Методическая разработка тематических игровых сценариев: "Дошкольник и игра"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка состоит из составленных мною сценарий включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие основных познавательных и развивающих процессов: внимание, мышление. память, воображение, речь, логика и физическое развитие; способствуют закреплению навыков общения, помогают ребёнку социализироваться. Тематические сценарии можно использовать в основной развивающей деятельности детей, отдельными тематическими вечерами досуга, или при работе с родителями, как совместные игровые мероприятия. Во всех игровых сценариях есть музыкальное сопровождение, кинезиологические упражнения и соответствующая возрасту физическая нагрузка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Земляницына Марина Николаевна
Педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад №72
Россия, Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. «Дошкольник и игра».
Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с такой проблемой, как недостаточное разнообразие игровых сценариев для проведения интересной развивающей и коррекционной деятельности. Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться с помощью игр, игровых сценариев, т.к. именно внешняя среда оказывает основное влияние на психическое и поведенческое развитие ребёнка, на его анатомо-физическое состояние и созревание организма в целом.
Из опыта работы и моих наблюдений, детям до пяти лет свойственна индивидуальная форма игры. Не стоит навязывать ребёнку компаньонов, разрушая его игровое настроение. Всё должно происходить постепенно.
Я считаю, что игра многозначна и детей необходимо научить играть. Для этого я использую свои подходы к детям в игре:
- Дружеская , теплая, не подавляющая ребёнка манера общения;
- Установление степени дозволенности, т.е. безопасности в игровом взаимопонимании («Мы играем. В игре можно делать больно?... «Нельзя!»)
- Предоставление ребёнку самостоятельного выбора линии поведения;
- Право ребёнка выражать свои чувства.
Каждый разработанный мною сценарий включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие основных познавательных и развивающих процессов: внимание, мышление. память, воображение, речь, логика и физическое развитие; способствуют закреплению навыков общения, помогают ребёнку социализироваться. Тематические сценарии можно использовать в основной развивающей деятельности детей, отдельными тематическими вечерами досуга, или при работе с родителями, как совместные игровые мероприятия. Во всех игровых сценариях есть музыкальное сопровождение, кинезиологические упражнения и соответствующая возрасту физическая нагрузка.
По моему мнению, игра – это «экологически чистый» вид деятельности, если так можно выразиться. И чем больше внимания к ней будет проявляться со стороны родителей, специалистов, тем психологически развитым и здоровым вырастет ребёнок.
Сценарий игрового досуга для детей младшего дошкольного возраста «Топ – топ ножками по нашему городу» автор Земляницына М.Н.
Цель: Создание благоприятного эмоционального фона, положительных эмоций и чувств, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Ознакомление детей с памятниками животным города Санкт – Петербурга;
- Развитие эмоционального отклика на содержание занятия;
- Воспитание любви к своему городу и его жителям;
- Активизация и обогащение словаря детей;
- Стимулирование к выполнению движений в игре.
Оборудование: фигурки животных (объёмные): Заяц, Кот, Лошадь, в корзине. На столе фотографии с памятниками животным г. Санкт – Петербурга (Кошка Василиса с Васильевского острова, Заяц на пеньке у Петропавловской крепости, Кот Елисей на Елисеевском магазине, Кони с Аничкового моста ),
Большой голубой платок для релакса.
Ход игровой деятельности
Звучит спокойная музыка. К детям в гости приходит педагог, переодетый Кошкой.
Кошка:
«Здравствуйте, мои друзья!
Вас так рада видеть я.
В вашем городе живу,
К деткам в гости прихожу.
Кошка Василиса я!
Вы узнали все меня?»
Ведущий:
«Здравствуй, Василиса! А, что ты принесла нам в корзинке?»
Кошка:
«Чудеса живут в корзинке!
Побежали по тропинке!
Топ-топ-топ (дети топают ногами)
На Заячий остров!
Добираться нам не просто:
На трамвае - «дзынь, дзынь, дзынь» (дети встряхивают кистями рук)
На метро – «ту – ту ту – ту» (дети имитируют руками движение паровозика)
Ехать очень далеко!» (можно повторить 3 раза)
(дети двигаются по комнате , вслед за Кошкой)
(показ Зайца)
Кошка:
«Зайка на пеньке сидит,
Ветер воду шевелит (педагог дует , дети повторяют)
Тихо, Заинька, сиди
И с пенька не уходи!» (дети грозят пальчиком)
Ведущий:
«Василиса, а кто это у тебя ещё в корзинке шевелится?»
