Кружок "Песочная страна"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дополнительная коррекционно – развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds_programma_pesok.docx | 95.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Березка» компенсирующего вида
Города Фурманова
Принята решением УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета заведующий МДОУ д/с №8
от 7 сентября 2020 года ___________/ И. В. Антуфьева /
протокол № 1
Кружок «Песочная страна»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
с особыми образовательными потребностями.
Срок реализации 2 года
Разработчик:
учитель-дефектолог Е.А.Скотникова
Г. Фурманов
2020 год.
Кружок «Песочная страна»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
с особыми образовательными потребностями.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………………………. .4
Новизна и отличительная особенность программы………...…………5
Необходимость программы………………………..……………………………5
Цель, задачи…………...…………………………………………………………5 Основные направления работы…………….…………………………5
Принципы работы…………………………………………………….………... 7
Содержание работы…………………………………………………….……....7
Направления игр………………………………………………………………… 7
Структура занятия……………………………………………………………. …8
Работа с педагогами………………………………………….………………...
Работа с родителями………………………………………….………….……
Виды контроля ……………………………………………….……….……….8.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы…………………………………………………………………………8
Методы организации процесса обучения …………………………………..9
Ожидаемый результат…………………………………………….….………...10
Условия реализации программы…………………………………………….10
Материально техническое обеспечение ……………………………………10
Тематическое планирование 1 год обучения ………………………………11
Тематическое планирование 2 год обучения ………………………….… 13
Используемая литература ………………………………………………………14
Приложение…………………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
К.Г.Юнг
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычной игры в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах .
Песочная терапия является продуктивным процессом для:
- Развития интеллекта;
- Выявления и развития творческих возможностей;
- Выработки навыков коммуникации;
- Развития моторики рук;
- Развития речи и обогащение пассивного и активного словаря .
Актуальность.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, дефектологов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые» и другие ). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.
Многие дети с ООП начинают говорить очень поздно, и тогда, чтобы
справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые
дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его.
Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с
нарушениями развития проявляются еще и следующие симптомы:
низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма,
нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более
позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует
более тщательного подбора методов коррекционной работы.
Понимая важность и значение использования игр с песком, и была разработана программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами
песочной терапии.
Новизной и отличительной особенностью программы
является оптимальный подбор нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, фантазии, развития связной речи, словаря, грамматического строя
речи.
Цель: - создать условия для развития у воспитанников познавательной активности, речи, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков через пескотерапию.
Реализация программы: в форме игры, занятий познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей познавательное и художественно-эстетическое развитие ребёнка(ФГОС).
Задачи программы:
«Художественно – эстетическое развитие»
Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации игр с песком.
«Познавательное развитие»
. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение) и мелкую моторику рук.
«Речевое развитие
Способствовать овладению речью как средством общения и культуры,
обсуждения процесса и результатов работы.
«Социально – коммуникативное развитие»
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации игр с песком .
Основные направления программы:
Сенсомоторное
-создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
-учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
-учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
-развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
-совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
-посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
-учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
-помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины,
- формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Игровая деятельность
-формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
-побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
-учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое направление
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
-помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
- развивать умение слушать и слышать друг друга.
Принципы работы:
1. Принцип учета механизмов речевых нарушений.
2. Принцип качественного и количественного анализа результатов
обследования.
3. Принцип системности.
4. Принцип комплексности.
5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Содержание работы:
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями,
появляющимися от взаимодействия с песком.
Следующий шаг, которыйделает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок» и другие .Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
∙ Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
∙ Познавательные (с их помощью познается многогранность этого
мира);
∙ Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).
Игры с песком разнообразны:
обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
Структура занятия:
1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
2. Знакомство с правилами игр на песке;
3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм;
4. Содержание занятия;
5. Итог занятия, ритуал выхода.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей
детей, исходя из целей и задач системы.
Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно
проводить как с небольшой подгруппой детей (до 5 человек ), так и индивидуально.
