Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Тямина Ольга Александровна

консультационная беседа с родителями  содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее важных проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растёт. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

  • Кризисом семейного воспитания;
  • Невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
  • Увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
  • Пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребёнок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

У детей выделяют две форму проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Недеструктивная агрессивность – механизм удовлетворения желаний, достижения цели и адаптации. Она является средством конкуренции и адаптации в окружающем мире, защиты ребёнком своих прав и интересов.

 Враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получая при этом удовольствие. Результат такого поведения, как правило, - частые конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка.

Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, сердятся и прибегают к дракам. О ребёнке, у которого на протяжении 6 и более месяце одновременно устойчиво проявлялись хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью как качеством личности. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

У детей дошкольного возраста наиболее выражены вербальная и физическая формы агрессии.

Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы: «Если не будешь слушаться, к тебе приедет милиционер и посадит в тюрьму».

Физическая агрессия направлена на причинение какого-либо физического ущерба  другому человеку через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

  • Разрушение продуктов деятельности другого ребёнка (ребёнок уничтожил чужую постройку из кубиков, девочка замазала красками рисунок своей подруги);
  • Порча чужих вещей (мальчик наносит удар по стулу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает на пол чужую машинка и с удовлетворением наблюдает слёзы и ужас её владельца);
  • Непосредственное нападение на другого ребёнка и нанесение ему физической боли и унижений (драка).

Агрессивное поведение – нормальное явление в развитии ребёнка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухать то проявляться с новой силой. Родителям необходимо относиться к этому без лишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдёт ли этот период агрессивности или станет личностной чертой  ребёнка.

Выделяют ряд факторов способствующих формированию детской агрессии.

Семейные:

  • неприятие детей родителями (например, нежеланные дети);
  • безразличие или враждебность со стороны родителей;
  • разрушение эмоциональных связей в семье;
  • неуважение к личности ребёнка;
  • чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его (гипоопека), избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
  • ограничение физической и эмоциональной активности.

Личные:

  • подсознательное ожидание опасности;
  • неуверенность в собственной безопасности;
  • эмоциональная нестабильность (до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами);
  • недовольство собой (отсутствие эмоционального поощрения от родителей, взрослых);
  • повышенная раздражительность из-за чувства вины.

Ситуативные:

  • плохое самочувствие, переутомление;
  • влияние продуктов питания (не исключается повышение тревожности, нервозности и агрессивности при чрезмерном употреблении шоколада, чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды);
  • влияние факторов окружающей среды (шум, вибрация, микроклимат, теснота).

Тип темперамента и особенности характера:

  • менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравнове-шенности как нервной, так и эмоциональной. Они чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их легко вывести из терпения;
  • акцентуация характера – наибольшая агрессивность присуща детям, обладающим циклоидной (склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации), эпилептоидной (не достаточная управляемость, педантичность и конфликтность, склонность «застревать» в ситуации) и лабильной (высокая скорость протекания нервных процессов, склонность к частой смене эмоций и импульсивности действий) акцентуациями характера.

Причинами появления агрессивности детей может быть стремление привлечь к себе внимание сверстников, быть главным или получить желанный предмет, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности. Сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Выделяют три вида детской агрессивности.

При импульсивно-демонстративном виде главная задача ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети активно стремятся к контакту со сверстниками; добившись внимания партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Дети этой подгруппы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников, отличаются недостаточным познанием окружающего мира, неразвитой произвольностью внимания, низким уровнем развития игровой деятельности. Они игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и в не её), ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойное состояние.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.

Пояснительная записка      Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Соста...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Методы преодоления агрессивного поведения дошкольников

В статье кратко описаны: природа возникновения агресси, проявление по возрастам, а также методы преодоления агрессивного поведения дошкольников...

Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников.

В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему пр...

Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников...