряжения с глаз. Метод: словесно-наглядный. |
Упражнение «Похвали соседа» | Цель: снятие статического и эмоционального напряжения, создание теплой доверительной атмосферы, коррекция эмоционально- волевой сферы . Метод: наглядно-словесный. |
Дети выполняют предложенные действия. | Все участники сидят в кругу Звучит спокойная музыка. | ||
Подведение итогов занятия Сюрпризный момент | Цель: закрепление познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, стимулирование положительного поведения. Методы: словесный. | ||
Ребята вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? Ребята вы все большие умники и умницы. Педагог раздает всем детям небольшие шоколадки. | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...