СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Борисова Татьяна Вячеславовна

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, современная система образования приходит к инклюзивной модели, в которой образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.Началом осознания окружающего мира у маленького человечка является осознание себя « Я есть!». Схема тела является основой всей системы координат нашего ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, современная система образования приходит к инклюзивной модели, в которой образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Началом осознания окружающего мира у маленького человечка является осознание себя « Я есть!». Схема тела является основой всей системы координат нашего ребенка. Что же это?

  • Это сложный вид чувствительности, создающий основу ощущению взаиморасположения и соотношения размеров частей собственного тела;
  • Cинтетическое представление каждого человека о своем теле, его размерах, границах с внешним миром, его ориентировке в окружающем пространстве в каждый момент времени (Ф.Д. Горбов,1966);
  • Cтруктура психики, отражающая устройство собственного тела человека;
  • Гибкое, динамичное представление субъекта о собственном теле, которое непрерывно создается  человека в течение его жизни.

Для нас, как педагогов, важно, что схема тела создается со временем. Роль взрослого человека здесь трудно переоценить. С одной стороны, схема тела имеет физиологический состав (кинетика, кинестетика, т.е. это ощущение боли, давление и т.д.). С другой стороны, схема тела имеет и психологический компонент (Какой я? Красивый, не красивый, как я себя воспринимаю). Ну и конечно, и социально - оценочный аспект (полоролевые функции, мораль).

Мы, взрослые, со сформированной схемой тела, можем ощутить себя в ежедневном быту в таких случаях:

- Болезни и повреждения тела и его частей;

1. Травма и неподвижность конечности

2.Ограничения поля зрения (травма глаза, операция на глаз, даже мошка залетела - меняется наше ощущение себя, ощущение габаритов и вся ежедневная жизнь)

3.Снижение чувствительности (замерз, отлежал и т.д.).

- Езда в общественном транспорте (проблема места)

- Освоение вождения автомобиля, велосипеда, самоката («расширение» схемы тела, т. е. сливание его габаритов с нашими, чужие  габариты  должны стать нашей «второй» кожей).

С точки зрения нас, как педагогов, схема тела должна стать базой для выделения себя из окружающего мира. Первое, что начинает осознавать ребенок – это ощущение, что есть «я», а есть «не я». И в этом ему помогает мама. Схема тела это ядерное звено развития системы пространственных представлений. Причем не только базовых (вверх- вниз, ближе-дальше), т.е. представлений, имеющих непосредственное отношение к реальности окружающего мира, но и «квази» пространственных отношений, которые нельзя потрогать, пощупать.

 Схема тела - это понимание пространственных отношений в  устной речи. Например, «волчёнок, волк, волчище» - «волчёнок» не страшный, а «волчище» страшный. «Перед тем как выпить кофе, я прочитал газету» - что я сделал раньше? Т.е. способы словоизменения и словообразования, понимание и использование логико-грамматических  конструкций, переносных смыслов, все это пространственные отношения. Далее идет освоение письма и чтения (зрительный анализ и дифференциация букв, зрительно-моторные и пространственные паттерны графем и пр.). Затем идет освоение счета, понимание времени с приставкой «квази» (представления о множественности, порядке, счетных операциях, составе числа, разрядности и др.).

Что же такое « хорошо сформированная схема тела»? Ребенок развивается в движении, приобретает «моторный» интеллект (координированность, согласованность, четкость движений). Это богатейший репертуар навыков (бытовых, профессиональных, спортивных и пр.), нормализация уровня активации ребенка (ребенок двигается, отдыхает по режиму дня, насыщается кислородом его головной мозг). А самое важное, развитие произвольного контроля, речи, памяти, внимания, умение преодолевать стереотипии в поведении. Преобретается чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки, раскрепощенность. Это не просто праксис - произвольные движения и навыки, а это уже психологический, личностный успех нашего ребенка.

Формирование схемы тела и в норме и в патологии изучается большим количеством дисциплин. В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления.  Схема тела формируется благодаря развитию на уровне коры теменных отделов правого полушария. До 5 лет у ребенка правое полушарие более функционально активно. Правое полушарие -  это эмоциональный компонент нашей психики, это наше близкое общение со взрослыми: здесь формируется неречевой слух (а в левом полушарии потом сформируется фонематический анализ); это непроизвольное внимание, механическое запоминание, эмоциональное реагирование (память на лица) – потом будет уже произвольное внимание, семантическая память. Таким образом, правое полушарие это схема тела, оно доминирует в тактильной сфере, а тактильная стимуляция это самая мощная активация для развития психики.

Для исследования формирования схемы тела у ребенка нейропсихолог дает «пробы Хэда». Многие другие специалисты также применяют их в своей работе. По результатам обследования специалисты определяют направление коррекционной работы с ребенком и дают рекомендации родителям.

При появлении ребенка на свет, первым, кто начинает построение координат  ребенка, является его мама. Взрослый человек инициирует мироустроительную работу ребенка. С помощью матери, которая озвучивает, прикасается к телу ребенка, ребенок строит представление о собственном теле. Все телесные игры, а это «сорока-ворона», пестушки, приговорки, раскачивание на коленях способствуют  тому, что ребенок проживает эмоционально, «осознает» отдельные части своего тела в контакте с ее руками (пальцы рук, ладони, голова). Таким образом, у ребенка складывается понятие «Я», «Я есть», «Я такой». Образ телесного «Я»  необходим для умственного и личностного развития ребенка. Он появляется через выделение ребенка матерью. Текстам материнского фольклора сто лет: «идет коза рогатая», «ладушки-ладушки», «поехали-поехали в лес за орехами», «гуси-гуси», «сорока-ворона», «толкачки-рогачки, перевертушки!», «баю-баюшки баю, не ложися на краю!» и т.д. Очень важный момент - формирование понятия «край» (внутреннего и внешнего пространства): «Придет серенький волчок и укусит за бочок!». Край - как идея опасной грани двух разных миров (домашнего, защищенного и внешнего, опасного) и переходить край нельзя, пока «Я» не готов. Все это работа с маленькими детьми.

Дети постарше тоже не остаются без внимания. Для них игры: «Куча-мала», «катание с ледяных гор», «хороводы и ручейки», также служат формированию схемы тела, границ, расширению репертуара поведения. В них дети получаю эмоциональную разрядку, познают социальные нормы поведения, происходит энергообмен с окружающей средой. Дети в игре познают чувство боли, испытывают себя на прочность, ощущают свои границы и в дальнейшем получают навыки телесного взаимодействия с другими людьми (не навреди, не делай больно другому, бережное отношение). Таким образом, дети старшего возраста формируют свою схему тела через групповое взаимодействие.

В своей практике мы, как педагоги, знакомим родителей с работой Захаровой И.Ю., Моржиной Е.В. «Формирование представлений о теле». Авторы дают рекомендации родителям по следующим разделам:

  • Развитие вестибулярных ощущений – ритмичные игры в одном темпе (раскачивание на гамаке, на фитнес мяче, в одеяле);
  • Перемещение в пространстве на руках у взрослого (перекинув через плечо, прижать к своему боку);
  • Игры на поверхностную чувствительность (поглаживание ребенка с называнием частей тела);
  • Игры на глубокую чувствительность («медведь идет», «рельсы-рельсы»);
  • Игры на подражанию игры на локализацию ощущений на теле («мишка косолапый», «Машу хвать за ушко!»);
  • Игры на перемещение тела в пространстве, игры с материалами (сломать вермишель, пересыпать крупу, перелить воду, замесить тесто, перелезть, слезть , пролезть через туннель и т. д.).

Также материал по формированию представлений о лице и теле представлены в работах Семаго Н.Я. Широко распространены различные игры с мячом. Это подбрасывание, перебрасывание мяча, броски в цель, ведение мяча в движении, игры в команде, игры а песке, в воде с мячом.

Еще одно направление в развитии схемы тела – работа на вертикальных поверхностях. Вертикальные поверхности могут быть самыми разнообразными: стена, рулон обоев, дверь холодильника, мольберт, кусок пластика, зеркало, пробковая доска, магнитная доска, настенная плитка и т. д. Работать можно карандашами, красками, мелками, цветными  кнопками, магнитами, пластилином, трафаретами. Работа может заключаться в свободном рисовании, раскрашивании, конструировании из деталей, в виде отпечатков, штриховки, письма и т. д. Что нам это дает?

  1. Развитие схемы тела и устойчивости
  2. Зрительное внимание, моторные координации
  3. Преодоление утомления
  4. Сила мышц спины
  5. Развитие силы и стабильности верхних конечностей
  6. Пересечение средней линии тела
  • профилактика мышечной зажатости
  • двигательных стереотипий
  • психологической скованности
  • тренировка здоровой спонтанности

Среди всех рекомендаций родителям хочется выделить следующие:

  1. Игра на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, кольца, бадминтон, игра в городки)
  2. Прохождение «полосы препятствий», танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате, освоение роликов, коньков.
  3. Малышам – качалки, гамаки, велобеги. Игры на свежем воздухе!
  4. Приобщение детей к домашнему труду (подметанию пола, мытью посуды, уборка с пылесосом, развешивание белья).
  5. Различные спортивные упражнения, игры со скакалкой, резинкой, классики, удержание равновесия, игры с мячом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбов, Ф.Д. Проблемы космической психофизиологии, в сборнике: Человек вышел в космическое пространство. – М., 1966. – C. 23 – 29.

2. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Изд-во Питер, 2005. – 496 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во Педагогика, 1980. – 288 с.

4. Ермоленко, Н.А. Клинико – психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2000.- № 3. – С. 19 – 23.

5. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: Изд-во АРКТИ, 2005. – 400 с.

6. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста. – М.: АРКТИ, 2018Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Изд-во Юристъ, 1997. – 256 с.

7. Поставнева, И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1996. – 17 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Косолапова К. Н., Колупаева Ю. А. Особенности формирования схемы тела дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 887–892. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46352.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет

В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...