Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пархоменко Виктория Юрьевна

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. 

Метод проектных задач не является новым в мировой педагогике. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности воспитуемых.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна по целому ряду причин:

 - во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

 - в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Кроме этого, метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т.д..

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.

Применение метода проекта направлено непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Кроме этого, организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Своим воспитанникам я подсказываю источники информации или просто направляю их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, повышая познавательную активность дошкольников и стимулируя их интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.deyat_.2.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность: роль проектных задач

в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. 

Метод проектных задач не является новым в мировой педагогике. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности воспитуемых.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна по целому ряду причин:

 - во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

 - в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Кроме этого, метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т.д..

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.

Применение метода проекта направлено непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Кроме этого, организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Своим воспитанникам я подсказываю источники информации или просто направляю их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, повышая познавательную активность дошкольников и стимулируя их интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы)

Проектная деятельность в ДОУ из опыта моей работы....

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рационально...

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...