Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
консультационная беседа с родителями содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnoe_povedenie.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее важных проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растёт. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
- Кризисом семейного воспитания;
- Невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
- Увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
- Пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.
Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребёнок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.
У детей выделяют две форму проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.
Недеструктивная агрессивность – механизм удовлетворения желаний, достижения цели и адаптации. Она является средством конкуренции и адаптации в окружающем мире, защиты ребёнком своих прав и интересов.
Враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получая при этом удовольствие. Результат такого поведения, как правило, - частые конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка.
Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, сердятся и прибегают к дракам. О ребёнке, у которого на протяжении 6 и более месяце одновременно устойчиво проявлялись хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью как качеством личности. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
У детей дошкольного возраста наиболее выражены вербальная и физическая формы агрессии.
Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы: «Если не будешь слушаться, к тебе приедет милиционер и посадит в тюрьму».
Физическая агрессия направлена на причинение какого-либо физического ущерба другому человеку через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
- Разрушение продуктов деятельности другого ребёнка (ребёнок уничтожил чужую постройку из кубиков, девочка замазала красками рисунок своей подруги);
- Порча чужих вещей (мальчик наносит удар по стулу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает на пол чужую машинка и с удовлетворением наблюдает слёзы и ужас её владельца);
- Непосредственное нападение на другого ребёнка и нанесение ему физической боли и унижений (драка).
Агрессивное поведение – нормальное явление в развитии ребёнка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухать то проявляться с новой силой. Родителям необходимо относиться к этому без лишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдёт ли этот период агрессивности или станет личностной чертой ребёнка.
Выделяют ряд факторов способствующих формированию детской агрессии.
Семейные:
- неприятие детей родителями (например, нежеланные дети);
- безразличие или враждебность со стороны родителей;
- разрушение эмоциональных связей в семье;
- неуважение к личности ребёнка;
- чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его (гипоопека), избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
- ограничение физической и эмоциональной активности.
Личные:
- подсознательное ожидание опасности;
- неуверенность в собственной безопасности;
- эмоциональная нестабильность (до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами);
- недовольство собой (отсутствие эмоционального поощрения от родителей, взрослых);
- повышенная раздражительность из-за чувства вины.
Ситуативные:
- плохое самочувствие, переутомление;
- влияние продуктов питания (не исключается повышение тревожности, нервозности и агрессивности при чрезмерном употреблении шоколада, чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды);
- влияние факторов окружающей среды (шум, вибрация, микроклимат, теснота).
Тип темперамента и особенности характера:
- менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравнове-шенности как нервной, так и эмоциональной. Они чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их легко вывести из терпения;
- акцентуация характера – наибольшая агрессивность присуща детям, обладающим циклоидной (склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации), эпилептоидной (не достаточная управляемость, педантичность и конфликтность, склонность «застревать» в ситуации) и лабильной (высокая скорость протекания нервных процессов, склонность к частой смене эмоций и импульсивности действий) акцентуациями характера.
Причинами появления агрессивности детей может быть стремление привлечь к себе внимание сверстников, быть главным или получить желанный предмет, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности. Сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.
Выделяют три вида детской агрессивности.
При импульсивно-демонстративном виде главная задача ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети активно стремятся к контакту со сверстниками; добившись внимания партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Дети этой подгруппы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников, отличаются недостаточным познанием окружающего мира, неразвитой произвольностью внимания, низким уровнем развития игровой деятельности. Они игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и в не её), ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойное состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.
Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Соста...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет
Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...
Методы преодоления агрессивного поведения дошкольников
В статье кратко описаны: природа возникновения агресси, проявление по возрастам, а также методы преодоления агрессивного поведения дошкольников...
Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников.
В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему пр...
Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...
картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников
картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников...