Характеристика детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл har_det_45_let.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей с нарушением зрения 4-5 лет


       Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл

Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим.

В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у слепых сосуществующими формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л.И.Солнцева), а в младшем дошкольном - игра и учение (Д.М.Маллаев).

У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.

Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом.

Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель

достигнута, выполнив только одно из них.

  Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности.

    Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.

Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество, с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности. Что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.

У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 Комплексно-тематическое планирование по нетрадиционному рисованию

«Каплеграфия»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Сентябрь

Тифлопедагогическое обследование детей

(выявление уровня актуального развития детей  

с нарушением зрения)

 ь

 

«Знакомство с кляксой»

Октябрь

«Ворота отворяй, привезли мы урожай»

Фрукты: Яблоки и груши.

        Смешивание краски определение цвета.

«Ярмарка продуктов»

Торт: Украшаем тортик

«Листьями в окошко машет, о себе нам всё расскажет»

 Деревья: Украшаем крону дерева осенними листьями.

«Улетая птицы, машут нам крылом»

Птицы: Рисуем  птичек капельками большими и маленькими.

Ноябрь

«Я по городу гуляю»

 

Домик для кляксы

«В гости к нам пришли игрушки»

Любимая игрушка кляксы

«Дружные ребята»

Лучшие  друзья кляксы.

«Вся семья вместе и душа на месте»

    Семья кляксы

«Чья избушка в лесу»

Клякса познакомилась смишкой

Дикие животные

Декабрь

«Здравствуй гостья зима»

P/к: Целевые прогулки в уголок леса

Зима

«Мы едим, едим, едим»

P/к: Автомобили на нашей улице

Транспорт

«Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь»

Дом, квартира, мебель

«Сказки у новогодней елки»

Новый год

Январь

Каникулы

 

    Промежуточная                    

       диагностика

«Нет игрушки в мире краше»

Народно-прикладное творчество

«Чтобы не было беды»

Безопасность

«Из чего же, из чего же...»

Свойства материалов

Февраль

«Кто я, какой я?»

Я - человек

«Какие вещи нам нужны»

Одежда, обувь

«Кем работают наши мамы и папы»

Профессии, 23 февраля

«На бабушкином подворье»

Домашние животные

Март

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

8 марта

«Чудесные помощники в доме»

Электроприборы

«Жила-была посуда: чайник, чашка, блюдо»

Посуда

«Чудесный мир сказок»

Р/к Амурские сказки

Неделя книги и театра

Апрель

«Весна идет и все ей рады»

P/к: Целевая прогулка в уголок леса

Весна

«Этот загадочный мир космоса»

Р/к:Космодром «Восточный»

Космос

«Жили у бабуси...»

Домашние птицы

Итоговое тифлопедагогич.

обследование детей

Май

«Кто живет в пруду?»

 P/к: Озера пригорода Благовещенска

Подводный мир

«Праздник Победы»

P/к: площадь Победы г. Благовещенска

День Победы

«Цветущий май»

P/к: Рассматривание одуванчиков на лугу

Природа родного края

«Азбука дорожная, понятная, несложная»

P/к: Мой безопасный город

ПДД

«Мы на луг ходили»

P/к: Целевая прогулка на луг

Цветы, насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предм...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и некоторых отклонений:особенности мышленияосо...