Кошка:
«Это друг мой – Елисей (показ Кота)
На проспекте всех главней!.
Высоко сидит, глядит.
Никуда не убежит!
Дотянуться до него
Будет очень нелегко!» (дети тянутся вверх , пытаются достать Кота. Гладят его)
Кошка (показывает Лошадь)
Ведущий:
«Мы на Невском побывали
Топ-топ-топ
Топ-топ-топ.(дети топая ногами идут за ведущим)
И коней там увидали
О-го-го, О-го-го. (дети качают головой)
На мосту стоят лошадки
И-го-го, и-го-го(дети цокают языком)
Мы на них поедем в гости
Далеко, далеко (дети скачут ,имитируя лошадь)
Ведущий:
Ох, скакали и устали,
Нужно деткам отдыхать,
Нужно деткам полежать! (дети ложатся на ковёр)
Релакс «Петербургское небо»
(Ведущий и Кошка с помощью большого голубого платка делают над каждым ребёнком купол и медленно его опускают)
Дети встают.
Кошка:
«В нашем городе живут славные зверюшки,
Приходите к ним ,друзья,
Почесать за ушком!»
Ведущий:
Спасибо, кошка Василиса, что рассказала нам про интересных животных -памятников нашего города Санкт – Петербурга. Мы обязательно сходим к ним в гости!. До свидания!
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ИГРАНДИЯ»
1 игра «Поймай руки в одном стуке».
Цель: Развитие сотрудничества, слухового внимания
2 игра «Зевок».
Цель: Полное расслабление, умение перевоплощаться.
3 игра: «Пляшущие ноги, руки, носы».
Цель: Узнавание частей тела на картинке и умение двигать только этой частью тела.
4 игра: «Дождь, ветер, гром».
Цель: Повышение чувства групповой сплоченности.
5 игра: «Беги, замри».
Цель: Развитие двигательной активности, слухового внимания, самоконтроля.
6 игра: «Кошкин дома»
Цель: Развитие сотрудничества и правильного дыхания
7 игра: «Ключи от буфета»
Цель: Учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимика, жесты); Воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению; Развитие умения вступать в диалог.
8 игра: «Мешочек эмоций». (авторская игра).
Цель: Развитие навыков работы в команде, чувства эмпатии, преодоление тактильных барьеров.
9 игра: «Червячок, куколка, бабочка».(авторская игра)
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии.
10 игра: Упражнение на дыхание «Раздуй огонь».(авторская игра)
Цель: Закрепление умения правильного дыхания.
11 музыкальная игра: «Друзья».
Цель: Развитие умения слушать и эмпатийных способностей.
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ ИГРАНДИЯ» Автор – составитель Земляницына М.Н.
Цель: Создание благоприятных условий для гармоничного и психологического здоровья детей через игровую деятельность.
Задачи:
- Учить умению играть в коллективе, умело и красиво двигаться.
- Учить воспринимать эстетику тела для формирования и развития положительной «Я – концепции».
- Дать возможность задействовать в игре все тело, творчески выражать себя без слов, умение включаться в совместную деятельность.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению различных музыкальных движений разного характера.
- Развивать чувство ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве.
Оборудование: картинки с использованием различных частей тела, искусственная свеча (фонарик), фонарики из картона, макет города и маски эмоций.
Музыкальный материал: К.Глюк «Танец благословенных духов» из оперы «Орфей и Эвредика», мелодия из к/ф «Амели», Я. Тахаши «Оживленная улица», И.Брамс «Колыбельная», И.Штраус «Марш Радецкая», Лядов «Вариации на тему Глинки».
Ход досуга:
Дети входят под музыку и встают в круг. На стене зала макет города и изображения лица с эмоцией равнодушия.
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами попали в страну Играндия, где нас ждет много приключений, жители этой страны, веселые, добрые, отзывчивые, но недавно у них случилось странное событие, кто-то задул огонек игры и теперь все жители страны грустят и скучают, потому что не могу играть без огонька игры. Они пригласили нас чтобы мы помогли им разжечь этот огонёк. Поможем? (ответы детей) А как же его разжечь, как вы думаете? (ответы детей). Правильное! Надо сыграть в разные игры. Поиграем? (ответы детей).
И первой игрой мы будем будить спящих и скучающих жителей страны Играндии. Я буду хлопать в ладоши, а вы попробуйте хлопать также как я, чтобы получилось одновременно.
Игра «Поймай руки в одном стуке».
Психолог: Посмотрите, жители страны просыпаются, потягиваются, зевают и мы сейчас превратим в большие ротики наше тело и покажем всем телом большой зевок. Внимательно слушайте музыку и старайтесь двигаться медленно.
Игра «Зевок».
Психолог: Все взбодрились, проснулись и очень нам обрадовались и мы рады. Давайте потанцуем, но не так как всегда, а отдельными частями тела. Я вам буду показывать их на карточках, а вы, какую часть тела увидите, той и двигайтесь.
Игра «Пляшущие ноги, руки, носы».
Психолог: Молодцы, замечательно все у вас получается. А пока мы танцевали, что-то погода испортилась. Когда я скажу слово « Дождь», вы хлопаете в ладоши, «Ветер» потираете ладошки, «Гром»- топаете ногами. я тоже буду вместе с вами всё показывать, но буду вас путать. Поэтому слушайте внимательно!
Игра «Дождь, ветер, гром».
Психолог: Вот так погода! Нужно поиграть еще в одну игру, чтобы убежать от этого ненастья. У меня есть замечательный барабан. Под музыку вы двигаетесь по залу, а когда я ударю в барабан, вы должны будете замереть на месте и не двигаться.
Игра «Беги, замри!»,
Психолог: Бежали мы, бежали и добежали до кошкиного дома. Вставайте скорее в круг и сыграем в игру «Кошкин дом».
Игра «Кошкин дом».
Дети держатся за руки и идут по кругу под музыку, проговаривая:
Тили, тили, тили, бом!
Загорелся кошкин дом!
Пух, пух, пух и огонь потух!
(Дети, набрав воздух носом, дуют.)
Психолог: Какие молодцы, потушили пожар, ребята, а пока тушили пожар, у меня пропали ключи от буфета, где лежали мои конфеты, кто их взял?
Их взял…(имя ребёнка)
Ребёнок отвечает: Кто? Я? Я не брал!!! Их взял, их взял…(называет имя другого ребёнка) игра повторяется, чтобы все дети приняли участие.
Игра «Ключи от буфета».
Психолог: ой, а посмотрите какие жители страны Играндии все одинаковые, у них нет настроения, давайте им покажем наши эмоции и подарим им свое настроение. Вы должны обняться, обняться и превратиться в « мешочек» и договориться, какую эмоцию будете показывать, а мы угадаем!
Игра «Мешочек настроения».(авторская игра)
Психолог: «Ура! У нас получилось! И теперь у жителей страны Играндия есть настроение, есть эмоции. А чтобы всем стало еще интереснее и веселее, мы сыграем в нашу любимую игру «Червячок, куколка, бабочка».
По команде педагога дети «превращаются» в червячка (катаются по полу), куколку (замирают на месте), бабочку (медленно перемещаются по помещению, махая руками). Педагог «ловит» детей сачком из сцепленных в круг рук.
Игра «Червячок, куколка, бабочка».
Психолог: А как же наш огонек? Не горит! Давайте подуем на него и он разгорится!
Игра «Раздуй огонь» (когда дуем вместе, гаснет свет и появляются много огоньков. Светомузыка)
Психолог: Разгорелся наш огонек игры, возьмите каждый свой фонарик и украсьте им домики жителей стран (дети идут, развешивают фонарики). Мы помогли жителям страны Играндия и теперь давайте сыграем все вместе и пригласим гостей с нами поиграть.
Музыкальная игра «Друзья обнимаются»
Психолог: Молодцы, ребята, вам понравилось играть? (ответы детей). Давайте прощаться с гостями и жителями страны Играндия. До свидания.
При составлении сценария использовались авторские игры и упражнения и игры из книги Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М; Генезис, 2010.
СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ «В ПОИСКАХ ЗАПАСОВ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ. Автор Земляницына М.Н.
Цель: укрепление семейных отношений по средствам игровой деятельности.
Психолог(педагог): «Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вас всех видеть.
Давайте поздороваемся друг с другом.»
Игра "Молчаливое приветствие"(поздороваться в тишине теми частями тела, которые назовёт педагог)
Психолог(педагог): А теперь разомнём наши пальчики и ручки.
Игра "Кто зубы не чистит...."(кинезеологическое упражнение)
Кто зубы не чистит не моется мылом;
(движение: соединять пальцы с большим пальцем по очереди, двумя руками)
Тот вырасти может грязнулей ленивым;
(движение вверх ладонь над ладонью, как по ступенькам)
Дружат с грязнулями только грязнули;
(движение: рукопожатие своими руками)
Которые сами в грязи утонули;
(движение вниз ладонь над ладонью, как по ступенькам)
У них вырастают противные бяки;
(движение: ладони сложены вместе как при молитве, и двигаются вв верх по змейке)
За ними гоняются злые собаки;
(движение: хлопки ладонями, запястья вместе)
Грязнули боятся воды и простуд
(движение: обнимая себя меняя руки, похлопывая себя по плечам)
А иногда и вообще не растут.
(движение вниз ладонь над ладонью, как по ступенькам)
Сюрпризный момент.
Психолог(педагог): Сорока принесла письмо от жителей леса.
(зачитывает письмо).
"На помощь мы просим скорей вас прийти.
Запасы на зиму помочь нам найти!"
Да здесь ещё и карта вложена.
(показывает карту)
Психолог(педагог): «Отправляемся мы в путь,
Чтоб помочь запас вернуть.
В мешки запасы сложим,
Зверушкам всем поможем!»
Игра: "Поставь заплатку"(мешки из разноцветной бумаги с дырками, подобрать «заплатку» соответствующую цвету мешка)
Психолог(педагог): Мешки готовы? Смотрим на карту и в путь!
«Вот и болото на пути.
Скорей бы вам его пройти.
Здесь много надо всем внимания,
В конце вас ждёт ещё задание!»
Игра: "След в след" (игроки проходят по болоту по бумажным следам, наступая след в след, держась друг за друга, цепочкой. На последнем следочке-следующее задание)
Психолог(педагог): «Что за чудо-островок?
Мал, как птички он носок!
Всем на остров надо встать
В тесноте, но постоять.»
Игра: "Островок" (игроки встают на лист бумаги так, чтобы все могли уместиться, начиная с полностью развернутого листа, затем лист складывается.)
Психолог(педагог): «На карте обозначен мост,
Но, видно, ветер его снёс.
И надо по канату
Пройти вам всем, ребята!»
Игра: "По тоненькой верёвочке" (дети и взрослые идут по канату, держа равновесие)
Психолог(педагог): «На карте нарисован пузырёк.
Вокруг рассыпанный горох.
Что надо сделать, вам, друзья?
Наверное, собрать горох,
Заполнив быстро пузырёк.»
Игра "Горошек в бутылочке" (играющие, по очереди, заполняют бутылочку горохом, под счёт до десяти, на обратной стороне дна задание)
Психолог(педагог): Текст задания: Лицом к окну ты повернись,
Пять маленьких шагов пройдись.
Смотри туда, где красный цвет,
Там и вопрос, там и ответ.
(ориентир – красный конверт со следующим заданием)
Игра: "Найди пару" (играющим раздаются части целой картинки из конверта, они должны найти пару и сложить картинку. На обороте одной картинки - загадка:
"В крупе найдёте слово вы,
Собрав лишь круглые шары."
Игра: "Собери слово" (играющие выбирают из коробки с крупой только круглые шарики с написанными на них буквами. Выкладывают слово "ГРИБ")
Игра: "Грибы на палочке" (участники делятся на пары родитель-ребенок, взрослым участникам завязываются глаза, дети, только словами, помогают нанизывать плоские «картонные грибы» с прорезями на палочки. Осталась лишняя палочка с заданием.)
Психолог(педагог): читает задание:
Лежат в дупле запасы все,
На самой верхней высоте.
Чтобы дупло скорей достать,
В два роста надо быстро встать!
Игра: "Дупло на шкафу" ("дупло" на шкафу, в нём сладости, печенье, сок и т.д. Родители "увеличивают" рост детей с помощью подручных материалов или подсаживают их и по очереди достают гостинцы).
В конце квест-игры проводится «минута объятий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."
Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....
Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"
Содержит иллюстративный материал, фотоматериал, стихи о Юрге, к методической разработке....
Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Методическая разработка тематического дня недели "День вежливости и доброты"
Методическая разработка тематического дня недели...
Методическая разработка по игровым программам для дошкольников «Обучаем, развиваем и воспитываем в игре»
Предлагается подборка игр, которые помогут детям лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание; быстроту и ловкость....
Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"
Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...