Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.
статья (старшая группа)
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно–следственных связей
В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Также игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведу примеры развивающих игр, которые применяют на практике педагогами.
Настольные игры детям не только очень нравятся, но и являются прекрасным методом развития логики. Ведь, практически все настольные игры предполагают участие двух и более человек. Популярными настольными играми являются: — пазлы, «Собери картину», «Часть и целое», «Ассоциации» (одна часть которых состоит из целого, а вторая из частей картинки). Такие игры развивают образное мышление, логику, воображение. Дети, как правило, справляются с данным заданием. Хотя, для некоторых детей собрать пазл или картинку задача не из легких. -«Продолжи цепочку», «Сочинялкин»: в данных играх дети находят общий признак, и выстраивают картинки. Игра «Сочинялкин» развивает не только умение продолжить ряд картинок, но и составить маленький рассказ по ним. -«Магнитная мозаика» особенно любима не только детьми, но и мной. При помощи данной игры можно решить множество задач: знание геометрических фигур, создание предмета, используя только определенные геометрические фигуры; развитие моторики, воображения. Игра увлекательна тем, что практически все дети справляются заданием (в начале ознакомления с игрой и дети младшего возраста выполняют действия по показу).
Игры «Четвертый лишний», «Лишний предмет», «Узнай предмет по заданным признакам» направлены на умение классифицировать предметы. В классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения. В этих играх практически все дети выделяют общий признак, и отделяют лишний предмет Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Игры на развитие логического мышления у дошкольников имеют своей целью сформировать такие элементы мышления как анализ, классификация, сравнение, синтез и обобщение. Перечисленные выше игры малая доля того, что можно использовать в работе. Каждая из этих игр направлена на решении нескольких целей и относить к какому -то конкретному разряду не хотелось бы.
Наша задача посредством игр задействовать как можно больше мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igr.docx | 17.98 КБ |
rol_igr.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно–следственных связей
В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Также игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведу примеры развивающих игр, которые применяют на практике педагогами.
Настольные игры детям не только очень нравятся, но и являются прекрасным методом развития логики. Ведь, практически все настольные игры предполагают участие двух и более человек. Популярными настольными играми являются: — пазлы, «Собери картину», «Часть и целое», «Ассоциации» (одна часть которых состоит из целого, а вторая из частей картинки). Такие игры развивают образное мышление, логику, воображение. Дети, как правило, справляются с данным заданием. Хотя, для некоторых детей собрать пазл или картинку задача не из легких. -«Продолжи цепочку», «Сочинялкин»: в данных играх дети находят общий признак, и выстраивают картинки. Игра «Сочинялкин» развивает не только умение продолжить ряд картинок, но и составить маленький рассказ по ним. -«Магнитная мозаика» особенно любима не только детьми, но и мной. При помощи данной игры можно решить множество задач: знание геометрических фигур, создание предмета, используя только определенные геометрические фигуры; развитие моторики, воображения. Игра увлекательна тем, что практически все дети справляются заданием (в начале ознакомления с игрой и дети младшего возраста выполняют действия по показу).
Игры «Четвертый лишний», «Лишний предмет», «Узнай предмет по заданным признакам» направлены на умение классифицировать предметы. В классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения. В этих играх практически все дети выделяют общий признак, и отделяют лишний предмет Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Игры на развитие логического мышления у дошкольников имеют своей целью сформировать такие элементы мышления как анализ, классификация, сравнение, синтез и обобщение. Перечисленные выше игры малая доля того, что можно использовать в работе. Каждая из этих игр направлена на решении нескольких целей и относить к какому -то конкретному разряду не хотелось бы.
Наша задача посредством игр задействовать как можно больше мыслительных процессов.
Предварительный просмотр:
Роль развивающих игр в развитии мышления у дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога.
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ ее решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно–следственных связей
В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Также игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведу примеры развивающих игр, которые применяют на практике педагогами.
Настольные игры детям не только очень нравятся, но и являются прекрасным методом развития логики. Ведь, практически все настольные игры предполагают участие двух и более человек. Популярными настольными играми являются: — пазлы, «Собери картину», «Часть и целое», «Ассоциации» (одна часть которых состоит из целого, а вторая из частей картинки). Такие игры развивают образное мышление, логику, воображение. Дети, как правило, справляются с данным заданием. Хотя, для некоторых детей собрать пазл или картинку задача не из легких. -«Продолжи цепочку», «Сочинялкин»: в данных играх дети находят общий признак, и выстраивают картинки. Игра «Сочинялкин» развивает не только умение продолжить ряд картинок, но и составить маленький рассказ по ним. -«Магнитная мозаика» особенно любима не только детьми, но и мной. При помощи данной игры можно решить множество задач: знание геометрических фигур, создание предмета, используя только определенные геометрические фигуры; развитие моторики, воображения. Игра увлекательна тем, что практически все дети справляются заданием (в начале ознакомления с игрой и дети младшего возраста выполняют действия по показу).
Игры «Четвертый лишний», «Лишний предмет», «Узнай предмет по заданным признакам» направлены на умение классифицировать предметы. В классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения. В этих играх практически все дети выделяют общий признак, и отделяют лишний предмет Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Игры на развитие логического мышления у дошкольников имеют своей целью сформировать такие элементы мышления как анализ, классификация, сравнение, синтез и обобщение. Перечисленные выше игры малая доля того, что можно использовать в работе. Каждая из этих игр направлена на решении нескольких целей и относить к какому -то конкретному разряду не хотелось бы.
Наша задача посредством игр задействовать как можно больше мыслительных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)
Перспективно-календарное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы учителя-дефектолога)
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уро...
Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога
Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...
Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...
Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с инвалидностью, с ограниченными в...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...