Для успешной реализации поставленных задач, программа кружка
предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое
сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса,
развитие речи детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по
использованию песка на занятиях.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, мастер-классы, буклеты
Виды контроля:
- Групповой
- Индивидуальный
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас-спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества :
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—5 человек) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Методы организации процесса обучения:
- Беседы
-Игры – коммуникации
-Обучающие игры
- Проективные игры
- Познавательные игры
- Фонематические игры
--Коррекционные игры
--Семейные игры
- Элементы сказкотерапии
- Дискуссии
- Музыкальное сопровождение
Планируемые результаты
- Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей.
- Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
- Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.
- Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.
- Увеличение речевой активности детей.
- Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других.
- Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики руки
Условия реализации программы:
Противопоказания для занятий песочной терапией
1. Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
2. Серьёзные заболевания легких.
3. Кожные заболевания на руках, порезы и раны.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Необходимое оборудование
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в зеленый или голубой цвет. Если заниматься подгруппой (3-5 человек) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»
3. Цветной песок.
4. Манка
5. Индивидуальные лотки , подносы.
6. Разбрызгиватель воды или лейка.
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
- Человеческие персонажи
- Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
- Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
- Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
- Сказочные герои (злые и добрые)
- Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Тематическое планирование 1 год обучения
Месяц | Тема | НОД | Цель |
Октябрь | Знакомство с песочной страной | «В гости к Фее» . | Развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком. Развитие мелкой моторики рук. |
октябрь | Овощи и фрукты | Овощи и фрукты | Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах. Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты, развивать сенсорные способности детей при определении качества предметов, развивать речь детей, умение высказываться определениями. |
ноябрь | Посуда. Продукты питания | Геометрические фигуры | – развитие познавательных способностей у детей с задержкой психического развития. |
декабрь | Домашние и дикие животные | Домашние и дикие животные в песочной стране | Закрепление умения дифференцировать домашних и диких животных. - Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «домашние и дикие животные». |
январь | Зима | Зимние узоры на песке | - Уточнить знания о признаках зимы. - Учить составлять рассказ о зиме. |
февраль | транспорт | «Мы на кораблике плывем» ( по мотивам стихов А. Барто из цикла «Игрушки») | -развитие памяти детей; -совершенствование навыков выразительного чтение стихов |
март | Дом | Сказка про умного мышонка | -Совершенствование речевых навыков. |
Апрель апрель | Насекомые | Путешествие с муравьем | -учить составлять простые распространенные и сложные предложения; -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»; -совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. |
Май | Цветы. | На лесной полянке | Закреплять обобщающие понятия «насекомые», «цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги. Развивать связную речь |
Всего занятий |
9 | ||
Длительность 1 занятия | 25-30 минут |
Тематическое планирование 2 год обучения
Месяц | Тема | НОД | Цель |
Октябрь | Песочная страна | «На помощь песочной Фее» | закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) ; - учить классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (цвету, форме, величине). |
ноябрь | Домашние животные. | «Домашние животные.» Дифференциация звуков [С] – [Ш]». | -расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний в рамках изучаемой лексической темы; |
декабрь | Зима . Дикие животные . | «Кто где живет?» | - расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Зима», «Дикие животные»; -закреплять знания о диких животных, -знакомить с их жилищами; |
январь | Зима Новый год | «Снегурочка в стране Песка» | -развивать навыки общения и речь; -обобщить знания о свойствах песка; -стимулировать познавательный интерес. |
февраль | Транспорт | «Тайны подводного мира» | -Расширять знания детей о подводном мире; -Совершенствовать речевые навыки; -Развивать воображение. |
март | Дом | Дом для поросенка (по мотивам сказки С.Михалкова «Три поросенка» | - Совершенствовать речевые навыков ; -развивать воображение навыки драматизации |
апрель | Весна | «Хитрая лиса» По мотивам сказки «Заюшкина избушка» | -активизировать словарь по теме «Весна» -Совершенствовать речевые навыки ; -развивать воображение навыки драматизации |
Май | Цветы | «Волшебный цветок» | -Совершенствовать речевые навыки; - Развивать воображение. |
Всего занятий | 9 | ||
Длительность 1 занятия | 25-30 минут |
Используемая литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа
Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...
«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,
Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...
"В стране потерянных страничек"
Открытое занятие по ФЭМП...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...