Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и некоторых отклонений:

  • особенности мышления
  • особенности зрительного восприятия
  • особенности психомоторной сферы
  • особенности эмоционально-волевой сферы
  • особенности формирования трудовых навыков и умений
  • особенности речевого развития 
  • возможные особенности поведения детей с нарушениями зрения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая характеристика детей,

имеющих зрительные нарушения

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и некоторых отклонений.

Особенности мышления

  • Особенности аналитической деятельности слабовидящих детей проявляются в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения. Это особенно отчетливо наблюдается, когда узнавание предметов и выделение признаков ограничено во времени и условия восприятия для зрения не созданы с учетом его возможностей.
  • Характерные ошибки слабовидящих детей проявляются при сличении и осмыслении сходства и различий предметов. Дети в этом случае видят объекты только в общем, не различая детали. Требуется специальная направленность их внимания на выделение деталей и различий, для чего увеличивается время для рассматривания. Также педагогам следует учесть, что процессы сличения, нахождения общих и отличительных черт, формирования умений обобщать признаки в зрительно воспринимаемом объекте потребуют от них в работе со слабовидящим ребенком подбора специальной иллюстративной наглядности, применения поэтапности в дифференциации визуальных признаков и большей длительности предъявления объекта для рассматривания. Увеличение количества предъявлений говорит о замедленности развертывания зрительного анализа. Ребенок чаще ведет анализ на основе догадок, уподоблений, предположений.
  • Только поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей (силуэт шофера, отсутствие крыши и т.д.), помощь педагога дают возможность ребенку понять изображение.
  • Снижение познавательной активности у детей со сложной зрительной патологией особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте, главным образом — в снижении ориентировочно-поисковой деятельности. Это снижение познавательной потенции вызвано недостаточной стимуляцией извне. Одним из факторов снижения активности слепых и слабовидящих являются отрицательные эмоциональные состояния из-за фрустраций (выпадение из действительности, отрыв от нее), которые обусловлены неадекватной самооценкой и трудностями выполнения различных социальных функций.

Особенности зрительного восприятия

  • Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений неоднозначен. Из всех трех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию.
  • Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма предмета и чем менее приближена к геометрическим формам, тем труднее дети опознают объект. При восприятии контурных изображений успешность опознания зависит от четкости, контрастности и толщины линии. Так, линии толщиной в 1,5 мм и выполненные черным цветом на белом фоне дети воспринимают быстрее всего. На черном фоне лучше всего дети выделяют желтое контурное изображение. Если же контур сливается с фоном, в данном случае дети с нарушениями зрения особенно часто ошибаются.
  • При восприятии силуэтных изображений дети с нарушениями зрения затрудняются в анализе и опознании изображений, особенно животных, и других сложных по форме изображений. Слабовидящие в этом случае могут назвать изображения только после анализа цветных, а затем силуэтных образов. Поэтому при глубоком нарушении зрения следует вести работу по чтению изображений, начиная от реальных, цветных — к силуэтным, а затем контурным. Здесь важен словесный алгоритм, который дает педагог, направляя зрение ребенка на поэтапное выделение основных признаков, а затем и составных деталей, с тем, чтобы у ребенка сложился логически правильный образ предмета.
  • Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственном положении, отношениях между предметами: удаленности, глубине, высоте и т.д. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Все эти сложности зрительно-пространственной ориентации детерминируют обедненность чувственного опыта пространственной ориентировки слабовидящих детей.
  • Так, например, снижение до определенного уровня остроты зрения приводит к ограничению различительных возможностей восприятия на расстоянии. Нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение; один глаз не может дифференцировать глубину, удаленность, протяженность пространства. Расстройство глазодвигательных функций обусловливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения.

Особенности психомоторной сферы

  • Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, а именно: запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, возможны проявления навязчивых стереотипных движений — раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.
  • Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как прежде всего ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние, соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину, от чего часто результат является отрицательным. В отличие от них нормально видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча, могу проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился», «дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не наблюдается, а интерес к результату теряется.
  • Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии определяет процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях, когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого возможность определения точного место положения осложнена из-за отсутствия оценки удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом, на сколько точно действуют.
  • Действия детей с монокулярным зрением ограниченны и неточны. Руки они чаще всего держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются. Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, и он может его успешно поймать. Если же мяч уходит немного в бок, дети не могут протягивать руки в его сторону. При этом со стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его полета. Для таких детей характерна поза, в которой они немного поворачивают голову в сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения, подобные ловле, бросанию, метанию в цель, при монокулярном зрении для детей сложны. Так, игры — в кегли, прокатывание мяча в ворота, кольцеброс и другие — дети любят, но бросают палки наугад, т.е. прицеливания нет, а после того как бросят, бегут смотреть результат, так как со стартовой площадки они его не видят.

Особенности эмоционально-волевой сферы

  • У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдаются снижение устремлений ребенка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем — осложнения в формировании личности.
  • Недостаточность информации об окружающем мире может снизить познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей провоцируют появление у детей с нарушениями зрения отрицательных черт характера — эгоизма, нерешительности, упрямства, а так же ослабление внимания к окружающим, уменьшение интереса к познанию.
  • Сокращение контактов с окружающими приводит к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир. Иногда у слепого или слабовидящего ребенка развиваются привычки — покачивание, надавливание на глаза, щелканье пальцами. Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и расстраивать, даже серьезно беспокоить.
  • Чаще всего указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены следующими причинами: недостатком чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничениями в деятельности, отрицательными попытками наладить контакты со зрячими.
  • Зрительные дефекты, в зависимости от глубины и времени их появления, могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности.

Особенности формирования трудовых навыков и умений

  • Большинству детей с нарушениями зрения присущи отклонения в координации движений, темпе и ритме действий, что сказывается на формировании трудовых навыков и умений.
  • Ориентировка в практическом содержании и исполнении трудового задания в этом случае зависит от успешности и точности зрительной ориентации. Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность зрительного восприятия не позволяют детям иметь достоверную информацию о действии, что осложняет выполнение предметных действий, взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза, и являются причиной недостаточности развития предметно-практических действий. При этом наблюдается: неуверенность при выполнении точно дозированных предметных действий, их недостаточная четкость и замедленность. Значительное количество ошибок обусловлено не четким зрительным анализом и контролем собственных действий. А у слепых детей при отсутствии зрительной информации предметно-практическая деятельность формируется в условиях активного развития тактильно-кинестетических ориентаций, форма предмета и действия с ним познаются совершенно иным способом, в отличие от зрячих.
  • На фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается неуверенность в своих возможностях, снижается интерес к результату труда, не формируются умения преодолевать трудности.

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения

  • Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития в виду недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненности предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Употребление детьми таких слов бывает слишком узким, а именно: слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств предметов и явлений окружающей жизни.
  • Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, у них нет четкого образа движения губ во время разговора, из-за чего часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.
  • Наиболее распространенным дефектом речи при слепоте и слабовидении у дошкольников и младших школьников является косноязычие разного характера — от сигматизма (неправильное произношение свистящих и шипящих звуков) до ламбдацизма (неправильное произношение звука «л») и ротацизма (неправильное произношение звука «р»).
  • Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной степени объясняются отсутствием или неполноценностью зрения. Дети при письме из-за недостаточности звукового анализа слова совершают ошибки в виду пропуска букв, их замены или перестановки.
  • Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ по причине снижения количества конкретной информации.
  • Устная речь детей с нарушениями зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания. Также к трудностям развития речи детей со зрительной патологией относятся особенности освоения и использования неязыковых средств общения — мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения, и не пользуясь в речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится мало выразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций, уменьшение ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.

Возможные особенности поведения детей с нарушениями зрения

Если ребенок с серьезным нарушением зрения в первые годы жизни был изолирован и не имел возможности общаться с обычными детьми, то его поведение может характеризоваться особенными чертами.

  • Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие чего движения могут быть неуверенными и скованными, казаться некрасивыми.
  • Все дети могут проявлять импульсивность. Но при слепоте она может выражаться более резко и сохраниться (из-за трудностей саморегуляции) даже в школьном возрасте. Саморегуляции дети во многом учатся у других ровесников, поэтому самонарушение зрения (невозможность видеть, как это делают другие) и отсутствие инклюзивной среды (как ограниченный опыт общения в принципе) могут быть причиной того, что саморегуляцией труднее овладеть ребенку с нарушением зрения.

Это проявляется, например, в следующем: ребенок может перебивать других, требовать к себе особого внимания, он настойчиво обращается к педагогу в то время, когда он разговаривает с другими детьми. Чтобы ребенок с нарушением зрения мог овладеть требуемым поведением, воспитатель или сопровождающий ребенка специалист обязан организовать обучение ребенка навыкам поведения с учетом особенностей его восприятия. Необходимо разработать четкие вербальные инструкции, что и как ребенок должен делать.

  • У слепых и слабовидящих бывают изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений: движения не выразительны, и даже мимика, сопровождающая состояние горя, радости, гнева и др., проявляется при глубоких нарушениях зрения в ослабленном виде. Исключением могут быть оборонительные движения, сопутствующие переживанию страха.
  • Вялое внешнее проявление эмоций у лиц с нарушениями зрения может сочетаться с навязчивыми движениями, выполняющими функции аутостимуляции. Это потряхивание руками, и подскоки, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой, и др.
  • Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся странными, поскольку как бы «наступают» на собеседника, и слишком настойчивыми. Это бывает вызвано желанием разглядеть собеседника, и если он отступает, то дети двигаются за ним.
  • Воспитателям иногда кажется, что дети издеваются над ними в тот момент, когда им делают замечания, — они улыбаются. Люди с нарушениями зрения часто бывают не осведомлены, что зрячие «прочитывают» эмоциональное состояние по лицу. Возникает нарушение в коммуникации именно вследствие того, что внешнее проявление чувств — с точки зрения зрячего может не соответствовать внутреннему состоянию незрячего ребенка.
  • «Взгляд в сторону» также может быть вызван нарушением зрения. Человек с боковым полем зрения при рассматривании собеседника направляет взгляд в сторону, так как на него в этом случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд может быть воспринят как выражение сомнения и подозрения.
  • Люди с глубокими нарушениями зрения могут научиться понимать и воспроизводить выразительные движения с помощью осязания, поэтому некоторые из них тянутся к лицу, чтобы потрогать его, в частности углы губ.
  • У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться страхи: остаться в одиночестве; недоверчивость; настороженность в отношениях с окружающими.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Психологические особенности детей с нарушением зрения

Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка. Дети с с нарушением более ранимы, им свойственна большая эмоциональность, тревожность, неуверенность и т.д. В тоже врем...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предм...

Характеристика детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития....

Консультация для родителей и воспитателей "Психологическая характеристика детей с нарушениями речи"

Консультация для родителей и воспитателей "Психологическая характеристика детей с нарушениями речи"...

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждения...