Агрессивное поведение дошкольника
консультация по коррекционной педагогике
В данной статье дается характеристика агрессии, ее формам и симптомам. Прописаны рекомендации педагогам при работе с агресивными детьми. Описываются методы коррекции агрессии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnoe_povedenie_doshkolnika_i_mery_pedagogicheskogo_vozdeystviya.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивное поведение дошкольника и меры педагогического воздействия.
Агрессивное поведение –вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.
Формы агрессии:
- Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
- Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
- Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
- Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
- Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
- Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.
Симптомы недостатка, в чем проявляется?
- Нарушение прав другого;
- Разрушение чего-либо;
- Нецивилизованные формы общения (грубость);
- Аффективные вспышки гнева.
Непрямая агрессия:
Распространение сплетен, клеветы за спиной человека.
Реакция педагога на агрессивный поступок
1. Быстродействие: Пресечь – остановить поведение (решительно-спокойно-молча) Дать знать, что так действовать не разрешается — сразу же после проступка.
2. Игра по сценарию: ровно и одинаково каждый раз без лишних сцен и драм - санкции. Пусть он знает, что если плохо себя поведет — будет методично наказан,
3. Обсуждение проблемы: После того, как ребенок придет в норму — уточни зачем и почему он совершил этот поступок и считает ли его справедливым.
4. Ответственность за свои поступки - метод естественных последствий (сломал – нечем играть, дрался – один остался). Показать непродуктивность действий для развития ответственности за поступки, но не как наказание!!
5. Заглаживание вины («Пошутил» – убери за собой!) Даже если для того, чтобы ребенок извинился его придется вести к обиженному за руку — делай это, как бы ни было неловко.
Правила экстренного вмешательства при агрессивном поведении ребенка
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения (цель – привлечь внимание);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...») вместо запрета на негативные эмоции!
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
- Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки – просто картина происходящего!
- Контроль над собственными негативными эмоциями.
- Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
- Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
- Снижение напряжения ситуации (т.е. избегание типичных ошибок реагирования на агрессию ребенка)
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»,
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»; ♣ сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы.
5 принципов реагирования на драку детей
(Кэтрин Кволс «Радость воспитания»):
- Успокоить дерущихся
- Опишите происходящее
- Не берите роль судьи или заступника
- С пониманием к чувствам детей
- Дать другие стратегии для решения конфликта.
Симптоматическая коррекция агрессивного поведения дошкольников
- Коррекция способов выражения эмоций и снятие напряжения;
- Развитие коммуникативных умений и способов защиты своих прав.
Причины недостатка чем вызвано? Чего недостает?
- Нехватка внимания и любви;
- Усталость;
- Страх и незащищенность;
- Жажда власти (нарушенная привязанность);
- Негативное самовосприятие;
- Социальное научение;
- Отсутствие культурных форм общения.
Каузальная (причинная) коррекция
- Развитие умения сопереживать другому;
- Повышение самооценки, позитивное самовосприятие и опыт уверенного поведения;
- Снятие тревожности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей
Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Агрессивное поведение дошкольников
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. ...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...
Агрессивное поведение дошкольников
Консультация для педагогов...
Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления
консультационная беседа с родителями содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...